Элементы метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Все явления в природе и обществе находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Бухгалтерский учет осуществляется во всех звеньях народного хозяйства - на предприятиях, в организациях, учреждениях как производственной, так и непроизводственной сферы и служит для наблюдения и контроля за их деятельностью.
Как известно, бухгалтерский учет можно определить как сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов, в различных измерителях.

Содержание

Введение………………………..……………………………………………………5
1. Предмет, задачи и метод бухгалтерского учета………………………………7
1.1. Предмет бухгалтерского учета: сущность и виды, задачи………………7
1.2. Классификация объектов бухгалтерского учета………………………….9
1.3. Метод бухгалтерского учета – основные черты и виды…………...……14
2. Элементы метода бухгалтерского учета……………………………………….15
2.1. Элементы бухгалтерского учета……………………………………………15
2.2.Документация…………………………………………………………………17
2.3.Инвентаризация……………………………………………………………….19
2.4. Оценка и калькуляция…………………………………………………..…….22
2.5. Система счетов и двойная запись……………………………………….…..25
2.6. Баланс и отчетность…………………………………………………………..29
3.Практическая часть……………………………………………………………….33
3.1.Сальдо начальное……………………………………………………………….33
3.2.Журнал хозяйственных операций………………………………………..……35
3.3.Синтетический учет ………………………………………………...…………..41
3.4. Отчетность………………………………………………………………………45
3.5. Журнал-ордер № 6 по кредиту счета № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» …………………………………………………..………...………..….54
3.6. Ведомость № 5 по кредиту счета № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ………………………………………………..…………...……………….…55
Заключение……………………………………………………………………….…56
Список используемой литературы.……………………………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

на сайт.doc

— 732.00 Кб (Скачать файл)

-    краткосрочных финансовых  вложений;

-    средств в текущих расчетах.

2. Имущество организации по источникам  его образования.

Источники формирования хозяйственных  средств по их принадлежности и целевому назначению подразделяются на собственные  и заемные источники. К собственным  источникам относятся:

- собственный капитал – это  чистая стоимость имущества, определяемая  как разница между стоимостью  активов (имущества) организации  и ее обязательствами. Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, накоплений нераспределенной прибыли, целевого финансирования (в основном для некоммерческих организаций)

- уставный капитал представляет  собой совокупность в денежном  выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Уставный капитал акционерного общества не является постоянной величиной, акционерное общество может увеличивать или уменьшать свой уставный капитал, менять его структуру.

- добавочный капитал представляет  собой прирост капитала организации,  образовавшийся в результате  переоценки внеоборотных активов  и получения эмиссионного дохода  акционерного общества. В добавочный  капитал включается имущество, полученное предприятием от других лиц и безвозмездно.

-резервный капитал — это  резервы, образованные в соответствии  с законодательством или учредительными документами и предназначенные для покрытия убытков организации за отчетный год, а также погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством.

- нераспределенная прибыль —  остаток чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный год и принятых решений по ее использованию. Прибыль распределяется на основании решения общего собрания акционеров в акционерном обществе, собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет. Резервы предстоящих расходов — резервы, создаваемые организацией в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. К этим резервам относятся резервы на предстоящую оплату отпусков, на ремонт основных средств, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.

- целевое финансирование – средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения; средства, поступившие от других организаций и лиц, из бюджета. Целевое финансирование, как правило, осуществляет вышестоящая организация и оно предназначено для определенных целей.

Заемные или, как их еще называют, привлеченные источники хозяйственных средств — это, прежде всего, краткосрочные и долгосрочные кредиты, предоставленные предприятию банками, или займы, полученные от юридических лиц, а также обязательства предприятия перед другими организациями или физическими лицами, например перед поставщиками, бюджетом, работниками предприятия. Включают в себя кредиторскую задолженность, а также кредиты банков и займы, полученные от других организаций и физических лиц.

-  расчеты по краткосрочным  кредитам и займам – суммы краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией.

-расчеты по долгосрочным кредитам  и займам – суммы долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов  и займов, полученных организацией.

- кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям или отдельным лицам, наш долг перед поставщиками, бюджетом по налогам, фондам (пенсионным, социального страхования, фондом медицинского страхования), перед рабочими и служащими по заработной плате.

Кредитором называют юридическое  или физическое лицо, пред которым  предприятие имеет обязательства (долги), подлежащие погашению.

Рис.1

3. Хозяйственные операции и их  результаты, получаемые в сферах  снабжения, производства и продажи.

Объектами бухгалтерского учета, наряду с имуществами предприятия  являются  также хозяйственные операции и хозяйственные процессы. Необходимо иметь ввиду, что в процессе  совершения хозяйственной операция происходят изменения в составе имущества (активов), в составе источников ее образования (пассивов) или изменения происходят как в составе имущества, так и в составе источников (одновременно изменяются и активы и пассивы).

 Для хозяйственных субъектов  (предприятий) хозяйственные процессы  складываются из: процесса снабжения, процесса производства, процесса реализации продукции. Выполнение этих процессов требует наличия у предприятия в определенном размере предметов труда (сырьё, материалы, топливо и др.), средств труда (станки, оборудования, хозяйственный инвентарь) и рабочей силы. Необходимые для производства предметов и средств труда предприятия приобретают у поставщиков или физических лиц. В результате этих операций предприятие имеет расходы по уплате поставщику стоимости товарно-материальных ценностей, а также затраты по погрузке, разгрузке, доставке и т.п. Поступившие ценности должны быть оприходованы с соблюдением всех правил их количественной и качественной приемки. Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом поступления ценностей, своевременным оприходованием их материально-ответственными лицами, правильностью расчетов с поставщиками и транспортными организациями. Все эти процессы представляют собой процесс снабжения.

1.3 Метод бухгалтерского  учета – основные черты и  виды

Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов и способов для наиболее рационального и эффективного обобщения, группировки и детализации бухгалтерской информации при решении разнообразных управленческих задач, определенных заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Методы и правила бухгалтерского учета являются базой для разработки методологических основ бух учета, для рациональной и правильной организации практического осуществления учетных процедур.

Методом бухгалтерского учета называют совокупность способов, с помощью которых отражается его предмет.

Отдельные приемы или способы метода называют его элементами.

Выделяют 4 метода:

-  первичное наблюдение;

-  стоимостное измерение;

-  регистрация;

-  обобщение бухгалтерской информации.

Бухгалтерский учет имеет характерные отличия от других видов учета. Ему присуща полнота охвата предмета исследования, он носит сплошной и непрерывный характер. В этом виде учета без пропусков и последовательно отражаются все объекты учета: все виды доходов и расходов предприятия, все элементы его имущества, капиталов и обязательств, все хозяйственные операции и процессы.

Отличительной чертой бухгалтерского учета является требование документального обоснования для регистрации всех хозяйственных операций, что не обязательно для других видов учета.

В бухгалтерском учете обязательным является применение способа двойной записи на бухгалтерских счетах. Этот методический прием является средством систематизации учетной информации и отражения взаимосвязи между объектами учета в ходе хозяйственных операций.

 

 

2 Элементы метода бухгалтерского учета

2.1 Элементы бухгалтерского  учета

На современном языке бухгалтерский  учет можно назвать информационной системой. Это сложная, но вместе с тем упорядоченная система, внутри которой действуют строгие правила. Для того чтобы система бухгалтерского учета эффективно выполняла возложенные на нее задачи, используется специальная методика или метод бухгалтерского учета, который включает в себя определенные способы и приемы, их принято называть элементами метода ведения бухгалтерского учета.

 Метод, в общем понимании  этого слова, представляет собой  способ практического осуществления чего-либо. В нашем случае – это метод практического получения информации о финансовом и имущественном положении хозяйствующего субъекта. В бухгалтерском учете эта информация формируется посредством применения целого ряда специфических приемов и способов, совокупность которых представляет собой метод бухгалтерского учета.

 Составными частями, то есть  элементами метода являются: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, система счетов и двойная запись, балансовое обобщение и отчетность. Элементы метода характеризуются тесной взаимосвязью, основой которой является логически выдержанная последовательность выполнения бухгалтерских действий по отражению в системе бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности организаций и формирования финансовой отчетности как конечного продукта метода бухгалтерского учета.

Рис.2. Классификация элементов бухгалтерского учета

 

 Элементы метода бухгалтерского  учёта применяют не изолированно, а как части единого учётного  процесса в определённой последовательности: наблюдение за объектами учета (документация и инвентаризация); измерение объектов учета в денежном выражении (оценка и калькуляция); группировка и отражение хозяйственных операций (система счетов и двойная запись); обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности (балансовое обобщение и отчетность).

          Процедура бухгалтерского учета начинается с первичной регистрации хозяйственных операций на основе документации. Документ является не только юридическим основанием для фиксации фактов хозяйственной деятельности организации, но и средством осуществления сплошного и непрерывного наблюдения за хозяйственными процессами. Учетные (бухгалтерские) документы, как правило, составляются на типовых бланках соответствующего образца и служат основой для проведения контрольных мероприятий, а также проверки наличия и сохранности имущества организации.

Таким образом, метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов регистрации (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (стоимость счетов и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.

 Все приемы и способы, используемые  как метод ведения бухгалтерского  учета, взаимосвязаны и дополняют  друг друга.

2.2  Документация

Документирование всех хозяйственных  операций позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за всеми хозяйственными процессами, а для обеспечения достоверности отражения хозяйственных операций периодически проводится инвентаризация, т. е. проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.

Юридическая полноценность и доказательная  достоверность информации, получаемой в бухгалтерском учете, основаны на документальном подтверждении каждого хозяйственного факта, отражаемого на счетах.

Длительное время документальным подтверждением проведенных хозяйственных операций служили регистры бухгалтерского учета.

Однако усложнение хозяйственных  взаимоотношений, развитие форм и техники  учета привели к разделению документации и регистрации хозяйственных операций.

Документация основывается на наблюдении фактов экономической действительности их измерении и регистрации в определенных символах на машинных носителях информации или в документах. Регистрация первичных данных на машинных носителях предполагает, что они сразу попадают в информационный массив - банк данных. Регистрация первичных данных в документах требует их предварительной перезаписи на машинные носители информации, после чего они также попадают в банк данных АСУ. Таким образом банк данных выступает промежуточным звеном между первичным учетом и другими видами хозяйственного учета.

По мере развития технически средств  в документирование постепенно превращается в составную часть первичного учета. Вместе с тем бухгалтерский учет представляет повышенные требования к первичному учету. В первую очередь это касается правильного оформления документов, юридически подтверждающих отражаемые хозяйственные операции.

Документ в широком смысле слова - это материальный предмет, на котором с помощью различных средств и способов зафиксирована информация в целесообразной для восприятия форме.

Бухгалтерский документ содержит данные о факте хозяйственной деятельности, которые подлежат обработке и отражению на счетах. Оформление документа должно соответствовать всем юридическим нормам и служить доказательством отражаемого факта. Следовательно, бухгалтерским документов можно назвать любой материальный носитель данных, который позволяет юридически доказательно подтвердить хозяйственные факты и право на их совершение.

Документированию подлежат все  хозяйственные операции в момент их совершения.

Сохранность документов в течение  определенного времени, необходимого для их последующей проверки и  подтверждения записей на счетах бухгалтерского учета, является непременным условием, определяющим контрольное значение бухгалтерских документов.

Бухгалтерские документы выполняют  следующие информационные функции:

- впервые фиксируют данные о  факте хозяйственной деятельности  и обеспечивают их юридическое подтверждение;

- создают возможность первичного  контроля за совершением хозяйственной деятельности за действиями должностных и материально ответственных лиц;

Информация о работе Элементы метода бухгалтерского учета