Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:47, шпаргалка
Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование
Бухгалтерское дело - представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.
МСФО рекомендует опираться на профессиональное суждение.
Профессиональное суждение - представляет собой обоснованное мнение, добросовестно высказанное профессиональным бухгалтером относительно способов квалификации и раскрытия информации о финансовом состоянии, финансовых результатах организации и их изменении.
Процесс формирования проф. суждения:
Этап 1. Сбор информации для формирования профессионального суждения
Этап 2. Анализ и обработка информации, формирование суждения
Этап 3. Проверка и утверждение суждения: департаментом внутреннего аудита, внешним аудитором; финансовым директором;
Этап 4. Применение профессионального суждения при подготовке МСФО
Источники информации для формирования профессионального суждения:
- внутренние (например, письмо-представление руководства компании, технические отчеты, аналитические отчеты, модель долгосрочного развития предприятия, бюджет компании);
- внешние (безрисковая рыночная ставка, коэффициент beta, аналитические прогнозы по рыночным ценам, ставка инфляции, коэффициент риска).
Профессиональное суждение необходимо, в первую очередь, при решении вопроса о включении объекта в отчет о прибылях и убытках или в бухгалтерский баланс. В процессе формирования профессионального суждения решают, сможет ли объект служить источником экономических выгод, какова вероятность их притока или оттока, с какой степенью надежности можно измерить стоимость объекта.
Профессиональное суждение требуется и при оценке конкретных событий или фактов, таких как срок полезной службы объекта, соотношение правовой формы и экономического содержания, длительность процесса потребления заключенных в объекте экономических выгод, реальность погашения сомнительной дебиторской задолженности, возможность устаревания объекта, вероятность обращения в судебные органы по обязательствам компании и возможный итог разбирательств, в которые может быть вовлечена компания.
Оформляемое как система документов, включаемых в учетную политику организации, профессиональное суждение является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы бухгалтерского учета и отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.
Профессиональное суждение становится одним из немаловажных инструментов регулирования бухгалтерского учета в реализации его главной и основополагающей цели — формирование достоверной и полной информации о финансовом состоянии и финансовой деятельности компании.
Движение документов от момента составления в самой организации или получения от других организаций до сдачи в архив после их обработки и систематизации называется документооборотом.
Стадии документооборота:
1. Создание или получение бухгалтерского документа от других организаций.
2. Проверка, исполнение и
принятие к учету
3. Бухгалтерская обработка учетного документа.
4. Передача бухгалтерского документа в архив.
Расписание сроков
составления, представления и обработки
первичных документов, регистрации
и группировки учетных данных,
прохождение других стадий
Разрабатывает график документооборота главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия.
График обычно включает перечень и сроки учетных работ, выполняемых должностными лицами организации и бухгалтерскими работниками, с приложением форм документов и инструкций по их составлению. По каждому документу в графике указывают исполнителя (составителя), адресат (службу, куда поступает документ), сроки представления и обработки. Графики обычно имеют форму таблиц, диаграмм.
Требования для составления графика документооборота:
1. Первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией, должны иметь все обязательные реквизиты;
2. При приеме документов
должна осуществляться
3. Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов;
4. Все исправления в
документах должны быть
5.По любой сделке должны
быть представлены все
Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют рациональному распределению должностных обязанностей между работниками, усилению контрольных функций бухгалтерского учета и обеспечению своевременности составления отчетности.
Работники предприятия, учреждения создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
Система внутреннего контроля – это совокупность организационных структур, политик, процедур и действий сотрудников организации, направленных на минимизацию рисков и обеспечение достижения ее целей.
Внутренний контроль – систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций.
Процедуры внутреннего контроля:
1. проверка (арифметическая)
правильности бухгалтерской
2. проведение сверок расчетов;
3. проверка правильности
осуществления
4. проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций;
5. осуществление мер, направленных
на ограничение доступа
Цели организации системы внутреннего контроля:
1) осуществление упорядоченной
и эффективной деятельности
2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия;
3) обеспечение сохранности имущества предприятия.
Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля.
В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления.
Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:
1) устойчивое положение организации на рынках;
2) признание организации субъектами рынка и общественностью;
3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.
Система внутреннего контроля включает следующие взаимосвязанные компоненты:
- контрольную среду;
- процедуры внутреннего контроля;
- систему информационного
обеспечения и обмена
- оценку эффективности
самой системы внутреннего
Задачи системы внутреннего контроля:
* в бухгалтерскую (финансовую)
отчетность было включено все,
что должно быть в нее
* бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;
* компьютерные программы,
контролирующие
* средства предприятия
не могли быть незаконно
* все отклонения от
планов своевременно
* внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.
В систему внутреннего контроля (СВК) входит служба внутреннего аудита.
Строится бухучет на основополагающих принципах, требованиях и допущениях. Они по своему смысловому содержанию близки к принципам МСФО.
Требования:
Ст. 8 ФЗ №129 - Основные требования к ведению бухгалтерского учета
1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
2. Имущество, являющееся собственностью
организации, учитывается обособленно
от имущества других
3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Организация ведет
5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
6. В бухгалтерском учете
организаций текущие затраты
на производство продукции и
капитальные вложения учитывают
Допущения бухгалтерского
– допущение имущественной обособленности – имущество организации обособленно от имущества собственника. В соответствии с этим допущением имущество организации, принадлежащее на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах;
– допущение непрерывности – организация не собирается самоликвидироваться, и будет продолжать свою деятельность в перспективе. Это допущение должно использоваться в аудиторской практике, т. е. аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о подобных намерениях;
– допущение последовательности применения учетной политики – выбранная учетная политика будет проводиться из года в год и изменится в случае изменения законодательства или нормативных документов, касающихся бухгалтерского учета;
– допущение временной определенности – факты отражаются в бухгалтерском учете того периода, в котором они были совершены.
Учетная политика организации - это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется исходя из установленных допущений и требований ПБУ 1/08.
Учетная политика должна обеспечивать:
- полноту всех факторов хоз. операций в БУ;
- своевременное отражение факторов в БУ и бух. отчетности;
- признание в БУ расходов и обязательств;
- отражение в БУ факторов
ХД исходя не только из
- тождество данных
- рациональное ведение БУ, исходя из условий ХД и величины организации.
В учетной
политике предусмотрено два раздела:
организационно-технический и
Организационно-технический раздел:
- организацию ведения бухгалтерского учета;
- форму бухгалтерского учета;
- технологию обработки учетной информации;
- порядок проведения инвентаризаций;
- организацию системы внутреннего контроля;
- порядок документооборота;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Методический раздел:
- методы оценки активов и обязательств организации;
- методы признания доходов и расходов организации;
- методы калькулирования себестоимости.
Формирование учетной политики возложено на главбуха, а утверждение - на руководителя организации.
Учетная политика
формируется до начала
Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.
В системе управления
предприятием существуют три
подсистемы бухгалтерского
Если финансовый и налоговый учет это необходимость, то ведение управленческого учета до недавнего времени определялась лишь инициативой хозяйствующего субъекта.