Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учёт интересов всех участников бюджетного процесса на основе компромисса в учёте интересов и самостоятельного управления.
Бюджетный федерализм – это совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.
Оглавление:
Введение
Глава 1 . Бюджетный федерализм
1.1. Сущность бюджетного федерализма
1.2. Становление и развитие бюджетного федерализма в России
1.3. Международный опыт бюджетного федерализма
Глава 2. Взаимодействие бюджетов разных уровней
2.1. Межбюджетные отношения и принципы взаимодействия бюджетов
2.2. Территориальные бюджеты – основа бюджетного федерализма
2.3. Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России
3.1. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.2. Финансовые проблемы развития регионов
3.3. Пути и перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Более половины расходов консолидированного бюджета республики в составе Российской Федерации, а именно 54,56% - это финансирование социально-культурной сферы, то есть выделение средств на образование, культуру, искусство, здравоохранение, социальную политику и т.д. Почти четверть 22,46% - занимает финансирование отраслей хозяйства, таких как промышленность, энергетика, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, транспорт, ЖКХ. Это соотношение меняется по видам бюджетов. Например, в территориальном (республиканском) бюджете расходы на дотирование отраслей хозяйства и социально-культурных мероприятий - 39,13% и 27,48% общего объема его расходов; в то время как проблема финансирования данных отраслей находится в большей степени на местных бюджетах – 60,87% и 72,52% соответственно.
С помощью данных таблицы 2.3.6 можно проанализировать пропорции распределения расходов по конкретным статьям бюджета субъекта РФ.
Таблица 2.3.6.
Структура расходов консолидированного бюджета Нижегородской области на 01.01.2001г.
Расходы | Консолидированный бюджет | Областной бюджет | Местные бюджеты | |||||
| Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу | В % к Консо лиди- рован ному бюдже ту | Всего (тыс.руб) | В % к итогу | В % к Консо лиди- рован ному бюджету |
Государствен ное управление | 790 555 | 6,54 | 238 037 | 4,51 | 30,11 | 552 518 | 6,33 | 69,88 |
Судебная власть | 1745 | 0,014 | 1 649 | 0,031 | 94,49 | 96 | 0,001 | 5,5 |
Правоохрани тельная деятельность и обеспечение безопасности государства |
504 711 | 4,18 |
368 053 | 6,98 | 72,92 |
136 658 | 1,56 | 27,07 |
Предупрежде ние и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий |
18 499 | 0,15 |
7 993 | 0,15 | 43,2 |
10 506 | 0,12 | 56,79 |
Отрасли хозяйства | 3 789 740 | 31,39 | 1 036 068 | 19,66 | 27,33 | 2753672 | 31,58 | 72,66 |
Социально-культурные мероприятия | 6 106 567 | 50,58 | 1 252 879 | 23,78 | 20,51 | 4 853 688 | 55,67 | 79,48 |
Обслуживание государствен ного долга |
470 973 | 3,9 |
429 416 | 8,15 | 91,17 |
41 557 | 0,47 | 8,82 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
1 016 | 0,008 |
861 | 0,016 | 84,74 |
155 | 0,0017 | 15,25 |
Прочие расходы | 157 221 | 1,3 | 140 883 | 2,67 | 89,6 | 16338 | 0,18 | 10,39 |
Целевые бюджетные фонды | 231 600 | 1,91 | 51 416 | 0,97 | 22,2 | 180 184 | 2,06 | 77,79 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 12072627 | 100 | 5 267 761 | 100 | 43,63 | 8718370 | 100 | 56,37 |
Анализ структуры консолидированного бюджета Нижегородской области показывает, что основные затраты производятся на содержание социально-культурной и бытовой инфраструктуры. Обращает на себя внимание распределение объемов расходов между областными и местными бюджетами. Преимущественно из областного бюджета финансируются: судебная власть – 94,49%; правоохранительная деятельность – 72,92%; обслуживание государственного долга – 91,17%. В то же время, расходы, связанные непосредственно с жизнеобеспечением и социальными потребностями населения, приходятся преимущественно на местные бюджеты 72,66% и 79,48% соответственно. К таким расходам относятся жилищно-коммунальное хозяйство, образование, транспорт, связь, здравоохранение и физическая культура, обеспечение социальной политики и так далее. Такое распределение должно уделять особое внимание формированию доходной базы местных бюджетов и контролю за эффективным расходованием средств.
Ниже проведен сравнительный анализ исполнения бюджетов субъектов РФ. Итак, сравним изменения, произошедшие с бюджетами республики Марий-Эл и Нижегородской области на 2003 год.
Таблица 2.3.7.
Структура доходов консолидированного бюджета республики Марий-Эл на 2003 год.
| Консолидированный бюджет республики | Республиканский бюджет | Местные бюджеты | |||
| Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу |
Налоговые доходы | 3768544 | 29,33 | 2544498 | 41,83 | 1224046 | 24,21 |
Неналоговые доходы | 2213839 | 1,66 | 84365 | 1,38 | 129474 | 2,56 |
Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней |
5156250 |
40,13 | 3446250 |
56,64 |
3700830 |
73,22 |
Доходы целевых бюджетных фондов | 6783 | 0,052 | 6755 | 0,11 | 28 | 0,00055 |
Другие доходы и перечисления | 3217730 | 25,048 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 1 284 6246 | 100 | 6081868 | 100 | 5054378 | 100 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по сравнению с 2001 годом, в 2003 году в бюджете республики снизилась доля налоговых поступлений в: консолидированный бюджет –29,33%; республиканский – 41,83%; местные бюджеты – 24,21%. Доля неналоговых доходов осталось примерно на том же уровне. Примечательно то, что резко увеличился удельный вес безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней: консолидированный бюджет –40,13%; республиканский – 56,64%; местные бюджеты – 73,22%. То есть очень большую роль занимают трансферты, субвенции и поступления из вышестоящих бюджетов, это свидетельствует о том, что республика Марий-Эл за последние 3 года так и не достигла достаточной финансовой самостоятельности.
Необходимо также рассмотреть структуру расходов бюджета республики в составе Российской Федерации.
Таблица 2.3.8.
Структура расходов консолидированного бюджета республики Марий-Эл на 2003 год.
| Консолидированный бюджет республики | Республиканский бюджет | Местные бюджеты | |||
| Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу | Всего (тыс.руб) | В % к итогу |
Государственное управление | 514887 | 4,127 | 254054 | 7,48 | 260833 | 5,22 |
Судебная власть | 9473 | 0,075 | 9473 | 0,27 | 0 | 0 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 228535 | 1,83 | 205610 | 6,05 | 22925 | 0,45 |
Фундаментальные исследования и содействие НТП | 6868 | 0,055 | 6288 | 0,18 | 0 | 0 |
Отрасли хозяйства | 1842580 | 14,77 | 733618 | 21,6 | 1179080 | 23,60 |
Социально-культурные мероприятия | 5078282 | 40,7 | 1517200 | 44,68 | 3517783 | 70,43 |
Обслуживание государственного долга | 29153 | 0,23 | 2 1519 | 0,63 | 7633 | 0,152 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 0 | 0 | 281008 | 8,27 | 0 | 0 |
Целевые бюджетные фонды | 366521 | 2,93 | 366521 | 10,79 | 0 | 0 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 12475006 | 100 | 3395291 | 100 | 4994547 | 100 |
Из таблицы видно, что в 2003 году доля расходов на содержание социально-культурной сферы, образования и отраслей промышленности республики снизилась по сравнению с 2001 годом. В частности, финансирование отраслей хозяйства снизилось в среднем на 10%. За счет этого, в республиканском бюджете увеличилась доля расходов на правоохранительную деятельность и безопасность государства – 6,05% (вместо 1,83% в 2001 году).
Таблица 2.3.9.
Структура доходов консолидированного бюджета Нижегородской области на 01.11. 2003.
| Всего (тыс.руб) | В % к итогу |
Налоговые доходы | 13072185 | 81 |
Неналоговые доходы | 952171 | 5,89 |
Безвозмездные перечисления | 1888204 | 11,7 |
Доходы целевых бюджетных фондов | 145246 | 0,89 |
Другие доходы и перечисления | 80694 | 0,5 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 16138500 | 100 |
За 2003 год доходы консолидированного бюджета Нижегородской области были исполнены в сумме 16138500 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2002 года общая сумма доходов в фактических ценах увеличилась на 8,4%. Основная часть доходов сформировалась за счет налоговых поступлений, сумма которых составила 13072185 тыс. руб.
| Всего (тыс.руб) | В % к итогу |
Государственное управление | 881088 | 5,3 |
ЖКХ | 2477021 | 14,9 |
Образование | 3790341 | 22,8 |
Здравоохранение | 2510269 | 15,1 |
Социальная политика | 1579309 | 9,5 |
Прочее | 5386274 | 32,4 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 16624301 | 100 |