Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы кур.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

3

Введение

 

В настоящее  время много внимания уделяется вопросам, связанным с финансовым устройством государства, внебюджетными фондами, государственным долгом, бюджетным дефицитом, межбюджетными отношениями. Особое внимание уделяется государственному бюджету, так как он представляет собой главный финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную  перспективу. Поэтому  разработка его  показателей важна для всех уровней власти на всех этапах прохождения расчетов.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

В ходе мобилизации  в бюджет средств и их использования  возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия исполнительных и представительных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов, лежащие в основе бюджетного  процесса.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие

4

цели  направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью  задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства  в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

Очевидно, что  успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

В связи с  этим изучение Бюджетной организации, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Предметом данного  исследования является бюджетная организация. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры бюджетной организации. В соответствии с этим необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы. В первой главе дать определение и раскрыть содержание бюджетной организации, его основные этапы; выяснить, как в сфере бюджетных правоотношений распределяется компетенция между органами власти и местного самоуправления; назвать состав участников бюджетного процесса, перечислить полномочия участников бюджетного процесса. Во второй главе - перечислить показатели, документы, расчеты, необходимые для составления проекта бюджета; аргументировать взаимосвязь бюджета и других экономических и финансовых планов; назвать органы, осуществляющие составление проектов бюджетов; перечислить показатели, представляемые для рассмотрения и утверждения

5

в проекте  закона (решения) о бюджете; назвать документы и материалы, составляемые одновременно с проектом бюджета, назвать основные принципы, в соответствии с которыми организуется процесс исполнения бюджета, перечислить функции Федерального казначейства РФ, выяснить, в чем заключается принцип «единства кассы» при исполнении бюджета и какие задачи реализует технология ЕКС.

При написании работы были использованы следующие источники информации:  Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы о федеральном  бюджете за последние годы и другие нормативные документы, определяющие состав бюджетного законодательства; научная литература и учебные пособия; журнальные статьи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Глава 1 Бюджетный  процесс как форма управления бюджета организации.

1.1. Сущность  бюджетного процесса.

Сущность бюджетного процесса 
Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой. 
 Бюджетный процесс- это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчёта об исполнении, подчинённых цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти. 
 Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджета, их утверждению и исполнению, а также контролю над исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок его осуществления. 
Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется: 
·Бюджетным кодексом РФ 
·Соответствующим законом субъекта федерации  
·Соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления [5]. 1.2. Содержание и участники бюджетного процесса

Финансово-бюджетная политика как совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой осуществляется главным образом в ходе работ, производимых

 

7

органами  власти по мобилизации средств в  бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее  определение: «бюджетный процесс —  регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Задачи бюджетного процесса

  • Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов для достижения прогресса в развитии рыночного хозяйства;
  • определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения согласно бюджету;
  • согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • сокращение бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • проведение бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов
  • разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • повышение роли перспективного бюджетного планирования для

 

8

достижения  пропорциональности и сбалансированности  крупномасштабных социально-экономических программ; [1,с.6]

  • усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  • автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

Бюджетному  кодексу РФ принадлежит приоритет  в сфере нормативного регулирования  бюджетного процесса в России. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Кодексу (рис.1). Вместе с тем Бюджетный кодекс устанавливает приоритет международных правовых норм.

 








 



  



 

 

Рис. 1. Структура  бюджетного законодательства Российской

9

Федерации          

Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной  системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти. К компетенции федерального уровня государственной власти относится: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ; разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы; разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ; установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета; составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета. [2,c.340] его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление минимальных государственных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на предоставленные государственные или муниципальные услуги; утверждение бюджетной классификации РФ; управление долгом РФ; определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью и др.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся вопросы, связанные с бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, организация межбюджетных отношений в конкретном субъекте РФ совместно с федеральными органами государственной власти.

Бюджет любого уровня принимается как законодательный акт, срок действия которого определяется финансовым (бюджетным) годом. В Российской Федерации время совершения процесса исполнения бюджета — бюджетный период — установлен с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом.

 

10

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

    1) составление проекта бюджета;

    2) рассмотрение и утверждение бюджета;

    3) исполнение бюджета;

   4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса.

В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.






 


11


 


 



 

Рис. 2. Органы, обладающие бюджетными полномочиями3

В статье 6. Бюджетного кодекса РФ дано следующее понятие: «бюджетные полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления) – установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса».4

Органы  исполнительной власти осуществляют: составление проектов бюджетов; представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами; исполнение бюджетов; [3,c.543]

 Такие же полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.[4]

Центральный банк РФ (Банк России) выполняет следующие обязанности: совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджета; осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации