Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.
Таблица 2. Анализ финансовой устойчивости ТОО «Юниснек»
Показатель |
Формула расчета |
Значение |
Норма |
|
Коэффициент концентрации собственного капитала |
собственный капитал всего хозяйственных средств(нетто) |
2006
0,07 |
2007
0,1 |
2008
0,09 >0,5 |
Коэффициент финансовой независимости |
собственные оборотные средства текущие активы |
0,002 |
0,03 |
0,04 >1 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
собственные оборотные средства собственный капитал |
0,05 |
0,3 |
0,4 >0,5 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
заемный капитал собственный капитал |
13,07 |
8,39 |
10,1 снижение |
Источник: составлено по отчетным данным ТОО «Юниснек»
Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат составил в 2006 году 0,002, а к 2008 году увеличился до 0,04. Это означает, что запасы и затраты в 2008 году на 4% покрывались собственным капиталом и на 96% - заемным.
Коэффициент маневренности составил в 2006 году 0,05, а к 2008 году повысился до 0,4. Значения коэффициента ниже допустимых границ, но стремительно увеличиваются. Это указывает на увеличение мобильных средств в составе собственного капитала, что положительно сказывается на финансовой устойчивости предприятия.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств к 2008 году снизился, что также положительно сказывается на финансовой устойчивости предприятия. [16, стр. 114].
Ввиду рассчитанных коэффициентов хотелось бы отметить, что данное предприятие является лишь филиалом, то есть по определению зависимым,
31
несамостоятельным, и заемные средства в данном случае не кредиты и займы банков или сторонних организаций - это средства головного предприятия. Будем учитывать также, что ТОО «Юниснек» начало функционировать лишь с мая 2005 года, поэтому проведенный анализ не должен характеризовать данное предприятие с отрицательной стороны.
Рассмотрим показатели деловой активности предприятия. Анализируя рассчитанные показатели можно сделать вывод о неплохой деловой активности ТОО «Юниснек». Об этом говорит динамика следующих показателей:
Выручка от реализации возросла на 126% (с 553965797 тенге в 2006 г. до 1253721400 тенге в 2008 г.)
Чистая прибыль предприятия увеличилась на 60% (с -68679544 в 2006 г. до 28158040 тг. в 2008 г.)
Отдача основных производственных фондов (фондоотдача) возросла с 60,64 в 2006 году до 215,31 в 2008 году.
Возросла оборачиваемость средств в расчетах с 18,46 об. в 2006 г. до 45,27 об. в год в 2008 г.
Однако, наряду с этим некоторые показатели деловой активности имеют отрицательную динамику:
Снизилась оборачиваемость запасов (с 12,69 об. до 7,12 об. в год)
Соответственно увеличился операционный цикл - с 48 дней до 58 дней.
Возросла продолжительность финансового цикла (с 7 до 16 дней)
Таким образом, основные показатели деловой активности являются неплохими, но отрицательная динамика вышеуказанных показателей ставит вопрос о необходимость принятия мер в данной области. [17, стр. 127].
32
Одной из задач анализа финансового состояния предприятия является предотвращение угрозы банкротства и его прогнозирование. Для диагностики вероятности банкротства мы воспользуемся моделью Э.Альтмана, которая имеет следующий вид: Z = 1,2X1 +1,4X2+3,3X3+0,6X4+0,999X5. [18, стр.263]. Все показатели и формулы расчета приведены в таблице 3.
Таблица 3. Анализ вероятности банкротства по Э.Альтману
Формула расчета |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Z |
Интегральный показатель уровня угрозы банкротства |
10,43 |
13,66 |
16 |
|
X1 |
Собственные оборотные активы Общая сумма активов |
0,004 |
0,03 |
0,04 |
|
X2 |
Нераспределенная прибыль Сумма активов |
0,07 |
0,1 |
0,09 |
|
X3 |
Прибыль до уплаты налогов и % Сумма активов |
-0,44 |
0,01 |
0,26 |
|
X4 |
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала |
13,07 |
8,39 |
10,1 |
|
X5 |
Выручка от реализации Сумма активов |
3,94 |
8,43 |
8,92 |
|
Источник: составлено по отчетным данным ТОО «Юниснек»
33
Как видно из расчетов, вероятность риска банкротства у ТОО «Юниснек» очень низкая, причем этот показатель с каждым годом увеличивается, что положительно сказывается на отношениях с партнерами.
Показатели рентабельности ТОО «Юниснек» находятся на нормальном уровне - соответственно снизился период окупаемости собственного капитала, что однозначно является положительным моментом.
Таким образом, основной рекомендацией по улучшению финансового состояния предприятия является устранение дисбаланса в активах и пассивах фирмы, что, несомненно, повысит финансовую устойчивость ТОО «Юниснек». Так же необходимо в будущем сохранить положительную динамику показателей деловой активности и рентабельности.
2.3. Система бюджетирования в ТОО «Юниснек»
Первоначально рассчитывается бюджет продаж. То есть в начале каждого года служба сбыта и маркетинга готовит ежемесячный планируемый прогноз продаж, на основе которого затем в конце каждого квартала по результатам отклонений вводят корректировки. Этот прогноз содержит информацию о структуре продаж в разрезе ассортимента и стоимости каждого вида продукции. Прогноз учитывает как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на изменение цены, объема, общей суммы, такие как историю продаж, общее состояние экономики страны и региона, ценовая политика конкурентов, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности и т.д. На основании прогноза продаж появляется бюджет продаж, который составляется аналитиками продаж на основе планируемого портфеля заказов. В бюджете продаж содержатся как плановые показатели, так и фактические, а также отклонения фактических данных от плановых в абсолютных и относительных значениях. [20, стр.53].
Управленческие расходы состоят из заработной платы
34
административного персонала; заработной платы прочих служащих; оплаты энергии и освещения; амортизация офисного оборудования; расходов по страхованию; затрат на канцтовары; прочих расходов. Коммерческие и управленческие расходы оплачиваются в том же квартале, в котором возникают. [21, стр.78]. Причем на предприятии действуют «бюджеты с временным периодом», когда не израсходованный на конец периода остаток средств по какой-либо статье бюджета не переносится на следующий период. Эта система позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая «накопительские» тенденции.
Методика контроля исполнения финансовых планов предприятия состоит из нескольких шагов:
1. Выявление и оценка отклонений
2. Анализ причин отклонений
3. Принятие управленческих решений
Различают регулярный и окончательный контроль исполнения финансового плана компании:
35
Глава 3. Повышение эффективности бюджетного процесса на предприятии
3.1. Принципы успешного бюджетирования
Принципы эффективного бюджетирования базируются на здравом смысле и довольно просты. Для сопоставления и анализа данных разных периодов процесс бюджетирования должен быть постоянным и непрерывным. Сами периоды должны быть одинаковыми и утверждены заранее: неделя, декада, месяц, квартал, год. Рассмотрим основные правила, соблюдать которые должна любая компания, занимающаяся бюджетированием.
Принцип «скольжения». Непрерывность бюджетирования выражается в так называемом «скольжении». На этот период составляется так называемый бюджет развития, который не следует путать с бизнес-планом. В бизнес-плане должны содержаться не только количественная информация, но и идея бизнеса, маркетинговые исследования, план организации производства и т. д. В принципе, финансовая часть бизнес-плана и представляет собой бюджет развития.
Пятилетний стратегический период планирования включает еще один период длиной в четыре квартала. Причем такой период планирования выдерживается всегда: по прошествии первого квартала к четвертому прибавляется еще один и снова составляется бюджет на четыре квартала. Это и есть принцип «скольжения».
Во-первых, используя
«скользящий» бюджет, предприятие регулярно
может учитывать внешние
Во-вторых, при статичном бюджетировании к концу года значительно
36
снижается горизонт планирования, чего не происходит при «скользящем» бюджете. Например, предприятие, которое раз в год в ноябре утверждает бюджет на год вперед, в октябре располагает планами только на два следующих месяца. И когда появится бюджет на январь, может оказаться, что уже поздно заказывать какие-то ресурсы, заявку на которые нужно было размещать за три месяца до поставки, то есть в октябре.
Гибкий бюджет составляется по принципу «если - то». То есть гибкий бюджет представляет собой ряд «жестких» бюджетов, основанных на различных прогнозах. В дальнейшем, какие бы события не произошли (военные конфликты, мировой экономический кризис), пересматривать и корректировать бюджет не придется.
Процесс перехода плана из категории «предварительно» в категорию «обязательно» должен включать определенные стадии: корректировку, согласование и утверждение. Длительность всех стадий расписывается в регламенте по бюджетированию.
Принцип детализации расходов. С целью экономии ресурсов и контроля за использованием средств все значительные расходы должны детализироваться. Рекомендуется детализировать все расходы, доля которых превышает 1% в общей доле расходов, хотя нужно принимать во внимание и размер компании.
Детализации может подвергаться и учетный период. Например, бюджет доходов и расходов можно детализировать по месяцам, а бюджет движения денежных средств - по неделям или даже банковским дням, так как контроль за финансовыми потоками требует большей тщательности и оперативности.
Разработав финансовую структуру, предприятие выявит количество уровней сбора бюджетной информации и в зависимости от этого сможет сформировать график составления бюджетов для каждого центра учета.
На пути к эффективному бюджетированию. Все процедуры и
37
принципы, описанные выше, должны найти свое отражение в едином для всей компании «Регламенте бюджетирования».
3.2. Мировой опыт
бюджетного планирования на
Прежде чем вести речь о практике внутрифирменного планирования в ведущих развитых странах мира, необходимо сделать обзор стандартов учета и отчетности, применяемых за рубежом, в рамках и на базе которых осуществляется такое планирование.
В западных источниках, приводятся три основные модели учета и отчетности:
– британо-американо-голландская,
– континентальная,
– южноамериканская.
1.Британо-американо-
Три ведущие страны, использующие эту модель (Великобритания, США и Нидерланды) имеют хорошо развитый рынок ценных бумаг.
2. Континентальная
модель. Учет по этой модели
практикуется в Японии и в
странах Европы (Франция, Германия,
Швейцария, Австрия, Бельгия,
Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации