Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, другие государственные заказчики федеральных целевых программ в установленные Правительством РФ сроки: представляют в Министерство экономического развития и тopговли РФ прогнозы развития отраслей экономики и социально-экономического развития субъектов РФ в планируемом году и параметры прогнозов на среднесрочную перспективу; предварительную оценку состояния экономики в году, предшествующему
20
планируемому, возможные варианты стабилизации экономики; уточняют расходы на реализацию федеральных целевых программ.
Работа по формированию федерального бюджета продолжается на стадии рассмотрения и утверждения федерального бюджета, когда депутаты Государственной Думы и Совета Федерации принимают деятельное участие в рассмотрении и анализе бюджетных показателей. Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
После утверждения бюджета законодательными (представительными) органами власти начинается его исполнение. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ в стране установлено казначейское исполнение бюджетов вместо банковской системы исполнения бюджетов, существовавшей ранее. Единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, гг. Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Оптимизация потоков движения средств федерального бюджета достигается посредством сосредоточения их на едином казначейском счете (ЕКС), методологической основой которого является принцип единства кассы, установленный в ст. 216 Бюджетного кодексе РФ, на основе которого исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ. ЕКС
21
представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ в валюте РФ по исполнению федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении Центрального банка РФ.
22
Глава 2. Анализ эффективности бюджетирования на примере ТОО «Юниснек»
2.1. Характеристика деятельности предприятия ТОО «Юниснек»
Товарищество с ограниченной ответственностью «Юниснек» образовано в качестве филиала закрытого акционерного общества «Сибирский Берег». В этой связи в исторической справке приведены сведения о Сибирском Береге в целом.
Первый этап развития компании начался в 1999 году, когда выпускники Новосибирского государственного университета, создавая компанию «Сибирский Берег», выкупили торговую марку и технологию создания сухариков «Кириешки» у санкт-петербургского ООО «Гранд», а в начале 2000 года уже занялись развитием собственной торговой сети»,- вспоминает директор компании Александр Ладан. Так в течение первого года работы «Сибирский Берег» успешно прошел предпринимательский этап развития и уверенно вышел на потребительский рынок с новым товаром.
Вторым важнейшим направлением стало высокое качество. Решение никогда и ни при каких условиях не жертвовать качеством продукции было принято, отчасти интуитивно, еще в самом начале работы компании. Эта стратегия - быть лучшими по сравнению другими производителями - оказалась очень дальновидной и в последующем позволила «Сибирскому Берегу» успешно конкурировать на федеральном уровне. Специфика пищевого бизнеса такова, что любое ухудшение вкуса потребители замечают мгновенно, и безоговорочно отворачиваются от продукта. Неслучайно продукция компании - многократный победитель многочисленных отраслевых и федеральных конкурсов и рейтингов.
Итак, к 2003 году наиболее очевидные и доступные рынки были насыщены: «Кириешки» с удовольствием покупали на большей части территории России за исключением, пожалуй, столичных областей. Именно в это время встал вопрос о стратегии дальнейшего территориального роста. На
23
очередной сессии стратегического планирования руководство компании приняло два важных решения, предопределивших ее дальнейшее развитие.
В середине
2006 года был приобретен пакет
акций китайской компании «
После периода бурного роста перед «Сибирским Берегом» вполне закономерно встали задачи организационного совершенствования. Примерно к 2006 году была осознана необходимость сделать эффективнее структуру управления, оптимизировать бизнес-процессы, наладить систему корпоративного обучения, осмыслить и формализовать основные элементы корпоративной культуры. Для решения этих задач был создан масштабный проект «Повышение эффективности операционной деятельности компании», который охватывает все уровни работы, так как после создания и внедрения системы повышения эффективности ее нужно постоянно поддерживать и корректировать. Идеология изменений затронула несколько основных аспектов. Была создана более плоская и управляемая оргструктура, трехлетняя модель бюджетного планирования заменена однолетней, внедрена система оплаты труда в зависимости от результатов каждого сотрудника.
Изменился подход к затратам. Планомерно ведется сокращение издержек и четкая регламентация, особенно в производстве, логистике и продажах. Оптимизирована структура складов, сокращен кредитный портфель, пересмотрены условия договоров с торговыми предприятиями и поставщиками. Однако в компании не экономят на персонале или качестве продуктов.
Основные даты в истории предприятия:
24
Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Москве, Минске. Расширение линейки продуктов в сегменте сухариков.
– 2003 - 2004 - Выкуп производственной площадки в г. Павловский Посад, начало производства в европейской части России. Начало строительства новой фабрики «под ключ». Приобретение фабрики по производству чипсов в г. Днепропетровск (Украина). Вывод федеральных ТМ в сегментах морепродуктов и чипсов («BEERка», «FAN» и «Чипсоны»).
– 2005 - 2006 - Приобретение компании «Болжау» ведущего игрока в сегменте сухариков и чипсов в Казахстане. Приобретение фабрики по производству пеллет в г. Торжок (Россия). Вхождение в капитал (40%) китайского производителя фасованных морепродуктов в г. Янтай (Китай).
В начале 2007 года компания подтвердила высокое качество менеджмента, успешно пройдя сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000. Сертификат действителен в Великобритании, США, Нидерландах, Германии. [14]
Затем в мае 2006 года «Сибирский Берег» приобретает компанию «Болжау», крупнейшего казахстанского производителя снековой продукции. По оценке «Сибирского Берега», «Болжау» контролировала 11% снекового рынка республики, емкость которого в 2004 г. составила 11 000 т ($69 млн), из которых на сухарики приходилось 7000 т ($30 млн.). В России "Сибирский Берег", по собственным данным, в 2004 г. контролировал 16,5% рынка снеков и 51% рынка сухариков. Собственную долю на рынке Казахстана «Сибирский Берег» оценивает в 25%, в сегменте сухариков - в 70%. На мощностях "Болжау" началось производство продукции под основными марками «Сибирского Берега» -- «Кириешки» и «Компашки». На сегодняшний день в Казахстане функционирует 6 филиалов в городах: Павлодар, Алматы, Кокшетау, Костанай, Караганда, Усть-Каменогорск.
25
Каждое подразделение имеет документально оформленное положение, а каждая должность - должностную инструкцию с определением сферы ответственности и полномочий. Численность работающих 30 человек.
Директору непосредственно подчиняются коммерческий директор, главный бухгалтер, начальник отдела маркетинга, менеджер по персоналу, финансовый аналитик и юрист. Менеджер по персоналу занимается учетом личного состава работающих в организации. Отдел маркетинга проводит рекламную деятельность. Число рабочих в этой группе составляет 3 человек. Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет на предприятии. В бухгалтерии работает 6 человек. Отдел продаж занимается план-фактным анализом сбыта продукции. Здесь задействовано 19 человек. Финансовый аналитик проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, составляет бюджеты.
Таблица 2. Ключевые стратегические цели ЗАО «Сибирский Берег». Источник: [14]
Усиление лидерских позиций на рынке |
• Концентрация на двух основных сегментах: – Усиление и развитие рыночной позиции в сегменте сухариков – Усиление и поддержание лидерских позиций в сегменте морепродуктов • Усиление текущих позиций брендов Компании через активное продвижение и развитие дистрибуции • Расширение продуктового портфеля в сегментах и чипсов, орехов и семечек |
Дальнейшее расширение географии |
После запуска производства в Австралии в 2006 году, Компания планирует провести в стране в 2008-2009 гг. амбициозные кампании по продвижению с целью получить 5%-ную долю местного снекового рынка (общий объем снекового рынка Австралии оценивается в US$ 1.7 млрд.) • Дальнейшее развитие дистрибуции в Казахстане, Украине, Узбекистане и Белоруссии |
Повышение операционной эффективности |
• Оптимизация логистической схемы с целью сокращения складского и транспортного персонала и повышения эффективности складов • Реорганизация схемы дистрибуции, расширение присутствия в канале Сети, ликвидация OUT OF STOCK, повышение активности в Москве и Центральном регионе. • Запуск новых мощностей по производству морепродуктов в России и Китае • Увеличение производственной эффективности через технологические усовершенствования и модернизацию оборудования |
Основной деятельностью компании является производство и продажа снековой продукции. На сегодня в мире нет устоявшегося определения, что такое снек.
Структура рынка сухариков и морепродуктов по маркам представлена на рис. 10.
Как видно из рисунка, наибольший удельный вес в выручке составляют сухарики - 42%, на втором месте чипсы - 31%, что обусловлено высокой ценой, на третьем месте - морепродукты, 21%, и, наконец, на последнем месте орехи и семечки - 6%
По итогам 2008 г. компания «Юниснек» является лидером на рынке сухариков Казахстана с долей 53%. Значительную долю рынка (39%) занимает торговая марка «Кириешки». И с маркой «BEERka» является лидером на рынке морепродуктов. Рынок слабо консолидирован и имеет потенциал для развития рыночных позиций крупных игроков.
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
28
Для определения эффективности работы предприятия необходимо провести анализ его экономических показателей. Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия состоит из следующих основных компонентов:
Анализ финансовых результатов
Анализ имущественного положения
Анализ ликвидности
Анализ финансовой устойчивости
Анализ деловой активности
Анализ рентабельности
Эти составные части тесно взаимосвязаны межу собой и их разделение необходимо лишь для более четкого разделения и понимания выводов по аналитическим процедурам анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. [15, стр. 382]. Исходные данные для анализа отражены в балансе предприятия и в отчете о доходах и расходах.
Основным документом, отражающим финансовые результаты предприятия, является отчет о доходах и расходах. В соответствии с данными отчета следует провести горизонтальный и вертикальный анализ, который позволит определить структуру финансового результата, состав и динамику. Для этого удобнее всего воспользоваться аналитической формой отчета о доходах и расходах, который представлен в табл. 1.
Показатель |
Абсолютное значение |
Относительное значение, % |
Относительное изменение, % |
Темп роста, % |
2010 |
2011 |
2012 |
2010 | |
Выручка |
553965797 |
1184348437 |
1253721400 |
100 |
себестоимость |
341648142 |
777462681 |
842252065 |
61,7 |
валовая прибыль |
212317655 |
406885756 |
411469335 |
38,3 |
расходы на реализацию |
74785778 |
226318364 |
261880781 |
13,5 |
административные расходы |
222706980 |
179388230 |
146032891 |
65,2 |
чистая прибыль |
-68679544 |
855229 |
28158040 |
-12,4 |
Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации