Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:10, дипломная работа
Целью работы является оценка эффективности постановки учета операций с основными средствами и анализ их использования на примере финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «КОМСТАР-Регионы», специализирующегося на предоставлении телекоммуникационных услуг населению, таких как интернет, телевидение, телефония и др.
Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие основных средств и принципов отнесения объектов к основным средствам;
- изучить классификацию основных средств;
- рассмотреть виды оценки основных средств и механизм их формирования;
- рассмотреть нормативную базу, регламентирующую бухгалтерский учет основных средств;
- систематизировать задачи учета и анализа основных средств на современном этапе;
- охарактеризовать основные направления анализа операций с основными средствами;
- представить систему показателей для анализа основных средств;
- проанализировать обеспеченность предприятия основными фондами, оценить изменение их структуры, проанализировать их техническое состояние;
- определить уровень использования основных средств по обобщающим и частным показателям;
- рассмотреть организацию и методику учета различных операций с основными средствами на предприятии с учетом специфики отрасли связи;
- разработать мероприятия по совершенствованию учета основных средств, а также выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методические аспекты учета и анализа
основных средств предприятия……………………………………………………6
1.1. Основные средства как объект учета и анализа……………………………....6
1.2. Классификация основных средств предприятия…………………………….11
1.3. Виды оценки основных средств предприятия……………………………….20
1.4. Методика учета операций с основными средствами предприятия………...25
1.5. Методика анализа основных средств предприятия………………………….43
2. Оценка эффективности учета основных средств в ЗАО «КОМСТАР-Регионы»…………………………………………………………………………….51
2.1. Характеристика предприятия………………………………………………....51
2.2. Документальное оформление операций с основными средствами………..54
2.3. Аналитический и синтетический учет операций с основными средствами.62
2.4. Совершенствование учета основных средств на предприятии…………......74
3. Анализ эффективности использования основных средств в ЗАО «КОМСТАР-Регионы»………………………….…………………………………………………83
3.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами и их
состояние…………………………………………………………………………....83
3.2. Анализ движения основных средств предприятия…………………………..87
3.3. Анализ использования основных средств на предприятии…………………89
3.4. Разработка мероприятий по оптимизации использования основных средств на предприятии……………………………………………………………………..96
Заключение………………………………………………………………………...102
Список использованной литературы…………………………………………….105
Приложения………………………………………………………………………109
На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Передача организацией объекта основных средств в собственность других лиц оформляется актом приемки-передачи основных средств.
На основании указанного акта производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту приемки-передачи основных средств. Об изъятии инвентарной карточки на выбывший объект основных средств делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта.
Перемещение
объекта основных средств между
структурными подразделениями организации
выбытием объекта основных средств
не признается. Указанная операция
оформляется актом приемки-
Возврат арендуемого объекта основных средств арендодателю также оформляется актом приемки-передачи, на основании которого бухгалтерская служба арендатора списывает возвращенный объект с забалансового учета.
В бухгалтерском учете списание объектов основных средств отражается записями:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет по видам основных средств - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объектов основных средств;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - остаточная стоимость объектов основных средств списана на прочие расходы организации.
В составе прочих учитываются и расходы, связанные с выбытием основных средств. Предварительно они могут собираться по дебету счета 23.
Сумма выручки
от продажи объектов основных средств,
а также стоимость
Если
организация продала основное средство
с убытком, то в бухгалтерском
учете убыток от продажи признается
единовременно в периоде
Операции по выбытию объектов основных средств, передаваемых в счет вклада в уставный (складочный капитал), отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет по видам основных средств - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объектов основных средств;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 58 "Финансовые вложения", субсчет 1 "Паи и акции" Кредит 76 - отражена задолженность по вкладу в уставный капитал в размере остаточной стоимости объектов основных средств;
Дебет 91.2 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - выбытие объектов основных средств, передаваемых в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере их остаточной стоимости.
Ликвидация основных средств
Списание основных средств в результате ликвидации может происходить по разным причинам: в связи с негодностью в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и др., физическим износом и моральным устареванием.
Следует отметить, что материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации.
Списанию подлежат только полностью непригодные основные средства, которые невозможно восстановить или их восстановление экономически нецелесообразно (неэффективно), а также когда они не могут быть реализованы или переданы другим организациям.
Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в наличии по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет.
Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.
Перед проведением инвентаризации также уточняется правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т.п.).
Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Фактическое наличие и техническое
состояние объектов устанавливаются
членами инвентаризационной комиссии
совместно с материально
Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.
Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18).
На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.
Оформленные соответствующим образом
инвентаризационные описи комиссия
передает в бухгалтерию для составления
сличительной ведомости. Данная ведомость
включает только те объекты, по которым
имеются расхождения с
Возможен вариант, при котором
материалы результатов
На основании приказа
Оценка выявленных неучтенных объектов основных средств должна быть произведена с учетом рыночных цен, а амортизация определена по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и амортизации основных средств.
Для
характеристики использования основных
фондов применяются различные
Обобщающие показатели применяются для характеристики использования основных фондов, как на уровне отдельных производственных подразделений предприятия, так и всего предприятия в целом.
Наиболее
важный их них – фондоотдача основных
фондов. Он определяется как отношение
стоимости произведенной за год
продукции к среднегодовой
где Фо – фондоотдача основных фондов;
Q – объем произведенной за год продукции;
Фср. г. – среднегодовая стоимость основных фондов.
Фондоотдача показывает, сколько продукции получено с каждого рубля, вложенного в основные фонды (какова отдача от каждого рубля, вложенного в основные фонды).
Другой обобщающий показатель – фондоёмкость. Это обратный показатель фондоотдачи, который рассчитывается как отношение стоимости основных фондов к объему выпускаемой продукции, и может быть представлен в виде формулы:
где Фе – фондоёмкость основных фондов;
Фср. г. – среднегодовая стоимость основных фондов;
Q – объем произведенной за год продукции.
Фондоёмкость может быть определена на единицу продукции в натуральном выражении, и на 1 рубль ее стоимости. Этот показатель отражает величину стоимости основных фондов, необходимую для производства продукции заданного объема.
Фондовооруженность
– показатель, характеризующий степень
оснащенности труда основными
где Фв – фондовооруженность основных фондов;
Фср. г. – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
Чппп - среднесписочная численность производственного персонала.
Рассмотренные
показатели дают представление об использовании
всей совокупности основных фондов. Однако
при комплексном анализе
Первая группа частных показателей – это показатели наличия и движения основных фондов. Наличие основных фондов может быть рассчитано как на определенную дату, так и за определенный период времени. В первом случае это будут моментные показатели, а во втором – средние показатели за период времени.
Стоимость основных фондов на конец периода (года) может быть определена по формуле:
Фк.г. = Фн.г. + Фввод.
- Фвыб.,
где Ф н.г., и Ф к.г. – стоимость основных фондов на начало и на конец года;
Фввод. – стоимость вновь поступивших в текущем году основных фондов;
Фвыб. – стоимость выбывающих в текущем году основных производственных фондов.
В течение года происходит движение основных фондов, которое отражается двумя показателями: коэффициент обновления основных фондов и коэффициент выбытия основных фондов. Расчет коэффициента обновления основных фондов может быть представлен в следующем виде:
где Кобн – коэффициент обновления основных фондов;
Фввод - стоимость вновь поступивших в текущем году основных фондов;
Фк.г. - стоимость основных производственных фондов на конец года.
Расчет коэффициента выбытия основных фондов может быть представлен в следующем виде:
где Квыб – коэффициент выбытия основных фондов;
Фвыб - стоимость выбывающих в текущем году основных производственных фондов;
Фн.г. - стоимость основных производственных фондов на начало года.
Так как в течение года происходит движение основных фондов, то возникает необходимость расчета их средней величины. Среднегодовая стоимость основных фондов может быть определена:
Информация о работе Учет основных средств их анализ их использование