Учет труда и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 10:04, курс лекций

Краткое описание

Физические лица, как и юридические, имеют право заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и заключать любые сделки, а также использовать наемный труд. В этом их сходство, но имеются и различия.

Вложенные файлы: 1 файл

2.Лекции БУ 2-й семестр всего курса.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

    освоение производства и непосредственно производство, обслуживание

    производственного процесса.

б) Расходы, связанные со сбытом продукции (если за свой счет упаковка, хранение и

    транспортировка).

в) Расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции, но

    их возмещение необходимо в целях простого воспроизводства (геолого-разведочные и

    поисковые работы, рекультивация земель, плата за воду).

     Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации (за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)). Расходы организации в зависимости от характера, условий их осуществления и направления деятельности организации подразделяются на:

*расходы по обычным видам деятельности (связаны с производством и реализацией

  продукции, выполнением работ, оказанием услуг, а также приобретением и реализацией

  товаров);

*прочие (не учитываются на счетах издержек производства и обращения; их отражают на

  счете 80 «Прибыли и убытки»): операционные, внереализационные, чрезвычайные.

   В зависимости от способа сбора информации на предприятиях применяют фактический и нормативный методы учета затрат на производство и калькулирования с/с продукции. Фактический метод учета – это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках. Нормативный метод учета затрат  предполагает предварительное определение норм затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат.

     По отношению к технологическому процессу применяются следующие методы учета затрат на производство и калькулирования с/с  (таблица  ).

методы учета затрат на производство и калькулирования с/с продукции в зависимости от отношения к технологическому процессу

позаказный

попередельный

попроцессный

применяют в индивидуальных и мелкосерийных производствах (ино-гда крупносерийных и массовых) с механической сборкой изделий, где ГП выпускает только один, послед-ний в технологической цепочке цех (тяжелое машиностроение, легкая промышленность). На изготовление изделий открывают заказ на основа-нии договора.

применяют в отраслях промышлен-ности с массовым и крупносерий-ным производством (металлургия, текстильная, деревообрабатывающая промышленность), где сырье после-довательно проходит несколько фаз обработки (переделов). Каждый пе-редел, кроме последнего – это закон-ченная фаза обработки сырья, но не до ГП, а до получения ПФ.=> разли-чают полуфабрикатный и бесполу-фабрикатный  варианты попередель-ного метода.

применяют в добывающих отраслях промышленности (угольной, нефте-газовой), т.е. в отраслях с массовым типом производства и ограниченной номенклатурой продукции и почти с полным отсутствием незавершен-ного производства.

 

Спз= Зз1 +Зз2 + Зз3      , где

  Хз1  Хз2   Хз3

 

Зз1 ,Зз2 ,Зз3    - затраты за отчетный  период

                              по заказам.

Хз1  –   количество продукции,  произведен-

                ной за отчетный период в натураль-

                ном выражении.

 

 

Спрд= Зп1 +Зп2 + Зп3     , где

    Хп1  Хп2   Хп3

 

Зп1 ,Зп2 ,Зп3    - затраты за отчетный   период по переделам (в затраты каждого передела включается стоимость обработки, а стоимость исходного сырья можно включить, допустим, только в 1 передел..

Хп1 – количество продукции, произведенной      за отчетный период в натуральном выражении.

 

Спрц= З     , где

   Х

 

З    - совокупные затраты за отчетный

          период .

Х  – количество продукции,  произведен-

           ной за отчетный  период в натуральном

           выражении.

 

     При журнально-ордерной форме учета сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале-ордере №10, который составляют на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов, учета затрат обслуживающих производств и хозяйств, учета потерь в производстве, учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов и др.

 

2.Оценка готовой продукции, ее номенклатура и учет.

 

     Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие  стандартам и техническим условиям и предназначенные для продажи.

     ГП сдается на склад либо  может отгружаться непосредственно с места изготовления, если изделия крупногабаритные. Прием продукции на склад из производства оформляется накладными, приемными актами и др. документами . Планирование и учет ГП ведутся в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Для отражения информации о ее наличии и движении  по нормативной (плановой) с/с используется активный инвентарный счет 43 «ГП». Сальдо счета показывает фактическую с/с остатка ГП на складах организации (в т.ч. и возвращенной покупателем); оборот по дебету  -фактическую с/с выпущенной продукции ; оборот по кредиту -  фактическую с/с отгруженной в отчетном периоде продукции.

     К БУ ГП принимается по фактической с/с. Часто бывает сложно оценить фактическую с/с ГП к моменту поступления ее на склад., так как фактическую с/с можно рассчитать только после окончания отчетного периода (месяца). А в связи с тем, что движение ГП происходит ежедневно, то для ее текущего учета необходима условная оценка. Таким образом, применяются следующие виды оценок ГП.

     1.По фактической производственной с/с и по неполной (сокращенной) производственной с/с (без общехозяйственных расходов). Эти виды  применяются в организациях, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства, а также при выпуске ограниченной номенклатуры массовой продукции.

     2.По плановой (нормативной) производственной с/с или по учетной цене. Данный вид оценки применяется при необходимости отдельного учета отклонений фактической производственной с/с продукции от плановой или нормативной.

     3. По отпускным (по единичным заказам), оптовым, рыночным (розничным) и др. видам цен.

     Для организации учета движения ГП важна разработка ее номенклатуры – перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данной организацией под разными номенклатурными номерами. За основу его составления берется классификация ГИ по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, фасон, артикул, марка, сорт).

 

3.Документация по движению готовой продукции, ее отгрузке и продаже

(выполненных работ и услуг).

 

     Отпуск и отгрузка ГП оформляются приказом-накладной складу (или приказ складу и накладная на отпуск материалов на сторону), выписанной на основе условий договора (количество, ассортимент, срок отгрузки) в 2-х экземплярах.

     Материально ответственное лицо комплектует продукцию по каждому приказу и передает экспедитору для отправки вместе с 1 экземпляром  приказа и товарно-транспортной накладной. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации и получает квитанцию о приеме груза. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор передает в бухгалтерию приказ-накладную, квитанцию транспортной организации для выписки счета типовой формы (или платежного требования-поручения) и счета фактуры на имя покупателя.

     Кроме того, бухгалтерия  должна иметь и другие документы, подтверждающие исполнение договора и переход прав собственности на продукцию. Это могут быть железнодорожные, авиа, товарно-транспортные накладные и др. первичные документы.

 

4.Учет и распределение коммерческих расходов (расходов на продажу).

 

     Расходы, связанные с доставкой продукции, включаются в состав расходов на продажу (коммерческих).

     Коммерческими называются расходы, связанные со сбытом продукции как то: расходы на тару и упаковку (искл.: упаковка ГП в цехе), транспортные расходы, комиссионные сборы (уплачиваемые посредническим предприятиям), расходы на хранение, рекламные расходы и др.

     Наибольший удельный вес, как правило, занимают транспортные расходы. Они зависят от следующих определенных в договоре видов условий поставок:

1) франко-склад поставщика, когда поставщик включает в счет (платежное требование) все

    связанные с отгрузкой  расходы;

2) франко- станция  отправления, когда поставщик включает в счет расходы по доставке до

    станции отправления и погрузке продукции в вагоны;     

3) франко- станция назначения, когда поставщик включает в счет железнодорожные

   расходы до станции назначения и расходы по отгрузке продукции;                   

4) франко-склад покупателя, когда поставщик включает в счет кроме указанных расходов и все расходы по доставке продукции до склада покупателя и ее разгрузке.

     Т.о., все понесенные поставщиком расходы до момента передачи им ГП покупателю и перехода прав на нее включаются в состав коммерческих расходов. Эти расходы учитывают на активном счете 44 «Расходы на продажу». Сальдо счета равно сумме произведенных расходов, приходящихся на отгруженную, но не реализованную на начало месяца продукцию; оборот по дебету – затраты отчетного  периода, связанные с отгруженной продукцией; оборот по кредиту – затраты, списанные в отчетном периоде на реализованную продукцию.

     Для списания коммерческих расходов в учетной политике предприятия может быть предусмотрен один из двух вариантов:

              расходы на упаковку  и транспортировку включаются в с/с продукции прямым путем. При невозможности этого, когда не вся выпущенная продукция отгружается в отчетном месяце, они могут распределяться между отдельными видами реализованной продукции ежемесячно пропорционально их весу,  объему и др. показателям. Все остальные коммерческие расходы ежемесячно относятся на с/с  реализованной продукции;

              все коммерческие расходы ежемесячно списываются на с/с реализованной продукции.

     При журнально-ордерной форме учета аналитический учет по счету 44 организуется в ведомости №15; по статьям расходов обороты по дебету счета 44 отражаются в журналах ордерах №1, 2, 7, 10/1, а обороты по кредиту – в журнале-ордере №11.

 

УЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ, КРЕДИТОВ, ЗАЙМОВ И ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ПЛАН

1. Формирование и учет уставного капитала.

2. Расчеты с учредителями (акционерами).

3. Учет  нераспределенной прибыли и других источников (добавочного и резервного капитала).

4. Учет кредитов и займов.

5. Учет целевого финансирования и поступлений.

 

1.Формирование и учет уставного капитала.

Основными составляющими капитала являются: уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль, целевое финансирование.

     Уставный капитал – это совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости)   учредителей в имущество организации при ее создании.

     Величина УК характеризует размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов организации, и должна быть указана в учредительных документах.  Минимальный размер УК определяется ФЗ и составляет от 100 до 1 000 базовых сумм (ММРОТ).

     К моменту государственной регистрации организации оплата   акций не требуется, но в течение 3-х месяцев должно быть оплачено не менее 50% акций (любой учредитель может  вносить свою долю в УК частями). Вклады в УК могут  иметь  денежную  и имущественную форму и фиксируются  проводкой  [*08,10,20,21,23,29,41,43,

50,51,52,55,58/75].

     Вклады в складочный капитал полных товариществ и товариществ на вере в учете отражаются так же, как и вклады в УК АО и ООО. Вклады участников простого товарищества учитываются на отдельном балансе.

     По решению учредителей УК может быть увеличен или уменьшен. Увеличить его можно только после полной оплаты ранее объявленного капитала [*66,67,75,83,84/80]. Уменьшение УК возможно путем аннулирования  АО собственных акций [*80/81] либо уменьшения номинальной стоимости акций. Оно осуществляется исходя из собственных интересов учредителей или из требований законодательства, если по данным годового бухгалтерского баланса стоимость чистых активов АО становится меньше стоимости УК. Если же балансовая стоимость УК оказалась ниже установленного минимума, то общество подлежит ликвидации.

     Чистые активы – величина, определяемая путем вычитания из суммы активов АО, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.

     Активы, принимаемые к расчету:

-внеоборотные активы, отражаемые в 1 разделе баланса;

-запасы и затраты, денежные средства, расчеты и прочие активы, показываемые во 2 разделе баланса, за исключением задолженности участников по взносам в УК.

     Пассивы, участвующие в расчете, - обязательства АО, в состав которых включаются статьи:

-раздела 4 баланса «Долгосрочные обязательства;

-раздела 5 баланса «Краткосрочные обязательства», кроме сумм отраженных по статьям «Доходы будущих периодов».

 

2.Расчеты с учредителями (акционерами).

 

     Для учета всех видов расчета с учредителями организации применяют счет 75 «Расчеты с учредителями». Это активно-пассивный счет, который имеет два субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в УК» и 75-2 «Расчеты по выплате доходов». На основании учредительных документов организации на дату ее государственной регистрации делается проводка *75-1/80, в которой отражается величина  зарегистрированного УК на сумму вкладов участников (учредителей и лиц, подписавшихся на акции) и их задолженность.

Субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов» и корреспондирующие с ним счета

начисление доходов  отражают по кредиту субсчета 75-2 и дебету  счетов:

 

*88«Нераспределенная прибыль (непокры-тый убыток)» - за счет прибыли текущего года.

*86«Резервный капитал»- за счет резервного капитала при недостаточности или отсутствии прибыли текущего года.

выплату доходов отражают по дебету субсчета 75-2 и кредиту счетов:

 

*Учета денежных средств - 50,51,52,55,56.

*Учета реализации ТМЦ, работ, услуг -  46,47,48 и др.

 

 

 

     При журнально-ордерной форме учета синтетический учет операций по расчетам с учредителями по вкладам в УК ведется в журнале ордере №8.

Информация о работе Учет труда и заработной платы