Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учёт интересов всех участников бюджетного процесса на основе компромисса в учёте интересов и самостоятельного управления.
Бюджетный федерализм – это совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.
Оглавление:
Введение
Глава 1 . Бюджетный федерализм
1.1. Сущность бюджетного федерализма
1.2. Становление и развитие бюджетного федерализма в России
1.3. Международный опыт бюджетного федерализма
Глава 2. Взаимодействие бюджетов разных уровней
2.1. Межбюджетные отношения и принципы взаимодействия бюджетов
2.2. Территориальные бюджеты – основа бюджетного федерализма
2.3. Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России
3.1. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.2. Финансовые проблемы развития регионов
3.3. Пути и перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
и) дотации и субвенции за счет средств федерального Дорожного фонда и других целевых бюджетных фондов.
В федеральных законах о федеральном бюджете ежегодно утверждаются показатели федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Федеральным законом утверждается доля каждого субъекта в Фонде финансовой поддержки, за исключением регионов-доноров, не получающих данный вид трансферта. Средства федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации выделяются только субъектам РФ, выполняющим требования бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.
В условиях дефицита бюджетных ресурсов, имеющихся у федерального центра, федеральные трансферты регионам предназначены в основном для решения задач вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности и носят характер финансовой помощи. Ограниченность средств не позволяет осуществлять крупномасштабное финансирование инвестиционного характера в регионах, что является крупным недостатком в современных межбюджетных связях.
В целях обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов Правительство Российской Федерации в случаях нарушения отдельными субъектами Российской Федерации и закрытыми административно-
- приостанавливать финансирование из федерального бюджета федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, а также прекращение предоставления бюджетных ссуд и кредитов;
- прекращать выдачу лицензий на экспорт;
- приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что межбюджетные отношения – это взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств между бюджетами. Политика государства в межбюджетных отношениях направлена на выравнивание доходной части нижестоящих бюджетов до минимально необходимого уровня. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется их выравнивание и обеспечивается реализация целей социально-экономической политики. Но ограниченность бюджетных ресурсов не позволяет федеральному центру осуществлять крупномасштабное финансирование инвестиционного характера в регионах, и это является крупным недостатком в современных межбюджетных отношениях.
2.2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ – ОСНОВА БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, стабильное состояние которых - основа бюджетного федерализма. Территориальные финансы охватывают территориальное бюджеты (в Российской Федерации это: республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Также территориальные финансы обеспечивают
финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Роль территориальных финансов постоянно увеличивается, а сфера их применения расширяется. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов.
Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территории.
Компоненты территориальных финансов:
1. Региональные бюджеты — основная составная часть территориальных финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
2. Средства субъектов хозяйствования — составная часть территориальных финансов, к ним относятся: финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности (как правило, это коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
3. Территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Принципы формирования региональных бюджетов зарубежных стран.
В большинстве зарубежных стран порядок разработки, рассмотрения и утверждения проектов региональных бюджетов детально регламентирован. Региональные органы власти обязаны руководствоваться законодательно закрепленными принципами составления бюджета. Основные из них принцип обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты бюджета. Иначе говоря, в его проекте должны фигурировать все предполагаемые доходы и расходы.
Основной источник доходов региональных бюджетов за рубежом – налоги, составляет в разных странах от 30-70%. Также важный источник доходов региональных бюджетов — дотации из вышестоящих бюджетов. Их удельный вес в доходах региональных бюджетов в разных странах составляет 20—40%. В состав этих дотаций входят субвенции, выдаваемые этим бюджетам на определенные цели. Неналоговые доходы региональных бюджетов включают в основном доходы, получаемые от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендных доходов, денежных сборов, всевозможных штрафов, пошлин, добровольных взносов предприятий и населения. Неналоговые доходы занимают скромное место в общих доходах региональных бюджетов, их удельный вес колеблется в разных странах от 10 до 30% общих доходов.
Расходы региональных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в каком-либо государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. В расходах региональных бюджетов главенствующее положение занимают ассигнования на социально-культурные объекты. Это, прежде всего, расходы на начальные и средние школы. В Германии эти расходы составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в Японии и Франции — более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США — свыше 40%. В ряде стран (Германии, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения. За счет региональных бюджетов финансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швеции, Финляндии эти затраты составляют более 50% бюджетных расходов. Важнейшей статьей расходов региональных бюджетов за рубежом являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водо-канализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство). Из региональных бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, правопорядка, в некоторых странах — судов. Одной из существенных статей бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением займов и выплат процентов по ним. Например, во Франции на выплату процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов — около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.
Территориальные бюджеты – главная финансовая база территориальных органов власти.
Территориальные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из территориальных бюджетов в известной мере финансируются и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Функции территориальных бюджетов:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более 80% всех расходов консолидированного бюджета РФ, на здравоохранение — свыше 88%, на социальное обеспечение — около 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство — свыше 90%.
Доходы и расходы территориальных бюджетов.
Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством, а распределение отдельных источников доходов между бюджетами разного уровня производится посредством бюджетного регулирования. Доходы бюджетов субъектов российской федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы — это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т. е. полностью или в твердо фиксированной доле, на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты (местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов).
Регулирующие доходы – вся совокупность денежных средств, предаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования их расходов и доходов (дотации, субвенции и т.д.).
Общую схему регулирующих доходов территориальных бюджетов можно представить в схеме 2.2.1.
Рост территориальных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, а значит расширением социально-бытовой инфраструктуры. Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части территориальных бюджетов. Главными сторонами деятельности территориальных бюджетов являются разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.
Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по ЖКХ и улучшению благоустройства населенных мест ведут к расширению расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Спецификой расходов территориальных бюджетов является преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. В этих расходах наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-
Поэтому территориальные бюджеты имеют важное значение в распределении государственных средств на осуществление общегосударственных экономических и социальных задач.
Исходя из выше написанного, территориальные финансы - важнейшая составная часть финансовой системы государства. Они охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, а государство через территориальные финансы активно проводит экономическую и социальную политику. Центральной финансовой базой органов власти по регулированию территориальными финансами являются территориальные бюджеты. Доходы региональных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на региональные органы управления, потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный опыт показывает, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Устойчивое состояние территориальных финансов является неотъемлемой частью бюджетного федерализма.
2.3. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
Необходимость регулирования финансово-экономического потенциала регионов сохраняется вследствие крайне неравномерной территориальной мобилизации налоговых и неналоговых платежей; большого количества разноплановых факторов, определяющих потребности регионов в бюджетных расходах; а также целого ряда причин. Поэтому структуру доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует анализировать в тесной увязке с проблемами межбюджетных отношений, устойчивости каждого бюджета, перераспределения компетенции органов власти по финансированию расходов.