Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы кур.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 

Источник: составлено по отчетным данным ТОО  «Юниснек»

По данным таблицы видно, что чистая прибыль в 2010 году составила  отрицательную сумму в -68679544 тенге (-12,4% от выручки). Это обусловлено тем, что в этом году предприятие начало свою деятельность, а также высокой долей административных расходов. Но уже в 2011 г. доля чистой прибыли в выручке увеличилась на 12,5%, соответственно на эту величину увеличилась себестоимость вместе с расходами на реализацию. В 2012 г. доля прибыли возросла до 2,2%, таким образом, прибыль увеличилась на 2,1% по сравнению с 2011 г. Также наблюдается снижение административных расходов в 2011 году на 42,1%, упав к 2012 году до 17,3%, что положительно сказывается на чистой прибыли.

Таблица 2. Анализ финансовой устойчивости ТОО «Юниснек»

Показатель 

Формула расчета 

Значение 

Норма

 

Коэффициент концентрации собственного капитала

собственный капитал всего хозяйственных средств(нетто)

2006

 

0,07

2007

 

0,1

2008

 

0,09

>0,5

Коэффициент финансовой независимости 

собственные оборотные  средства

текущие активы

 0,002

0,03

0,04

>1

Коэффициент маневренности  собственного капитала

собственные оборотные средства

собственный капитал

0,05

0,3

0,4

>0,5

Коэффициент соотношения  заемных и собственных средств 

заемный капитал

собственный капитал

13,07

8,39

10,1

снижение


Источник: составлено по отчетным данным ТОО  «Юниснек»

Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат составил в 2006 году 0,002, а к 2008 году увеличился до 0,04. Это означает, что запасы и затраты в 2008 году на 4% покрывались собственным капиталом и на 96% - заемным.

Коэффициент маневренности  составил в 2006 году 0,05, а к 2008 году повысился до 0,4. Значения коэффициента ниже допустимых границ, но стремительно увеличиваются. Это указывает на увеличение мобильных средств в составе собственного капитала, что положительно сказывается на финансовой устойчивости предприятия.

Коэффициент соотношения  заемных и собственных средств  к 2008 году снизился, что также положительно сказывается на финансовой устойчивости предприятия. [16, стр. 114].

Ввиду рассчитанных коэффициентов хотелось бы отметить, что данное предприятие является лишь филиалом, то есть по определению зависимым,

31

несамостоятельным, и заемные средства в данном случае не кредиты и займы банков или  сторонних организаций - это средства головного предприятия. Будем учитывать  также, что ТОО «Юниснек» начало функционировать лишь с мая 2005 года, поэтому проведенный анализ не должен характеризовать данное предприятие с отрицательной стороны.

Рассмотрим  показатели деловой активности предприятия. Анализируя рассчитанные показатели можно  сделать вывод о неплохой деловой активности ТОО «Юниснек». Об этом говорит динамика следующих показателей:

Выручка от реализации возросла на 126% (с 553965797 тенге в 2006 г. до 1253721400 тенге в 2008 г.)

Чистая прибыль  предприятия увеличилась на 60% (с -68679544 в 2006 г. до 28158040 тг. в 2008 г.)

Отдача основных производственных фондов (фондоотдача) возросла с 60,64 в 2006 году до 215,31 в 2008 году.

Возросла оборачиваемость  средств в расчетах с 18,46 об. в 2006 г. до 45,27 об. в год в 2008 г.

Однако, наряду с этим некоторые показатели деловой активности имеют отрицательную динамику:

Снизилась оборачиваемость  запасов (с 12,69 об. до 7,12 об. в год)

Соответственно  увеличился операционный цикл - с 48 дней до 58 дней.

Возросла продолжительность  финансового цикла (с 7 до 16 дней)

Таким образом, основные показатели деловой активности являются неплохими, но отрицательная  динамика вышеуказанных показателей  ставит вопрос о необходимость принятия мер в данной области. [17, стр. 127].

 

32

Одной из задач анализа финансового состояния предприятия является предотвращение угрозы банкротства и его прогнозирование. Для диагностики вероятности банкротства мы воспользуемся моделью Э.Альтмана, которая имеет следующий вид: Z = 1,2X1 +1,4X2+3,3X3+0,6X4+0,999X5. [18, стр.263]. Все показатели и формулы расчета приведены в таблице 3.

Таблица 3. Анализ вероятности банкротства по Э.Альтману

 

Формула расчета

2006

2007

2008

 

Z

Интегральный  показатель уровня угрозы банкротства

10,43

13,66

16

 

X1

Собственные оборотные активы

Общая сумма  активов

0,004

0,03

0,04

 

X2

Нераспределенная  прибыль

Сумма активов

0,07

0,1

0,09

 

X3

Прибыль до уплаты налогов и %

Сумма активов

-0,44

0,01

0,26

 

X4

Коэффициент соотношения  собственного и заемного капитала

13,07

8,39

10,1

 

X5

Выручка от реализации

Сумма активов

3,94

8,43

8,92

 
   

Источник: составлено по отчетным данным ТОО «Юниснек»

33

Как видно из расчетов, вероятность риска банкротства  у ТОО «Юниснек» очень низкая, причем этот показатель с каждым годом  увеличивается, что положительно сказывается  на отношениях с партнерами.

Показатели рентабельности ТОО «Юниснек» находятся на нормальном уровне - соответственно снизился период окупаемости собственного капитала, что однозначно является положительным моментом.

Таким образом, основной рекомендацией по улучшению финансового состояния предприятия является устранение дисбаланса в активах и пассивах фирмы, что, несомненно, повысит финансовую устойчивость ТОО «Юниснек». Так же необходимо в будущем сохранить положительную динамику показателей деловой активности и рентабельности.

2.3. Система бюджетирования  в ТОО «Юниснек»

Первоначально рассчитывается бюджет продаж. То есть в начале каждого года служба сбыта  и маркетинга готовит ежемесячный  планируемый прогноз продаж, на основе которого затем в конце каждого  квартала по результатам отклонений вводят корректировки. Этот прогноз содержит информацию о структуре продаж в разрезе ассортимента и стоимости каждого вида продукции. Прогноз учитывает как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на изменение цены, объема, общей суммы, такие как историю продаж, общее состояние экономики страны и региона, ценовая политика конкурентов, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности и т.д. На основании прогноза продаж появляется бюджет продаж, который составляется аналитиками продаж на основе планируемого портфеля заказов. В бюджете продаж содержатся как плановые показатели, так и фактические, а также отклонения фактических данных от плановых в абсолютных и относительных значениях. [20, стр.53].  

Управленческие расходы состоят из заработной платы

34

административного персонала; заработной платы прочих служащих; оплаты энергии и освещения; амортизация офисного оборудования; расходов по страхованию; затрат на канцтовары; прочих расходов. Коммерческие и управленческие расходы оплачиваются в том же квартале, в котором возникают. [21, стр.78].  Причем на предприятии действуют «бюджеты с временным периодом», когда не израсходованный на конец периода остаток средств по какой-либо статье бюджета не переносится на следующий период. Эта система позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая «накопительские» тенденции.

Методика контроля исполнения финансовых планов предприятия  состоит из нескольких шагов:

1. Выявление и оценка отклонений

2. Анализ причин  отклонений

3. Принятие управленческих  решений

Различают регулярный и окончательный контроль исполнения финансового плана компании:

  • Регулярный контроль осуществляется в течение планового периода. Технология регулярного контроля позволяет на ранней стадии обнаружить тенденции к нарушению плана и принять меры по корректировке финансовой ситуации. Регулярный контроль исполнения бюджетов филиалов осуществляется на уровне центров финансовой ответственности (ЦФО). При этом возрастает роль бюджетного комитета, контролирующего процесс исполнения плановых бюджетных показателей филиалами.

 

 

35

Глава 3. Повышение  эффективности бюджетного процесса на предприятии

3.1. Принципы  успешного бюджетирования

Принципы эффективного бюджетирования базируются на здравом смысле и довольно просты. Для сопоставления и анализа данных разных периодов процесс бюджетирования должен быть постоянным и непрерывным. Сами периоды должны быть одинаковыми и утверждены заранее: неделя, декада, месяц, квартал, год. Рассмотрим основные правила, соблюдать которые должна любая компания, занимающаяся бюджетированием.

Принцип «скольжения». Непрерывность бюджетирования выражается в так называемом «скольжении».  На этот период составляется так называемый бюджет развития, который не следует путать с бизнес-планом. В бизнес-плане должны содержаться не только количественная информация, но и идея бизнеса, маркетинговые исследования, план организации производства и т. д. В принципе, финансовая часть бизнес-плана и представляет собой бюджет развития.

Пятилетний  стратегический период планирования включает еще один период длиной в четыре квартала. Причем такой период планирования выдерживается всегда: по прошествии первого квартала к четвертому прибавляется еще один и снова составляется бюджет на четыре квартала. Это и есть принцип «скольжения».

Во-первых, используя  «скользящий» бюджет, предприятие регулярно  может учитывать внешние изменения (например, инфляцию, спрос на продукцию, ситуацию на рынке), изменения своих  целей, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными, чем при статичном бюджетировании.

Во-вторых, при  статичном бюджетировании к концу  года значительно 

36

снижается горизонт планирования, чего не происходит при «скользящем» бюджете. Например, предприятие, которое раз в год в ноябре утверждает бюджет на год вперед, в октябре располагает планами только на два следующих месяца. И когда появится бюджет на январь, может оказаться, что уже поздно заказывать какие-то ресурсы, заявку на которые нужно было размещать за три месяца до поставки, то есть в октябре. 

Гибкий бюджет составляется по принципу «если - то». То есть гибкий бюджет представляет собой  ряд «жестких» бюджетов, основанных на различных прогнозах. В дальнейшем, какие бы события не произошли (военные конфликты, мировой экономический кризис), пересматривать и корректировать бюджет не придется.

Процесс перехода плана из категории «предварительно» в категорию «обязательно» должен включать определенные стадии: корректировку, согласование и утверждение. Длительность всех стадий расписывается в регламенте по бюджетированию.

Принцип детализации  расходов. С целью экономии ресурсов и контроля за использованием средств  все значительные расходы должны детализироваться. Рекомендуется детализировать все расходы, доля которых превышает 1% в общей доле расходов, хотя нужно принимать во внимание и размер компании.

Детализации может  подвергаться и учетный период. Например, бюджет доходов и расходов можно детализировать по месяцам, а бюджет движения денежных средств - по неделям или даже банковским дням, так как контроль за финансовыми потоками требует большей тщательности и оперативности.

Разработав  финансовую структуру, предприятие выявит количество уровней сбора бюджетной информации и в зависимости от этого сможет сформировать график составления бюджетов для каждого центра учета. 

На пути к  эффективному бюджетированию. Все процедуры  и 

37

принципы, описанные  выше, должны найти свое отражение в едином для всей компании «Регламенте бюджетирования».

3.2. Мировой опыт  бюджетного планирования на предприятиях

Прежде чем  вести речь о практике внутрифирменного планирования в ведущих развитых странах мира, необходимо сделать  обзор стандартов учета и отчетности, применяемых за рубежом, в рамках и на базе которых осуществляется такое планирование.

В западных источниках, приводятся три основные модели учета  и отчетности:

– британо-американо-голландская,

– континентальная,

– южноамериканская.

1.Британо-американо-голландская  модель. Учет хозяйственной деятельности  по этой модели ориентируется  на информационные запросы инвесторов  и кредиторов. Владельцы акционерного  капитала часто отделены от  оперативного управления корпорациями.

Три ведущие страны, использующие эту модель (Великобритания, США и Нидерланды) имеют хорошо развитый рынок ценных бумаг.

2. Континентальная  модель. Учет по этой модели  практикуется в Японии и в  странах Европы (Франция, Германия, Швейцария, Австрия, Бельгия, Италия, Дания и др.). Бизнес в этих странах тесно связан с банками, и правительство требует обязательно публиковать отчеты.

Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации