Государственный долг: содержание и основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью работы является раскрытие сущности государственного долга и основных проблем управления им, изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «государственный долг», «дефицит бюджета»;
- раскрыть основные методы обслуживания государственного долга;
- охарактеризовать систему управления государственным долгом РФ;
- определить принципы управления государственным долгом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Дефицит бюджета и государственный долг
1.2 Понятие внутреннего государственного долга
1.3 Понятие внешнего государственного долга
2. МЕТОДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
2.1 Общие принципы обслуживания государственного долга
2.2 Обслуживание внутреннего государственного долга
2.3 Обслуживание внешнего государственного долга
3. ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
3.1 Анализ государственного долга РФ на примере 2009 года
3.2 Проблемы сокращения внутреннего государственного долга
3.3 Проблемы сокращения внешнего государственного долга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.р. Государственный долг.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Таблица № 3.3 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

 

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга РФ, млрд. руб.

 
 

всего

в т.ч. государственные гарантии в валюте Российской Федерации

 

01.01.1993

3,57

0,08

 

01.01.1994

15,64

0,33

 

01.01.1995

88,06

2,14

 

01.01.1996

187,74

7,46

 

01.01.1997

364,46

17,24

 

01.01.1998

490,92

3,47

 

01.01.1999

529,94

0,88

 

01.01.2000

578,23

0,82

 

01.01.2001

557,42

1,02

 

01.01.2002

533,51

0,02

 

01.01.2003

679,91

8,62

 

01.01.2004

682,02

5,58

 

01.01.2005

778,47

12,93

 

01.01.2006

875,43

18,86

 

01.01.2007

1064,88

31,23

 

01.01.2008

1301,15

46,68

 

01.01.2009

1499,82

72,49

 

01.01.2010

2094,73

251,36

 
       

Источник: данные Министерства Финансов РФ.

 

В целом анализ показывает, что  рынок государственного внутреннего  долга фактически способен выполнять  функции аккумулирования источников бюджетного дефицита, стабилизации денежного  оборота и способа регулирования  ликвидности банковской системы. Вместе с тем он пока не стал инструментом поддержки экономического роста и инвестиционной активности.

По состоянию на 01.12.2010 объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации По данным Министерства Финансов РФ. составил 2579,1 млрд. руб.

Расширение объемов государственных  внутренних заимствований должно осуществляться с учетом мер по минимизации финансовых рисков. Это предусматривает увеличение средних сроков обращения размещаемых  долговых инструментов и сокращения спекулятивной составляющей, расширение спектра применяемых долговых инструментов, а также удержанием процентных ставок на уровне, близком к показателю инфляции, в целях дальнейшего сокращения доли расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих расходах федерального бюджета и объеме ВВП.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, за 11 месяцев 2010 г. увеличился на 24,76% до 454,913 млрд. руб. Об этом свидетельствует информация Департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственный финансовых активов Министерства РФ.

Соотношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам  федерального бюджета у Российской Федерации является высоким по сравнению  со странами с сопоставимым уровнем экономического развития.

Динамика изменения объема и  структуры государственного долга  за последние годы повлияла на объем  ассигнований федерального бюджета  по его обслуживанию Белоглазова  Г.Н. Финансы и кредит : учеб. пособие / Г.Н. Белоглазова. - М. : Высшее образование, 2006. - С. 241..

Снижение объемов расходов федерального бюджета в 2009 г. по обслуживанию государственного долга обусловлено существенным сокращением размера внешнего государственного долга Российской Федерации за последние  годы.

Законопроектом предусматривается  рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые в 2010 году составят 110,0 млрд. руб., или 3,2 млрд. долл. США, что  на 8,7 млрд. руб. (0,2 млрд. долл. США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетной палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. руб., или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году - 209,0 млрд. руб. (5,7 млрд. долл. США), или больше соответственно на 50,0 млрд. руб., или на 31,4 %.

Рост расходов в 2012 году по сравнению  с 2009 годом составит 107,7 млрд. руб. (в 2,6 раза).

Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

 

3.3 Проблемы сокращения  внешнего государственного долга

Абсолютная величина государственного внешнего долга Российской Федерации  за последние годы стала снижаться, и на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине внешнего долга, а в непомерной тяжести его обслуживания (уплаты процентов и сумм погашения, которые по оригинальному графику платежей приходятся на данный календарный год) за счет расходов федерального бюджета.

Расходы по обслуживанию государственного долга становятся фактором торможения реализации политики преодоления опасности техногенных катастроф, запредельного износа фондов и, в целом, обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий. В сочетании с продолжающемся процессом утечки капитала из финансового оборота национальной экономики выведение финансовых ресурсов из бюджетной системы резко снижает потенциал развития экономики - отсутствие средств на:

1) развитие производств с нанотехнологиями;

2) разведку новых месторождений;

3) реконструкцию и модернизацию  предприятий авиатранспорта;

4) финансирование сельскохозяйственной  отрасли и т.д.

До недавнего времени рынки  облигаций в России показывали значительный рост по всем сегментам, что было связано  с улучшением кредитного качества национальных компаний, с увеличением количества инвесторов и с благоприятным общим фонов на долговых рынках. Однако, мировой кредитный кризис, разразившийся во втором полугодии 2007 года, внес серьезные коррективы в данный сегмент экономики. Не помогли даже рекордно высокие цены на нефть и активная поддержка государства. Иностранные инвесторы сбавили темпы покупки российского долга и перестали активно участвовать в новых размещениях, некоторые из них закрыли лимиты на уровень долга ниже суверенного. Для российских корпораций резко снизилось количество возможностей по рефинансированию, это не замедлило отразиться на рынке первых технических дефолтов из-за невозможности рассчитаться по оферте или даже выплатить купоны. Подлили масла в огонь крупные кредиты государственных заемщиков со значительной премией к рынку. Это в совокупности с сокращением количества рыночных выпусков привело к существенной переоценке риска на рынке и повышению стоимости заимствований.

Но рынок не закрылся окончательно, уже начиная с февраля-марта 2008 года объемы первичных размещений начали соответствовать докризисным. Предполагалось, что несмотря на возросшую инфляцию, размещения будут сохранять свои объемы, либо возможно их незначительное уменьшение, а ставки привлечения будут выше, но не намного. При достаточной общей ликвидности на рынке мало кто прогнозировал кризисную ситуацию. Более того, некоторые аналитики считали, что сектор облигационных займов будет только укрепляться. Однако в возникших условиях нестабильности ставки привлечения средств значительно выросли. Ставки по высококачественным облигациям выросли на 1,5 процента. В связи с ухудшением общей ситуации на рынке заимствований складываются негативные условия, когда у предприятий появляются кассовые разрывы, эмитенты не способны выплачивать по офертам, возникают технические дефолты. Как следствие кредитные организации стали давать взаймы только надежным эмитентам, причем под более высокие ставки. Таким образом, в условиях кризиса произошел сдвиг в сторону высококачественных бумаг с государственным участием, с рейтингами от международных рейтинговых агентств. Однако в условиях кредитного кризиса появляются инвесторы-спекулянты и фонды, пытающиеся сыграть на скупке высокодоходных рискованных инструментов. Инвесторам не имеет смысла покупать бумаги с низкой доходностью, если доходность банковских депозитов будет выше.

Общий внешний долг России за 2007 г. вырос на 48% - до 459,6 млрд. долл., говорится  в материалах ЦБ РФ. Задолженность  органов госуправления за год  уменьшилась на 16,2% до 37,4 млрд.долл., а долг российских банков перед нерезидентами, напротив, увеличился сразу на 618% до 163,7 млрд. долл Васильев К.И. Мировой кризис и российский долговой рынок / К.И. Васильев // Консультант. - 2008. - № 17. - С. 20-26.

Общий объем внешнего долга России на 1 апреля 2010 года составил 473,7 млрд. долл. Об этом сообщается на официальном сайте Банка России. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний государственный долг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП.

Таблица 3.4 Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

Наименование

Сумма,

млн. долл. США

Задолженность перед официальными кредиторами -- членами Парижского клуба

999,8

Задолженность перед официальными кредиторами -- не членами Парижского клуба

1 820,4

Задолженность бывшим странам  СЭВ

1 300,1

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

830,5

Задолженность перед международными финансовыми организациями

3 793,9

Задолженность по еврооблигационным  займам

26 239,6

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1 775,3

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте

881,4

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37 641,0


Источник: данные Министерства Финансов РФ.

Все это говорит о необходимости  продолжения переговорного процесса по реструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться к избавлению от внешнего долга, но главное - уметь  эффективно его использовать на благо отечественной экономики. Для этого нужны глобальные и эффективные инвестиционные проекты и надежная кредитно-банковская система.

При этом акцент в политике государственного заимствования на неуклонное снижение внешнего долга (вне зависимости от реального финансового состояния и потребностей развития) снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно важного в условиях активной ее интеграции в мировое экономическое сообщество.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.

Государственный долг является характеристикой  результативности всех совершенных  операций в сфере государственного кредита. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние  экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Государственный долг может быть представлен также как общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.

Превышение расходов государственного бюджета над его доходами составляет бюджетный дефицит. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный долг. Обслуживание государственного долга - это выплата процентов по нему и выплаты основной суммы долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета, и поэтому оно существенно влияет на размер текущего дефицита. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефицитом.

Таким образом, бюджетный дефицит  является важнейшим обобщающим показателем  бюджетно-налоговой политики в краткосрочном  периоде, а государственный долг - в долгосрочном периоде.

Абсолютный размер дефицита и долга  связан с масштабом экономики  той или иной страны, поэтому для описания бюджетно-налоговой ситуации используются относительные величины - отношение бюджетного дефицита и государственного долга к объему ВВП.

Как правило, из текущих бюджетных  доходов не удается полностью  выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому развивается тенденция самовоспроизводства внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов.

Существует три основных способа  финансирования дефицита бюджета в  экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы