Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 13:49, курсовая работа
Целью работы является изучение учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, нормативно-правовой базы, регламентирующий этот участок бухгалтерского учета, изучение отчетности организации, а также внесение предложений и направлений совершенствования налогового законодательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь
2 Ознакомиться с задачами учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Введение 4
1 Система налогообложения в Республике Беларусь 6
1.1 Сущность налогов и их виды в Республике Беларусь 6
1.2 Задачи учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с бюджетом
по налогам и сборам 11
2 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам 16
2.1 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из выручки организации 16
2.2 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из прибыли организации 20
2.3 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из вознаграждения работников и учредителей 21
2.4 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из себестоимости 24
2.5 Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам 33
2.6 Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 37
Заключение 41
Список использованных источников 44
Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.
До составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть проведена большая подготовительная работа: инвентаризация всех видов хозяйственных средств и их источников и отражение в учете результатов инвентаризации; переоценка основных средств и других материальных ценностей; проверка полноты отражения за отчетный период всех хозяйственных операций; проверка равенства данных аналитического учета данным синтетического учета; изучение инструкции, методических указаний по заполнению отчетных форм и их взаимной сверки [15, с.92].
Министерством финансов Республики Беларусь для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству, были утверждены следующие формы бухгалтерской отчетности:
1 Бухгалтерский баланс (форма 1) (Приложение Д).
2 Отчет о прибылях и убытках (форма 2) (Приложение Е).
3 Отчет об изменении капитала (форма 3).
4 Отчет о движении денежных средств (форма 4).
5 Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5).
6 Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
К бухгалтерской отчетности должны прилагаться пояснительная записка и аудиторское заключение о достоверности отчетности (если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту).
Бухгалтерский баланс заполняется на основе остатков по синтетическим счетам основного регистра бухгалтерского учета – Главной книги. Счета, имеющие дебетовое сальдо, записываются в активе баланса, а счета, имеющие кредитовое сальдо – в пассиве.
В активе баланса показывается состав и размещение стоимости хозяйственных средств. В пассиве отражаются источники образования стоимости этих же хозяйственных средств. Таким образом, актив должен быть равен пассиву. Актив и пассив подразделяется на разделы, некоторые разделы на подразделы, внутри которых показываются статьи баланса.
Если говорить о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, то в активе отражаются налоги по приобретенным товарам, работам, услугам, а также дебиторская задолженность по налогам и сборам. Налоги по приобретенным товарам и дебиторская задолженность отражаются во втором разделе «Краткосрочные активы» в строках 240 и 250 соответственно.
В строке 240 приводятся суммы налога на добавленную стоимость, учитываемые по счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и подлежащие вычету или отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах на соответствующие источники ее покрытия и иные аналогичные налоги.
В РУП «Издательство «Белорусский Дом Печати» первоначальная стоимость налогов по приобретенным товарам, работам, услугам по данным бухгалтерского баланса на начало года составила 2894 млн. р., на конец отчетного периода 389 млн. р. (Приложение Д). В бухгалтерский баланс данные строки 240 заполняются на основании Главной книги по счету 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». По строке 250 приводятся суммы налогов и сборов, отраженных на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
В пассиве бухгалтерского баланса отражается кредиторская задолженность по налогам и сборам в пятом разделе «Краткосрочные обязательства» в строке 630. Здесь приводятся суммы начисленных налогов, сборов и платежей, предусмотренных законодательством и учитываемых по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».
В РУП «Издательство «Белорусский Дом Печати» кредиторская задолженность по налогам и сборам на начало года составила 28831 млн. р., на конец отчетного периода 34780 млн. р. (Приложение Д). Строка 630 заполняется на основании Главной книги по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Главное назначение бухгалтерского баланса – дать фактическую информацию для анализа и оценки финансового состояния организации и ее финансовой устойчивости, в частности определить динамику, состав и структуру источников формирования хозяйственных средств и их рациональность размещения, ликвидность оборотных средств и платежеспособность, прогнозировать финансовое состояние.
В отчете о прибылях и убытках приводятся нарастающим итогом с начала года данные: о доходах и расходах по видам деятельности; об операционных и внереализационных доходах и расходах; общей сумме прибыли (убытка) за отчетный период; налогах и сборах, платежах и расходах, произведенных из прибыли, и нераспределенной прибыли (непокрытом убытке). Справочно в отчете о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных видов внереализационных доходов и расходов.
Отчет о прибылях и убытках состоит из трех разделов (Приложение Е).
В первом разделе отражаются доходы и расходы по видам деятельности, предусмотренные уставом организации: выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ; себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг; управленческие расходы; расходы на реализацию; а также выводится финансовый результат от реализации – прибыль (убыток).
Во втором разделе расшифровываются операционные доходы и расходы: операционные доходы; операционные расходы, в том числе по направлениям их осуществления; налоги, начисляемые на полученные операционные доходы, а также прибыль (убыток) от осуществления данного вида операций.
В третьем разделе приводятся данные о внереализационных доходах и расходах: внереализационные доходы; налоги, начисляемые на внереализационные доходы; внереализационные расходы; сумма источников собственных средств, направленных на покрытие убытков; прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг отражаются в отчете о прибылях и убытках в строке 010. Данные по строке 010 заполняются на основании Главной книги по счетам 90/2 «Налог на добавленную стоимость».
Налог на прибыль, а также прочие налоги и сборы из прибыли учитываются в строке 170 и 200 соответственно, отчета о прибылях и убытках.
По статье «Налог на прибыль» приводится сумма налога на прибыль, исчисленная за отчетный период в соответствии с законодательством и отраженная по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Показатели данной статьи приводятся по данным налоговой декларации.
По статье «Прочие налоги, сборы из прибыли» приводятся суммы соответствующих налогов (кроме налога на прибыль) и сборов, налогооблагаемой базой и источником уплаты для которых выступает прибыль организации, исчисленные и отраженные по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Показатели данной статьи приводятся по данным налоговых деклараций.
Данные по строкам 170 и 200 заполняются на основании Главной книги.
Приложение к бухгалтерскому балансу отражает движение заемных средств; также наличие и движение дебиторской и кредиторской задолженности; сведения о платежах в бюджет в разрезе каждого налога и сбора и другие данные.
Статистическая отчетность составляется на основе оперативного, бухгалтерского учета и содержит обобщенную информацию о разных сторонах хозяйственной деятельности: об объеме выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг), о составе и динамике основных средств, рабочей силы, производительности труда и т.д.
Все организации должны составлять статистическую отчетность в виде отчета о состоянии расчетов формы 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах».
Отчет заполняется на основании данных регистров бухгалтерского учета и гражданско-правовых договоров.
В строке 107 отражается сумма кредитового остатка по счету 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», включая подоходный налог с физических лиц.
После того как составленную отчетность подписывает главный бухгалтер и руководитель организации, она представляется собственникам организации и другим пользователям согласно законодательству или по договоренности. Отчетность может быть опубликована, однако это делается после получения аудиторского подтверждения ее достоверности.
Организации должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством, а квартальную – в случаях, предусмотренных законодательством, – не позднее 30 дней по окончании квартала. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями организации или общим собранием [8, с.647].
Таким образом, бухгалтерская и статистическая отчетность выступает средством наблюдения пользователей за работой организации путем представления в сжатом виде информации об основных показателях ее хозяйственной деятельности.
2.6 Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. В связи с развитием рыночных отношений в Республики Беларусь к механизму налогообложения стали предъявляться высокие требования. Он должен содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность в результатах своего труда производителей и работников. И в то же время побуждать предприятия эффективно использовать фонды, товарно-материальные запасы, сокращать производственные расходы. Налогообложение должно быть предельно простым, легко доступным для восприятия любым плательщиком, а также должно быть цельным. Отдельные элементы налогообложения должны быть взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга.
Организацию работы с налогоплательщиками по выполнению этой задачи ведет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Качество ее работы предопределяет формирование бюджета страны и развитие предпринимательства в Республике Беларусь. Однако, обилие налогов, сборов, пошлин не всегда поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению государственной казны [9, С.17]. Большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах.
Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.
Одним из недостатков существующей налоговой системы является присутствие принципа двойного налогообложения при формировании цены. Это особенно характерно для тех налогов, которые исчисляются от суммы реализации продукции. Получается так, что налоги накладываются на налог, а это ведет к увеличению издержек, себестоимости и в конечном итоге – цен на продукцию.
Для налоговой системы Республики Беларусь актуальна проблема увеличения удельного веса косвенных платежей. В республике снижается значение прямого налогообложения. Усиление роли косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.
Также сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования. «Разбросанность» налоговых вопросов по многочисленным документам, за появлением или отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых предписаний, противоречивость их интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий являются основными причинами налоговых нарушений.
Сказывается и сложность, запутанность, нестабильность налогового законодательства. Никаких трудностей в учете налогов нет, если сама система налогообложения построена логично, рационально, без многочисленных усложнений, дополнительных расчетов и корректировок, к которым бухгалтерский учет не очень приспособлен. Но, к сожалению, именно такие усложнения в последние годы получают все большее распространение.
Требует существенной доработки вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве случаев они нарушают принцип справедливости и равнозначности налогообложения по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса.
Информация о работе Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам