Шпаргалка по «Бухгалтерское дело»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:47, шпаргалка

Краткое описание

Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование
Бухгалтерское дело - представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_Bukh_delo.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Бухгалтерское дело» 2011/2012

  1. Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование

Бухгалтерское дело -  представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.

     Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.

      Особенности  предмета бухгалтерского дела  обуславливаются его целями, связанными  с организацией учетного процесса  и учетной деятельности при  совершении фактов хозяйственной  деятельности, подтверждением достоверности  бухгалтерской отчетности, анализом деятельности организации.

       Задачи бухгалтерского дела -  задачи, которые формируются в рамках бухгалтерского учета, аудита, анализа финансово-хозяйственной деятельности и т.д.

 Метод бухгалтерского дела - представляет собой способ комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности осуществления фактов хозяйственной деятельности на основе использования учетной и не учетной информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов (аудит, внутренний контроль), юридического и экономического анализа их содержания.

 Элементы метода – это виды документов, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего развития.

      Объектом бухгалтерского дела - является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации, различные показатели деловой активности.

      Бухгалтерское  дело —  не только ведение  бухгалтерского учета на предприятиях, но и организация системы его функционирования в стране и мире.

Система нормативного регулирования бухучета включает в себя 4 уровня:

1 – законодательный

     конституция, кодексы,  ФЗ, указы президента, постановления  правительства;

2 – нормативный

      ПБУ (24 ПБУ)

3 – методический

    методические указания, план счетов, инструкции по применению  плана счетов;

4 – инициативный: учетная политика организации; рабочий план счетов; отдельные формы первичных документов; график документооборота; формы внутренней отчетности; учетные регистры.

ФЗ № 402 статья 21. Документы в области регулирования БУ:

1 ур. – федеральные стандарты (план счетов и др)

2 ур. – отраслевые стандарты

3 ур. - рекомендации в области БУ

4 ур. -  стандарты экономического  субъекта.

  1. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией

  Правовой статус бух службы регулируется нормативными документами (ФЗ № 129 «О бу» от 21.11.96, Положение по ведению бу №34 Н), организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.

 В современных условиях  сложилось 3 типа организации структуры  бухгалтерии:

1. линейная (иерархическая) – все работники подчиняются гл.бухгалтеру

2. вертикальная (линейно-штабная) – создаются промежуточные отделы управления, возглавляемые страшим бухгалтером.

3. комбинированная (функциональная) – специальное структурное подразделение по центрам ответственности.

   Права, обязанности, ответственность  опред. в должностной инструкции.

Функции бух. службы:

1. ведение бу в соответствии с требованиями действующего законодательства в целях формирования полной и достоверной бух отчетности (внешние и внутренние пользователи)

2. организация документооборота  и обмена данными бу и бух  отчетности с целью обеспечения  инфо,  необходимой для принятия управленческих решений

3. оперативный или систематический  анализ данных бу и бух отчетности  с целью выявления резервов  фин. устойчивости организации

     Требования  к главбуху:

-  Высшее образование 

- стаж работы (если экономическое  – не менее 3-х лет из последних 5; если не экономическое – не менее 5-ти лет из последних 7)

- не иметь неснятой  или непогашенной судимости в  сфере экономики

- дополнительные требования

    В некоторых организациях в штат бухгалтерии вводят должность бухгалтера – ревизора, который подчиняется гл. бухгалтеру.  Их взаимодействие осуществляется через руководителя группы.

  1. Положение о бухгалтерии

Положение о бухгалтерии - представляет собой локальный нормативный акт, определяющий порядок организации бухгалтерской службы, права и обязанности счетных работников. Данный документ относится к унифицированной системе организационно-распорядительной документации; его форма имеет четко установленную структуру.

В нем содержаться следующие разделы:

1. Общие положения – включает определение бухгалтерского учета, указание выбранной формы ведения учета, наименования законодательно-нормативных актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности.

2. структура – описывают структуру бухгалтерии и обязанности между работниками (штатную численность, имеет ли бухгалтерия в своем составе структурные подразделения).

3. задачи – излагаются задачи осуществления бухгалтерского учета на предприятии.

4. функции – раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерскую службу по ведению бухгалтерского учета функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. На основании перечисленных функций разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии.

5. права  и обязанности главбуха  - включает должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основе Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

6. взаимоотношения (служебные связи) - указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует; указываются предоставляемые документы, период их предоставления.

Положение о бухгалтерии – многопрофильный документ, четко регламентирующий порядок ее работы. От тщательности и детализации его разработки зависит эффективность системы бухгалтерского учета в организации.

Положение о бухгалтерии составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель организации.

  1. Права и обязанности главного бухгалтера

На должность гл. бухгалтера принимается лицо с высшим экономическим образованием, стажем работы не менее 3 лет и желательно сертификат профессионального бухгалтера.

Статья 7. ФЗ №129

1. Главный бухгалтер (бухгалтер  при отсутствии в штате должности  главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

2. Главный бухгалтер подчиняется  непосредственно руководителю организации  и несет ответственность за  формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

3. Главный бухгалтер обеспечивает  соответствие осуществляемых хозяйственных  операций законодательству Российской  Федерации, контроль за движением  имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

4. В случае разногласий  между руководителем организации  и главным бухгалтером по осуществлению  отдельных хозяйственных операций  документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Обязанности гл. бухгалтера:

Должностные обязанности:

- организация работы по  постановке и ведению БУ организации;

- формирует учетную политику;

- возглавляет работу по  подготовке и утверждению рабочего  плана счетов, форм первичных  документов, форм внутренней отчетности, порядок проведения инвентаризации, соблюдение порядка документооборота, организация внутреннего контроля  за правильностью оформления хоз. операций.

- организует работу по  ведению регистров БУ;

- обеспечивает своевременное  и точное отражение на счетах  хоз. операций, движение активов, выполнения  обязательств, формирования доходов  и расходов;

- контроль за соблюдением  порядка оформления первичных учетных документов, информационное обеспечение управленческого учета, формирование внутренней управленческой отчетности;

- своевременное перечисление  налогов и сборов. Погашение задолженности  по ссудам, правильность расчетов  по оплате труда сотрудников;

- участвует в проведении  фин. Анализа и формировании налоговой  политики на основе данных  БУ, аудита;

- обеспечивает сохранность  бух. документов и сдачу в архив;

- руководит работниками  бухгалтерии, организует работу  по повышению квалификации

Права гл. бухгалтера:

1. представлять интересы  предприятия во взаимоотношениях  с другими структурными подразделениями.

2. установить должностные  обязанности на своих подчиненных.

3. подписывать и визировать  документы 

4. своевременно получать  инфо и документы

5. пересматривать завышенные  и устаревшие нормы расходов  сырья, материалов, затрат труда  и т.д. 

  1. Разграничение обязанностей между работниками бухгалтерской службы. Особенности группировки участков работы в бухгалтерии.

В современных условиях сложилось 3 типа организации структуры бухгалтерии:

1. линейная (иерархическая) – все работники подчиняются гл. бухгалтеру

2. вертикальная (линейно-штабная) – создаются промежуточные отделы управления, возглавляемые страшим бухгалтером.

3. комбинированная (функциональная) – специальное структурное подразделение по центрам ответственности.

Выбранная схема закрепляется в Положении о бухгалтерии. Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерии, которые составляются для каждого работника бухгалтерии. В них определяют конкретные операции по учетной работе. Благодаря разграничению прав и обязанностей учетного персонала каждое должностное лицо может планировать свою деятельность в пределах возложенных на него обязанностей, избегая дублирования в выполнении трудовых функций.

При наличии у организации обособленных подразделений должно быть принято решение относительно уровня централизации учетных работ.

При централизации – бух аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего аналитического и синтетического учета на основе первичных и сводных документов.

При децентрализации учета бух аппарат рассредоточен по отдельным подразделениям организации (филиалам), где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляется отчетность, которая в дальнейшем передается в главную бухгалтерию, которая формирует сводную отчетность. 

  1. Должностные инструкции как элемент организации бухгалтерского дела.

Должностная инструкция - нормативный документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой управленческой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность, определяет назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения их полномочий, определения прав и обязанностей.

Должностная инструкция позволяет:

- рационально распределить  функциональные обязанности;

- повысить своевременность и надежность выполнения задач;

- улучшить социально-психологический  климат в коллективе и устранить  конфликты;

- четко определить функциональные  связи работника и его взаимоотношения  с другими специалистами;

- конкретизировать права работника;

- повысить личную и  коллективную ответственность;

- повысить эффективность  морального и материального стимулирования  работников;

- организовать равномерную  загрузку работников.

Инструкция состоит из следующих разделов:

1. Общие положения;

2. Функции работника;

3. Права и обязанности;

4. Взаимодействия с другими  работниками бухгалтерии и организации;

5. Организация работы;

6. Правила оценки результатов  работы.

Должностные инструкции составляются глав бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. Рекомендуется текст инструкции выдать бухгалтеру, что также фиксируется надписью «инструкция получена на руки», затем ставится дата и подпись. Принятый на работу новый главный бухгалтер имеет право изменить должностные инструкции в соответствии со своими требованиями. После этого они утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения работников бухгалтерии.

  1. Профессиональное суждение бухгалтера как его новая функция 

Информация о работе Шпаргалка по «Бухгалтерское дело»