Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.
Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют: контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов; проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного
12
законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.
Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.
Главный распорядитель бюджетных средств определяется ведомственной классификацией расходов бюджета. Для федерального уровня им выступает орган государственной власти РФ; для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение.
Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Министерство финансов РФ: составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований и Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации; осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм; проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств; регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; осуществляет в порядке, установленном
13
Правительством РФ, управление государственным долгом РФ; исполняет федеральный бюджет; составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ; осуществляет иные полномочия.
1.3. Основные этапы бюджетного процесса
Исходными
макроэкономическими
Срок
удвоения ВВП
Проекту бюджета предшествует ряд социально-экономических и финансовых документов. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года, тенденций развития экономики и социальной сферы. Основные показатели прогноза: индекс потребительских цен, ВВП, объем промышленной продукции, объем продукции сельского хозяйства, объем инвестиций в основной капитал, объем розничного товарооборота, объем импорта и экспорта, объем платных услуг населению, среднемесячная зарплата и др.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года и формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации: доходы,
14
всего; расходы, всего; из них процентные расходы в млрд. рублей и в % к ВВП.
Таблица 1
Схема сводного финансового баланса на территории на год, млрд. руб
ДОХОДЫ |
РАСХОДЫ | ||
Наименование |
Млрд. руб. |
Наименование |
Млрд. руб. |
Прибыль |
Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации |
||
Амортизационные отчисления |
Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства) |
||
Налоговые доходы (без налога на прибыль), из них: |
Государственные дотации, субсидии, субвенции |
||
НДС |
Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также средств единого социального налога |
||
Акцизы |
Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
||
Налог на доходы физических лиц |
Расходы за счет средств целевых бюджетных фондов |
||
Налоги на имущество |
Расходы на национальную оборону |
||
Налоги на внешнеэкономические операции |
Расходы на правоохранительную деятельность (без капитальных вложений) |
||
Не налоговые доходы |
Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений) |
||
Безвозмездные перечисления |
Расходы
по внешнеэкономической |
||
Средства целевых бюджетных фондов |
Обслуживание государственного долга |
||
Средства единого социального налога |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
||
Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев |
Прочие расходы |
||
Прочие доходы |
|||
ИТОГО ДОХОДОВ |
ИТОГО РАСХОДОВ |
||
Превышение расходов над доходами |
Баланс финансовых ресурсов - баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории (Таблица 1). Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории.
План развития государственного или муниципального сектора экономики включает:
1) перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
2) перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий;
3) программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
4) сведения о
предельной штатной
В проекте закона (решения) о бюджете содержатся основные характеристики бюджета - общий объем расходов бюджета, общий объем доходов бюджета и дефицит бюджета, а также прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. Орган исполнительной
16
власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. Одновременно рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Бюджетным кодексом РФ предусматривается и временное управление бюджетом.
Важным элементом процедуры подготовки проекта федерального бюджета является Бюджетное послание Президента РФ, с проектом которого на очередной финансовый год Президент РФ выступает в Федеральном Собрании РФ. Оно задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства. Ограниченность финансовых ресурсов и назревшие преобразования в бюджетной сфере вызывают необходимость, с одной стороны, выявить приоритеты, а с другой - уменьшить расходы, усилить контроль за рациональным использованием государственных средств.
Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета реализуется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономического развития и торговли РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточнение прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственного комитета РФ по статистике и Центрального банка РФ в установленные постановлением Правительства РФ сроки разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году.
Министерство экономического развития и торговли РФ доводит
17
рассмотренные Правительством РФ условия функционирования экономики страны в планируемом году до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а с участием Государственного комитета РФ по статистике - систему показателей прогнозов и методические рекомендации по их составлению.
Министерство финансов РФ направляет получателям средств федерального бюджета прогнозируемые на планируемый год данные о предельных объемах бюджетного [6,c.82-83] обеспечивает федеральные органы исполнительной власти методическими материалами по формированию параметров основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу[7].
Государственный комитет РФ по статистике представляет в федеральные, территориальные и муниципальные органы исполнительной власти статистическую информацию по перечню показателей для разработки прогнозов и проектов бюджетов; направляет в Министерство экономического развития и торговли РФ отчетные данные по согласованным показателям Сводного финансового баланса РФ.
Государственные социальные внебюджетные фонды предоставляют в Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ проекты бюджетов соответствующих фондов на планируемый год; прогноз формирования и расходования средств этих фондов по годам на среднесрочную перспективу.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в установленные сроки разрабатывают варианты прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ в планируемом году по основным показателям, уточнения параметров прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу; проектировки получения и использования доходов от государственного имущества и
18
представляют их в Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ.
Государственные заказчики федеральных целевых программ разрабатывают и представляют в Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ обоснования на финансирование в планируемом году и на среднесрочную перспективу федеральных целевых программ.
Федеральные органы исполнительной власти в установленные сроки представляют в Министерство финансов РФ распределение предельных объемов бюджетного финансирования на планируемый год по показателям функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ; предложения по проведению структурных и организационных преобразований в отраслях экономики; материалы для разработки соответствующих разделов проектировок основных расходов федерального бюджета на планируемый год и по годам на среднесрочную перспективу.
Центральный банк РФ представляет в Министерство финансов РФ информацию, необходимую для подготовки федерального бюджета на очерёдной финансовый год.
Министерство экономического развития и торговли РФ распределяет по получателям средств федерального бюджета и направлениям использования предельные объёмы государственных инвестиций и представляет соответствующие материалы в Министерство финансов РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в установленный для согласования срок представляют в Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год, а также утвержденные в установленном порядке бюджеты субъектов РФ.
Министерство экономического развития и торговли РФ в установленный
19
Правительством
РФ срок представляет в Правительство:
итоги социально-экономического развития
РФ за первое полугодие текущего года
и оценку предполагаемых итогов за
текущий год; прогноз социально-
Министерство финансов РФ на завершающем этапе формирования федерального бюджета представляет в Правительство РФ: проект федерального бюджета на планируемый год; проектировки основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу; прогнозы консолидированного бюджета РФ на планируемый год и на среднесрочную перспективу; предварительные итоги исполнения федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ за первое полугодие текущего года и оценку их предполагаемого исполнения за текущий год; отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ за предшествующий год.
Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации