Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы кур.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, другие государственные заказчики федеральных целевых программ в установленные Правительством РФ сроки: представляют в Министерство экономического развития и тopговли РФ прогнозы развития отраслей экономики и социально-экономического развития субъектов РФ в планируемом году и параметры прогнозов на среднесрочную перспективу; предварительную оценку состояния экономики в году, предшествующему

 

20

планируемому, возможные варианты стабилизации экономики;  уточняют расходы на реализацию федеральных целевых программ.

Работа  по формированию федерального бюджета продолжается на стадии  рассмотрения и утверждения федерального бюджета, когда депутаты Государственной Думы и Совета Федерации принимают деятельное участие в рассмотрении и анализе бюджетных показателей. Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

После утверждения  бюджета законодательными (представительными) органами власти начинается его исполнение. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ в стране установлено казначейское исполнение бюджетов вместо банковской системы исполнения бюджетов, существовавшей ранее. Единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, гг. Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Оптимизация потоков движения средств федерального бюджета достигается посредством сосредоточения их на едином казначейском счете (ЕКС), методологической основой которого является принцип единства кассы, установленный в ст. 216 Бюджетного кодексе РФ, на основе которого исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ. ЕКС

 

21

представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ в валюте РФ по исполнению федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении Центрального банка РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 Глава 2. Анализ эффективности бюджетирования на примере ТОО «Юниснек»

2.1. Характеристика деятельности предприятия ТОО «Юниснек»

Товарищество с ограниченной ответственностью «Юниснек» образовано в качестве филиала закрытого акционерного общества «Сибирский Берег». В этой связи в исторической справке приведены сведения о Сибирском Береге в целом.

Первый этап развития компании начался в 1999 году, когда выпускники Новосибирского государственного университета, создавая компанию «Сибирский Берег», выкупили торговую марку и  технологию создания сухариков «Кириешки» у санкт-петербургского ООО «Гранд», а в начале 2000 года уже занялись развитием собственной торговой сети»,- вспоминает директор компании Александр Ладан. Так в течение первого года работы «Сибирский Берег» успешно прошел предпринимательский этап развития и уверенно вышел на потребительский рынок с новым товаром.

Вторым важнейшим  направлением стало высокое качество. Решение никогда и ни при каких  условиях не жертвовать качеством продукции  было принято, отчасти интуитивно, еще  в самом начале работы компании. Эта стратегия - быть лучшими по сравнению другими производителями - оказалась очень дальновидной и в последующем позволила «Сибирскому Берегу» успешно конкурировать на федеральном уровне. Специфика пищевого бизнеса такова, что любое ухудшение вкуса потребители замечают мгновенно, и безоговорочно отворачиваются от продукта. Неслучайно продукция компании - многократный победитель многочисленных отраслевых и федеральных конкурсов и рейтингов.

Итак, к 2003 году наиболее очевидные и доступные  рынки были насыщены: «Кириешки» с удовольствием покупали на большей части территории России за исключением, пожалуй, столичных областей. Именно в это время встал вопрос о стратегии дальнейшего территориального роста. На

23

очередной сессии стратегического планирования руководство компании приняло два важных решения, предопределивших ее дальнейшее развитие.

 В середине 2006 года был приобретен пакет  акций китайской компании «Yantai Fuxingkang Foodstuff Co. Ltd.», специализирующейся  на переработке морепродуктов. В 2008 открыто собственное производство сухариков в Ташкенте.

После периода  бурного роста перед «Сибирским Берегом» вполне закономерно встали задачи организационного совершенствования. Примерно к 2006 году была осознана необходимость  сделать эффективнее структуру управления, оптимизировать бизнес-процессы, наладить систему корпоративного обучения, осмыслить и формализовать основные элементы корпоративной культуры. Для решения этих задач был создан масштабный проект «Повышение эффективности операционной деятельности компании», который охватывает все уровни работы, так как после создания и внедрения системы повышения эффективности ее нужно постоянно поддерживать и корректировать. Идеология изменений затронула несколько основных аспектов. Была создана более плоская и управляемая оргструктура, трехлетняя модель бюджетного планирования заменена однолетней, внедрена система оплаты труда в зависимости от результатов каждого сотрудника.

Изменился подход к затратам. Планомерно ведется сокращение издержек и четкая регламентация, особенно в производстве, логистике и продажах. Оптимизирована структура складов, сокращен кредитный портфель, пересмотрены условия договоров с торговыми предприятиями и поставщиками. Однако в компании не экономят на персонале или качестве продуктов.

Основные даты в истории предприятия:

  • 2001 - 2002 - организация торговых домов в Усть-Каменогорске,

24

Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Москве, Минске. Расширение линейки  продуктов в сегменте сухариков.

– 2003 - 2004 - Выкуп производственной площадки в г. Павловский Посад, начало производства в европейской части России. Начало строительства новой фабрики «под ключ». Приобретение фабрики по производству чипсов в г. Днепропетровск (Украина). Вывод федеральных ТМ в сегментах морепродуктов и чипсов («BEERка», «FAN» и «Чипсоны»).

– 2005 - 2006 - Приобретение компании «Болжау» ведущего игрока в сегменте сухариков и чипсов в Казахстане. Приобретение фабрики по производству пеллет в г. Торжок (Россия). Вхождение в капитал (40%) китайского производителя фасованных морепродуктов в г. Янтай (Китай).

В начале 2007 года компания подтвердила высокое качество менеджмента, успешно пройдя сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000. Сертификат действителен в  Великобритании, США, Нидерландах, Германии. [14]

Затем в мае 2006 года «Сибирский Берег» приобретает  компанию «Болжау», крупнейшего казахстанского производителя снековой продукции. По оценке «Сибирского Берега», «Болжау» контролировала 11% снекового рынка  республики, емкость которого в 2004 г. составила 11 000 т ($69 млн), из которых на сухарики приходилось 7000 т ($30 млн.). В России "Сибирский Берег", по собственным данным, в 2004 г. контролировал 16,5% рынка снеков и 51% рынка сухариков. Собственную долю на рынке Казахстана «Сибирский Берег» оценивает в 25%, в сегменте сухариков - в 70%. На мощностях "Болжау" началось производство продукции под основными марками «Сибирского Берега» -- «Кириешки» и «Компашки». На сегодняшний день в Казахстане функционирует 6 филиалов в городах: Павлодар, Алматы, Кокшетау, Костанай, Караганда, Усть-Каменогорск.

25

Каждое подразделение имеет документально оформленное положение, а каждая должность - должностную инструкцию с определением сферы ответственности и полномочий. Численность работающих 30 человек.

Директору непосредственно  подчиняются коммерческий директор, главный бухгалтер, начальник отдела маркетинга, менеджер по персоналу, финансовый аналитик и юрист. Менеджер по персоналу  занимается учетом личного состава  работающих в организации. Отдел маркетинга проводит рекламную деятельность. Число рабочих в этой группе составляет 3 человек.  Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет на предприятии. В бухгалтерии работает 6 человек. Отдел продаж занимается план-фактным анализом сбыта продукции. Здесь задействовано 19 человек. Финансовый аналитик проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, составляет бюджеты.

Таблица 2. Ключевые стратегические цели ЗАО «Сибирский Берег». Источник: [14]

Усиление лидерских  позиций на рынке

• Концентрация на двух основных сегментах:

– Усиление и развитие рыночной позиции в сегменте сухариков

– Усиление и поддержание лидерских позиций в сегменте морепродуктов

• Усиление текущих позиций брендов Компании через активное продвижение и развитие дистрибуции

• Расширение продуктового портфеля в сегментах и чипсов, орехов и семечек

Дальнейшее  расширение географии 

После запуска  производства в Австралии в 2006 году, Компания планирует провести в стране в 2008-2009 гг. амбициозные кампании по продвижению с целью получить 5%-ную долю местного снекового рынка (общий объем снекового рынка Австралии оценивается в US$ 1.7 млрд.)

• Дальнейшее развитие дистрибуции в Казахстане, Украине, Узбекистане и Белоруссии

Повышение операционной эффективности 

• Оптимизация логистической схемы с целью сокращения складского и транспортного персонала и повышения эффективности складов

• Реорганизация схемы дистрибуции, расширение присутствия в канале Сети, ликвидация OUT OF STOCK, повышение активности в Москве и Центральном регионе.

• Запуск новых мощностей по производству морепродуктов в России и Китае

• Увеличение производственной эффективности через технологические усовершенствования и модернизацию оборудования


 

Основной деятельностью компании является производство и продажа снековой продукции. На сегодня в мире нет устоявшегося определения, что такое снек. 

  

Структура рынка сухариков и морепродуктов по маркам представлена на рис. 10.

Как видно из рисунка, наибольший удельный вес в выручке составляют сухарики - 42%, на втором месте чипсы - 31%, что обусловлено высокой ценой, на третьем месте - морепродукты, 21%, и, наконец, на последнем месте орехи и семечки - 6%

По итогам 2008 г. компания «Юниснек» является лидером на рынке сухариков Казахстана с долей 53%. Значительную долю рынка (39%) занимает торговая марка «Кириешки». И с маркой «BEERka» является лидером на рынке морепродуктов. Рынок слабо консолидирован и имеет потенциал для развития рыночных позиций крупных игроков.

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

28

Для определения эффективности работы предприятия необходимо провести анализ его экономических показателей. Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия состоит из следующих основных компонентов:

Анализ финансовых результатов

Анализ имущественного положения

Анализ ликвидности

Анализ финансовой устойчивости

Анализ деловой  активности

Анализ рентабельности

Эти составные части тесно взаимосвязаны межу собой и их разделение необходимо лишь для более четкого разделения и понимания выводов по аналитическим процедурам анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. [15, стр. 382]. Исходные данные для анализа отражены в балансе предприятия  и в отчете о доходах и расходах.

Основным документом, отражающим финансовые результаты предприятия, является отчет о доходах и расходах. В соответствии с данными отчета следует провести горизонтальный и вертикальный анализ, который позволит определить структуру финансового результата, состав и динамику. Для этого удобнее всего воспользоваться аналитической формой отчета о доходах и расходах, который представлен в табл. 1.

Показатель 

Абсолютное  значение

Относительное значение, %

Относительное изменение, %

Темп роста, %

 

2010

2011

2012

2010

Выручка

553965797

1184348437

1253721400

100

себестоимость

341648142

777462681

842252065

61,7

валовая прибыль 

212317655

406885756

411469335

38,3

расходы на реализацию

74785778

226318364

261880781

13,5

административные  расходы 

222706980

179388230

146032891

65,2

чистая прибыль 

-68679544

855229

28158040

-12,4

Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации