Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:47, шпаргалка
Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование
Бухгалтерское дело - представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Бухгалтерское дело» 2011/2012
Бухгалтерское дело - представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.
Особенности
предмета бухгалтерского дела
обуславливаются его целями, связанными
с организацией учетного
Задачи бухгалтерского дела - задачи, которые формируются в рамках бухгалтерского учета, аудита, анализа финансово-хозяйственной деятельности и т.д.
Метод бухгалтерского дела - представляет собой способ комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности осуществления фактов хозяйственной деятельности на основе использования учетной и не учетной информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов (аудит, внутренний контроль), юридического и экономического анализа их содержания.
Элементы метода – это виды документов, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего развития.
Объектом бухгалтерского дела - является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации, различные показатели деловой активности.
Бухгалтерское
дело — не только ведение
бухгалтерского учета на предпр
Система нормативного регулирования бухучета включает в себя 4 уровня:
1 – законодательный
конституция, кодексы, ФЗ, указы президента, постановления правительства;
2 – нормативный
ПБУ (24 ПБУ)
3 – методический
методические указания, план счетов, инструкции по применению плана счетов;
4 – инициативный: учетная политика организации; рабочий план счетов; отдельные формы первичных документов; график документооборота; формы внутренней отчетности; учетные регистры.
ФЗ № 402 статья 21. Документы в области регулирования БУ:
1 ур. – федеральные стандарты (план счетов и др)
2 ур. – отраслевые стандарты
3 ур. - рекомендации в области БУ
4 ур. - стандарты экономического субъекта.
Правовой статус бух службы регулируется нормативными документами (ФЗ № 129 «О бу» от 21.11.96, Положение по ведению бу №34 Н), организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.
В современных условиях сложилось 3 типа организации структуры бухгалтерии:
1. линейная (иерархическая) – все работники подчиняются гл.бухгалтеру
2. вертикальная (линейно-штабная) – создаются промежуточные отделы управления, возглавляемые страшим бухгалтером.
3. комбинированная (функциональная) – специальное структурное подразделение по центрам ответственности.
Права, обязанности, ответственность опред. в должностной инструкции.
Функции бух. службы:
1. ведение бу в соответствии с требованиями действующего законодательства в целях формирования полной и достоверной бух отчетности (внешние и внутренние пользователи)
2. организация документооборота
и обмена данными бу и бух
отчетности с целью
3. оперативный или
Требования к главбуху:
- Высшее образование
- стаж работы (если экономическое – не менее 3-х лет из последних 5; если не экономическое – не менее 5-ти лет из последних 7)
- не иметь неснятой или непогашенной судимости в сфере экономики
- дополнительные требования
В некоторых организациях в штат бухгалтерии вводят должность бухгалтера – ревизора, который подчиняется гл. бухгалтеру. Их взаимодействие осуществляется через руководителя группы.
Положение о бухгалтерии - представляет собой локальный
нормативный акт, определяющий порядок
организации бухгалтерской службы, права
и обязанности счетных работников. Данный
документ относится к унифицированной
системе организационно-
В нем содержаться следующие разделы:
1. Общие положения – включает определение бухгалтерского учета, указание выбранной формы ведения учета, наименования законодательно-нормативных актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности.
2. структура – описывают структуру бухгалтерии и обязанности между работниками (штатную численность, имеет ли бухгалтерия в своем составе структурные подразделения).
3. задачи – излагаются задачи осуществления бухгалтерского учета на предприятии.
4. функции – раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерскую службу по ведению бухгалтерского учета функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. На основании перечисленных функций разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии.
5. права и обязанности главбуха - включает должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основе Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
6. взаимоотношения (служебные связи) - указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует; указываются предоставляемые документы, период их предоставления.
Положение о бухгалтерии – многопрофильный документ, четко регламентирующий порядок ее работы. От тщательности и детализации его разработки зависит эффективность системы бухгалтерского учета в организации.
Положение о бухгалтерии составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель организации.
На должность гл. бухгалтера принимается лицо с высшим экономическим образованием, стажем работы не менее 3 лет и желательно сертификат профессионального бухгалтера.
Статья 7. ФЗ №129
1. Главный бухгалтер (бухгалтер
при отсутствии в штате
2. Главный бухгалтер подчиняется
непосредственно руководителю
3. Главный бухгалтер
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
4. В случае разногласий
между руководителем
Обязанности гл. бухгалтера:
Должностные обязанности:
- организация работы по постановке и ведению БУ организации;
- формирует учетную политику;
- возглавляет работу по
подготовке и утверждению
- организует работу по ведению регистров БУ;
- обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах хоз. операций, движение активов, выполнения обязательств, формирования доходов и расходов;
- контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов, информационное обеспечение управленческого учета, формирование внутренней управленческой отчетности;
- своевременное перечисление налогов и сборов. Погашение задолженности по ссудам, правильность расчетов по оплате труда сотрудников;
- участвует в проведении
фин. Анализа и формировании
- обеспечивает сохранность бух. документов и сдачу в архив;
- руководит работниками бухгалтерии, организует работу по повышению квалификации
Права гл. бухгалтера:
1. представлять интересы
предприятия во
2. установить должностные
обязанности на своих
3. подписывать и визировать документы
4. своевременно получать инфо и документы
5. пересматривать завышенные и устаревшие нормы расходов сырья, материалов, затрат труда и т.д.
В современных условиях сложилось 3 типа организации структуры бухгалтерии:
1. линейная (иерархическая) – все работники подчиняются гл. бухгалтеру
2. вертикальная (линейно-штабная) – создаются промежуточные отделы управления, возглавляемые страшим бухгалтером.
3. комбинированная (функциональная) – специальное структурное подразделение по центрам ответственности.
Выбранная схема закрепляется в Положении о бухгалтерии. Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерии, которые составляются для каждого работника бухгалтерии. В них определяют конкретные операции по учетной работе. Благодаря разграничению прав и обязанностей учетного персонала каждое должностное лицо может планировать свою деятельность в пределах возложенных на него обязанностей, избегая дублирования в выполнении трудовых функций.
При наличии у организации обособленных подразделений должно быть принято решение относительно уровня централизации учетных работ.
При централизации – бух аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего аналитического и синтетического учета на основе первичных и сводных документов.
При децентрализации учета бух аппарат рассредоточен по отдельным подразделениям организации (филиалам), где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляется отчетность, которая в дальнейшем передается в главную бухгалтерию, которая формирует сводную отчетность.
Должностная инструкция - нормативный документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность, определяет назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.
Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения их полномочий, определения прав и обязанностей.
Должностная инструкция позволяет:
- рационально распределить функциональные обязанности;
- повысить своевременность и надежность выполнения задач;
- улучшить социально-
- четко определить
- конкретизировать права работника;
- повысить личную и коллективную ответственность;
- повысить эффективность
морального и материального
- организовать равномерную загрузку работников.
Инструкция состоит из следующих разделов:
1. Общие положения;
2. Функции работника;
3. Права и обязанности;
4. Взаимодействия с другими
работниками бухгалтерии и
5. Организация работы;
6. Правила оценки результатов работы.
Должностные инструкции составляются глав бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. Рекомендуется текст инструкции выдать бухгалтеру, что также фиксируется надписью «инструкция получена на руки», затем ставится дата и подпись. Принятый на работу новый главный бухгалтер имеет право изменить должностные инструкции в соответствии со своими требованиями. После этого они утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения работников бухгалтерии.