Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учёт интересов всех участников бюджетного процесса на основе компромисса в учёте интересов и самостоятельного управления.
Бюджетный федерализм – это совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.
Оглавление:
Введение
Глава 1 . Бюджетный федерализм
1.1. Сущность бюджетного федерализма
1.2. Становление и развитие бюджетного федерализма в России
1.3. Международный опыт бюджетного федерализма
Глава 2. Взаимодействие бюджетов разных уровней
2.1. Межбюджетные отношения и принципы взаимодействия бюджетов
2.2. Территориальные бюджеты – основа бюджетного федерализма
2.3. Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России
3.1. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.2. Финансовые проблемы развития регионов
3.3. Пути и перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Интересы государства и необходимость единства в реализации рыночной политики требуют проведения линии на формирование федеративной бюджетной системы рыночного типа с сильным федеральным бюджетом. Тенденции децентрализации бюджетной системы, налогов, собственности и финансовых ресурсов не могут отменить того, что экономические и социальные процессы, связанные с рыночным развитием, требуют усиления и централизации многих функций государства, в том числе регулирующей и социальной. Поэтому наряду с укреплением и развитием доходной базы субъектов Федерации и местных бюджетов и решением ими проблем бюджетной самодостаточности в России есть потребность в сильном федеральном бюджете, в централизации существенной доли ВВП. Федеральный бюджет должен быть одним из главных рычагов в системе государственного регулирования рыночных процессов, проведения региональной политики, обеспечивать стратегию экономического развития, выравнивание финансовой обеспеченности регионов, сохранение единого социального пространства.
Позиции сильного федерального бюджета должны подкрепляться сильной бюджетной политикой. Принципами такой политики являются: активная роль бюджетной системы в создании условий экономического роста и формировании источников накопления; использование бюджета как фактора стимулирования и поддержки отечественного капитала; создание условий для реализации общенациональной политики социальной безопасности; обеспечение посредством бюджетной системы и бюджетной политики финансовой и общегосударственной безопасности государства.
Повышение роли федерального бюджета должно проявиться в усилении его координирующей и стабилизирующей функций, формировании нового механизма взаимодействия с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами в условиях их самостоятельности и взаимозависимости, создании условий эффективного функционирования государственной власти.
Укрепление федерального бюджета как основы устойчивости всего здания бюджетного федерализма должно проявиться в развитии функций консолидированного бюджета Российской Федерации и соответственно консолидированных бюджетов республик, краев, областей. В современных условиях консолидированный бюджет почти не имеет активных функций в финансовой политике и финансовом механизме, поскольку это скорее ста-тистико-аналитическая категория, а не финансовый инструмент и реальный фонд денежных ресурсов.
Стабилизация и некоторое повышение доли федерального бюджета в консолидированном бюджете отвечают задачам экономического прогресса, целям бюджетного федерализма. Этому будут способствовать следующие условия:
- завершение процесса разграничения конкретных и адресных полномочий и предметов ведения между уровнями государственной власти;
- разграничение расходов между бюджетами и завершение передачи субъектам Федерации федеральных объектов финансирования;
- увеличение перераспределения через федеральный бюджет финансовых ресурсов в целях выравнивания бюджетной обеспеченности депрессивных регионов (северных и дальневосточных территорий, субъектов Северо-Кавказского региона и др.);
- восстановление инвестиционной функции федерального бюджета, особенно в связи с необходимостью финансовой поддержки развития базовых отраслей, науки, экспортных производств, предприятий агропромышленного комплекса;
- обеспечение социальной ориентации региональной экономики, в том числе реализация общероссийских программ борьбы с бедностью, безработицей, защиты семьи, материнства, детства, окружающей среды.
Консолидированный бюджет, пропорциональность его деления на федеральный и территориальный бюджеты играют важную роль в бюджетном прогнозировании и бюджетном процессе, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, при регулировании бюджетных связей между областным (краевым, республиканским) и местным бюджетами.
Политика сильного федерального бюджета полностью соответствует задачам преодоления экономической и финансовой нестабильности в России.
Задачей субъектов Федерации и их общей целью должно быть достижение того, чтобы центр проводил политику именно в интересах всего государства, всех российских регионов, потому что иногда то, что соответствует интересам государства в целом, может не соответствовать интересам отдельных конкретных субъектов Федерации. Поэтому необходимо централизовать в федеральном бюджете, в интересах всех субъектов Федерации, доходы от внешнеэкономической деятельности, акцизов на нефть и газ, и другие монопольные по производству и рентосодержащие виды продукции.
Выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в условиях рыночного развития может осуществляться только на основе существенного перераспределения бюджетных средств от одних субъектов Федерации к другим через каналы федеральной бюджетной системы и федеральные внебюджетные фонды. Бюджетный федерализм не должен противопоставляться единству законодательной и исполнительной власти в России, а должен основываться на этом единстве.
Дестабилизирующую роль может играть бюджетная асимметрия, возникающая в результате заключения договоров о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Федерации. В настоящее время заключено более 40 договоров о разграничении полномочий, в которых содержатся соглашения о разграничении налоговых и бюджетных полномочий, индивидуализирующие межбюджетные связи между РФ и ее субъектами. Таким образом, нарушается ст. 5 Конституции РФ, гласящая: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".
Договорные отношения могут, как способствовать разрешению противоречий, так и усиливать их в зависимости от конкретного содержания.
Дестабилизирующие факторы, порожденные отрицательными тенденциями в сфере бюджетного федерализма, могут быть ослаблены только совместными усилиями по преумножению бюджетного потенциала консолидированного бюджета нашей страны.
Таким образом, бюджетный федерализм - результативное средство разрешения финансово-экономических противоречий в Российской Федерации и укрепления Российского государства. Федеральный бюджет – основа устойчивости бюджетного федерализма, а позиции сильного федерального бюджета должны подкрепляться сильной бюджетной политикой.
Поэтому необходимо повысить роль федерального бюджета, что должно выражаться в усилении его координирующей и стабилизирующей функции. Тогда будет возможно формирование эффективного механизма взаимодействия с бюджетами субъектов Федерации в условиях их самостоятельности и взаимозависимости; и создание условий эффективного функционирования государственной власти и бюджетного федерализма в целом.
Исследовав данную главу, можно обозначить основные проблемы бюджетного федерализма: отсутствие четких принципов разделения полномочий и ответственности за процессы, происходящие в регионах и на уровне страны в целом. В России на сегодняшний момент существуют проблемы взаимоотношений и взаимодействия бюджетов разных уровней. Чтобы решить эти проблемы необходимо акцентировать внимание на состоянии территориальных финансов и выполнении ими бюджетов. Потому что благополучное финансовое состояние регионов – основа благополучного состояния населения страны.
Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:
- не предоставлять финансовую помощь субъектам Федерации, имеющим превышение собственных доходов над расходами;
- оказывать поддержку субъектам таким образом, чтобы не лишать их стимулов к развитию собственных доходных источников;
- упорядочить схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий;
- создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально экономически развитых регионов.
Стабильный и хорошо развитый бюджетный федерализм - действенное оружие для разрешения финансово-экономических проблем в Российской Федерации. А основа устойчивости бюджетного федерализма – это сильный федеральный бюджет, принципы которого должны подкрепляться грамотной бюджетной политикой.
В современных условиях проблема бюджетного федерализма в России является одной из центральных проблем финансовой системы в целом. И хотя Россия федерацию, сложившаяся система политических и фискальных отношений между федеральными, региональными и местными органами власти сталкивается с серьезными проблемами.
Самым важным недостатком современной модели бюджетного федерализма в России является то, что федерализм имеет отношение больше к федеральному правительству, чем к эффективным экономическим и финансовым отношениям между федеральным правительством и органами власти субъектов Федерации. Создать оптимальную систему межбюджетных отношений сегодня сложно, так как на эти отношения сильно влияют факторы неэкономического характера: политические, социальные, культурные и географические. Необходимо более четко определить полномочия и распределения ролей во взаимоотношениях между федеральным правительством и региональными и местными органами, этому способствует сильная бюджетная политика.
В ходе реформирования бюджетной политики, была разработана «Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года». Одним из главных достоинств программы является то, что реформирование бюджетной системы планируется проводить на основе реальных тенденций, наблюдаемых сегодня в области общественных финансов, что гарантирует ее эффективность и востребованность.
На сегодняшний день существует также огромный международный опыт бюджетного федерализма, но ориентация на зарубежную практику весьма затруднена, так как необходимо уделить внимание специфике экономических, социальных, политических и территориальных условий Российской Федерации. Особенностью России является большой разрыв между уровнями развития регионов и это тоже надо учитывать при принятии какой-либо подходящей модели бюджетного федерализма.
В процессе написания курсовой работы было проведено исследование по следующим направлениям:
1. Исследование истории развития бюджетного федерализма в России.
2. Обзор теоретических аспектов распределения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы в государстве с многоуровневым бюджетным устройством.
3. Анализ законодательных аспектов функционирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации, в том числе распределения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы, системы финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня.
4. Рассмотрение системы распределения федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации.
При выполнении работы, было использовано множество литературы, как периодической, так и учебных пособий.
Сложившаяся слабая модель политического и бюджетного федерализма ограничивает эффективное экономическое и политическое развитие, снижает действенность различных структурных реформ, осуществляемых в настоящее время, препятствуя их справедливому воплощению. Россия по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами в попытках модернизировать собственную федеральную систему.
В последнее десятилетие экономические и политические структуры Российской Федерации развивались достаточно быстрыми темпами. В политической системе произошли сдвиги в сторону более демократичной формы управления. В российской экономике эффективность таких политических изменений зависит от того, насколько успешно развиваются отношения между федеральным правительством и субъектами Федерации (региональными и местными органами власти). Поэтому, я считаю, было целесообразно затронуть острую проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Список использованной литературы:
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. «Финансы». «ИД ФБК – ПРЕСС»,
М. –2000; 760 с.
2. Дробозина Л.А., Поляк Г.Б «Финансы». «ЮНИТИ», М. – 2001; 528 с.
3. Ковалев В.В «Финансы». «Проспект», М. – 2001; 640 с.
4. Осколкова О.Б. «Бюджетный федерализм: опыт развитых стран»
М. 1998; 80 с.
5. Романовский М.В. «Бюджетная система Российской Федерации»
«ЮРАЙТ», М. – 2001; 615 с.
6. Сенчагов В.К. «Финансы, денежное обращение и кредит». «Проспект», М. – 2001; 496 с.
Журнал «Финансы»:
7. Замятина Н.В. «О межбюджетных отношениях в Российской Федерации»
2001г. №11, с.18.
8. Колесов А.С. «Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования» 2002г. №2, с.3.
9. Лавриков И.Н.»Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения» 2002г. №5, с.6.
10. Максимова Н.С. «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.» 2001г. №10, с.3.