Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 09:45, курсовая работа
Поэтому целью работы является раскрытие сущности государственного долга и основных проблем управления им, изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «государственный долг», «дефицит бюджета»;
- раскрыть основные методы обслуживания государственного долга;
- охарактеризовать систему управления государственным долгом РФ;
- определить принципы управления государственным долгом;
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Дефицит бюджета и государственный долг
1.2 Понятие внутреннего государственного долга
1.3 Понятие внешнего государственного долга
2. МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
2.1 Общие принципы обслуживания государственного долга
2.2 Обслуживание внутреннего государственного долга
2.3 Обслуживание внешнего государственного долга
3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
3.1 Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года
3.2 Проблемы сокращения внутреннего государственного долга
3.3 Проблемы сокращения внешнего государственного долга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Государственный долг: содержание и основные формы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Дефицит бюджета и
1.2 Понятие внутреннего
1.3 Понятие внешнего
2. МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1 Общие принципы обслуживания государственного долга
2.2 Обслуживание внутреннего
2.3 Обслуживание внешнего
3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ
3.1 Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года
3.2 Проблемы сокращения
3.3 Проблемы сокращения внешнего государственного долга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит также в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц.
Вопрос о государственном
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика и модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Поэтому целью работы является раскрытие сущности государственного долга и основных проблем управления им, изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям
«государственный долг», «
- раскрыть основные методы
- охарактеризовать систему
- определить принципы управления государственным долгом;
- проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается и тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов-классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А. Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДОЛГА
1.1 Дефицит бюджета и государственный долг
Для начала определимся, что же такое
бюджет. Понятие «бюджет» имеет два
толкования. С одной стороны, это
совокупность финансовых ресурсов, средств,
которыми располагает любой
В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВВП.
Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.
Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате, как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.
Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники
- кредиты, полученные
- государственные займы,
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
2) внешние источники следующих видов:
- государственные займы,
- кредиты правительств
В теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов Государственные и муниципальные ценные бумаги : учебник / В.Д. Никифорова, В.Ю. Островская. - СПб. : Питер, 2004. - С. 112-119.:
1. Циклический дефицит госбюджета - результат действия встроенных стабилизаторов экономики. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.
2. Структурный дефицит госбюджета
- разность между расходами и
доходами бюджета в условиях
полной занятости. Оценки
3. Операционный дефицит
4. Первичный дефицит госбюджета
- разность между величиной
5. Квазифискальный (
- финансирование
- накопление в коммерческих
банках большого портфеля
- финансирование Центральным
- рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.
Бюджетный дефицит не относится
к разряду чрезвычайных событий
для государства. Еще Дж. Кейнс
обосновал возможность
Следует отметить, что дефицит государственного бюджета не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного долга. Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.
Государственный долг - это сумма задолженности государства по кредитным операциям. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».
Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства
- кредитных соглашений и
- государственных ценных бумаг,
выпускаемых от имени
- договоров о предоставлении
государственных гарантий
- переоформления долговых
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Основной при анализе
1.2 Понятие внутреннего государственного долга
По своей сущности государственный
внутренний долг представляет собой
совокупность кредитно-финансовых отношений,
возникающих в связи с
Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы