Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учёт интересов всех участников бюджетного процесса на основе компромисса в учёте интересов и самостоятельного управления.
Бюджетный федерализм – это совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

Содержание

Оглавление:
Введение
Глава 1 . Бюджетный федерализм
1.1. Сущность бюджетного федерализма
1.2. Становление и развитие бюджетного федерализма в России
1.3. Международный опыт бюджетного федерализма
Глава 2. Взаимодействие бюджетов разных уровней
2.1. Межбюджетные отношения и принципы взаимодействия бюджетов
2.2. Территориальные бюджеты – основа бюджетного федерализма
2.3. Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России
3.1. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.2. Финансовые проблемы развития регионов
3.3. Пути и перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный федерализм.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

 

Более  половины расходов консолидированного бюджета республики в составе Российской Федерации, а именно 54,56% - это финансирование социально-культурной сферы, то есть выделение средств на образование, культуру, искусство, здравоохранение, социальную политику и т.д. Почти четверть  22,46% - занимает финансирование отраслей хозяйства, таких как промышленность, энергетика, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, транспорт, ЖКХ. Это соотношение меняется  по видам бюджетов.  Например, в территориальном (республиканском) бюджете расходы на дотирование отраслей хозяйства и социально-культурных мероприятий - 39,13% и 27,48% общего объема его расходов; в то время как проблема финансирования данных отраслей находится в большей степени на местных бюджетах – 60,87% и 72,52% соответственно.

С помощью данных таблицы 2.3.6 можно проанализировать пропорции распределения расходов по кон­кретным статьям бюджета субъекта РФ.

Таблица 2.3.6.

Структура расходов консолидированного бюджета Нижегородской области на 01.01.2001г.

 

Расходы

Консолидированный бюджет

Областной

бюджет

Местные бюджеты

 

Всего

(тыс.руб)

В % к

итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к

итогу

В % к Консо

лиди-

рован

ному бюдже ту

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

В % к

Консо

лиди-

рован

ному бюджету

Государствен ное управление

790 555

6,54

238 037

4,51

30,11

552 518

6,33

69,88

Судебная власть

1745

0,014

1 649

0,031

94,49

96

0,001

5,5

Правоохрани тельная деятельность и обеспечение безопасности государства

 

 

504 711

4,18

 

 

368 053

6,98

72,92

 

 

136 658

1,56

27,07

Предупрежде ние и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

 

 

18 499

0,15

 

 

7 993

0,15

43,2

 

 

10 506

0,12

56,79

Отрасли хозяйства

3 789 740

31,39

1 036 068

19,66

27,33

2753672

31,58

72,66

Социально-культурные мероприятия

6 106 567

50,58

1 252 879

23,78

20,51

4 853 688

55,67

79,48

Обслуживание государствен ного долга

 

470 973

3,9

 

429 416

8,15

91,17

 

41 557

0,47

8,82

Финансовая помощь бюджетам других уровней

 

1 016

0,008

 

861

0,016

84,74

 

155

0,0017

15,25

Прочие расходы

157 221

1,3

140 883

2,67

89,6

16338

0,18

10,39

Целевые бюджетные фонды

231 600

1,91

51 416

0,97

22,2

180 184

2,06

77,79

ВСЕГО РАСХОДОВ

12072627

100

5 267 761

100

43,63

8718370

100

56,37

 

Анализ структуры консолидированного бюджета Нижегородской области показывает, что  основные затраты производятся на содержание социально-культурной и бытовой инфраструктуры. Обращает на себя внимание распределение объемов расходов между областными и местными бюджетами. Преимущественно из областного бюджета финансируются: судебная власть – 94,49%; правоохранительная деятельность – 72,92%; обслуживание государственного долга – 91,17%. В то же время, расходы, связанные непосредственно с жизнеобеспечением и социальными потребностями населения, приходятся преимущественно на местные бюджеты 72,66% и 79,48% соответственно. К таким расходам относятся жилищно-коммунальное хозяйство, образование, транспорт, связь, здравоохранение и физическая культура, обеспечение социальной политики и так далее. Такое распределение должно уделять особое внимание  формированию доходной базы местных бюджетов и  контролю за эффективным расходованием средств.

 

Ниже проведен сравнительный анализ исполнения бюджетов субъектов РФ.  Итак, сравним изменения, произошедшие с бюджетами республики Марий-Эл и Нижегородской области на 2003 год.

Таблица 2.3.7.

Структура доходов консолидированного бюджета республики Марий-Эл на 2003 год.

 

 

Консолидированный бюджет республики

Республиканский бюджет

Местные бюджеты

 

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Налоговые доходы

3768544

29,33

2544498

41,83

1224046

24,21

Неналоговые доходы

2213839

1,66

84365

1,38

129474

2,56

Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней

 

5156250

 

40,13

3446250

 

56,64

 

3700830

 

73,22

Доходы целевых бюджетных фондов

6783

0,052

6755

0,11

28

0,00055

Другие доходы и перечисления

3217730

25,048

0

0

0

0

 

ВСЕГО ДОХОДОВ

1 284 6246

100

6081868

100

5054378

100

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по сравнению с 2001 годом, в 2003 году в бюджете республики снизилась доля налоговых поступлений в: консолидированный бюджет –29,33%; республиканский – 41,83%; местные бюджеты – 24,21%. Доля неналоговых доходов осталось примерно на том же уровне. Примечательно то, что резко увеличился удельный вес безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней: консолидированный бюджет –40,13%; республиканский – 56,64%; местные бюджеты – 73,22%. То есть очень большую роль занимают трансферты, субвенции и поступления из вышестоящих бюджетов, это свидетельствует о том, что республика Марий-Эл за последние 3 года так и не достигла достаточной финансовой самостоятельности.

Необходимо также рассмотреть структуру расходов бюджета республики в составе Российской  Федерации.

Таблица 2.3.8.

Структура расходов консолидированного бюджета республики Марий-Эл на 2003 год.

 

Консолидированный бюджет республики

Республиканский бюджет

Местные бюджеты

 

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Государственное управление

514887

4,127

254054

7,48

260833

5,22

Судебная власть

9473

0,075

9473

0,27

0

0

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

228535

1,83

205610

6,05

22925

0,45

Фундаментальные исследования и содействие НТП

6868

0,055

6288

0,18

0

0

Отрасли хозяйства

1842580

14,77

733618

21,6

1179080

23,60

Социально-культурные мероприятия

5078282

40,7

1517200

44,68

3517783

70,43

Обслуживание государственного долга

29153

0,23

2 1519

0,63

7633

0,152

Финансовая помощь бюджетам других уровней

0

0

281008

8,27

0

0

Целевые бюджетные фонды

366521

2,93

366521

10,79

0

0

 

ВСЕГО РАСХОДОВ

12475006

100

3395291

100

4994547

100

 

Из таблицы видно, что в 2003 году доля расходов на содержание социально-культурной сферы, образования и отраслей промышленности республики снизилась по сравнению с 2001 годом.  В частности, финансирование отраслей хозяйства  снизилось в среднем на 10%. За счет этого, в республиканском бюджете увеличилась доля расходов на правоохранительную деятельность и безопасность государства – 6,05% (вместо 1,83% в 2001 году).

 

Таблица 2.3.9.

Структура доходов консолидированного бюджета Нижегородской области на 01.11. 2003.

 

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Налоговые доходы

13072185

81

Неналоговые доходы

952171

5,89

Безвозмездные перечисления

1888204

11,7

Доходы целевых бюджетных фондов

145246

0,89

Другие доходы и перечисления

80694

0,5

ВСЕГО ДОХОДОВ

16138500

100

 

За 2003 год доходы консолидированного бюджета Нижегородской области были исполнены в сумме 16138500 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2002 года общая сумма доходов в фактических ценах увеличилась на 8,4%. Основная часть доходов сформировалась за счет налоговых поступлений, сумма которых составила 13072185 тыс. руб.

 

Всего

(тыс.руб)

В % к итогу

Государственное управление

881088

5,3

ЖКХ

2477021

14,9

Образование

3790341

22,8

Здравоохранение

2510269

15,1

Социальная политика

1579309

9,5

Прочее

5386274

32,4

ВСЕГО РАСХОДОВ

16624301

100

Информация о работе Бюджетный федерализм