Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 20:52, дипломная работа
Цель работы заключается проанализировать объем, состав и динамику доходов и расходов федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
проанализировать состав и структуру федерального бюджета за 2009-2011 года, в том числе и исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Сущность, функции и роль Федерального бюджета 5
1.2. Состав и структура доходов Федерального бюджета 9
1.3. Классификация расходов бюджета 12
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 200-2011 года 16
2.2 Анализ состава расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
В 2009 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 6 206,1 млн. рублей, что на 2 066,9 млн. рублей (на 25 %) меньше уточненного прогноза к Федеральному закону от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ. В прогнозе учтены планируемые поступления от ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит» для возмещения расходов федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий техногенной аварии. В 2009 году целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей поступили в сумме 1 368,4 млн. рублей, что ниже уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета на 995,1 млн. рублей (в 1,7 раза) в связи с тем, что в 2009 году целевые отчисления от проведения лотерей перечислялись оператором только за счет полученной выручки, а в 2006 – 2008 годах в основном путем реализации банковской гарантии, предусмотренной контрактом.
Таблица 2
Состав и структура доходов Федерального бюджета за 2010 год
Наименование |
Утверждено, млн.руб. |
Исполнение |
Отклонение факта от плана | ||
Сумма млн.руб. |
Удельный вес, % |
Абсолютное, млн.руб. |
Относительное, % | ||
Доходы |
7 874 951,6 |
8 305 414,4 |
100 |
430462,8 |
5,5 |
Нефтегазовые |
3 830 672,8 |
46,1 |
3830672,8 |
0,0 | |
Доходы без учета нефтегазовых доходов |
4 722 617,0 |
56,9 |
4722617 |
0,0 | |
Налоговые |
4 178 676,2 |
4 401 933,8 |
51,5 |
223257,6 |
5,3 |
из них: |
|||||
Налог на прибыль организации |
227 731,6 |
255 026,1 |
5,8 |
27294,5 |
12 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 240 040,0 |
1 328 749,4 |
30,2 |
88709,4 |
7,2 |
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1 101 246,2 |
1 169 514,5 |
26,6 |
68268,3 |
6,2 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
109 733,6 |
113 898,5 |
2,6 |
4164,9 |
3,8 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
26 860,2 |
30 053,4 |
0,7 |
3193,2 |
11,9 |
НДПИ |
1 349 871,3 |
1 376 639,5 |
31,3 |
26768,2 |
2 |
государственная пошлина |
60001,8 |
63123,1 |
1,4 |
3121,3 |
5,2 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
32102,8 |
33253,4 |
0,8 |
1150,6 |
3,6 |
Неналоговые доходы |
3 695 958,6 |
3 902 995,0 |
45,6 |
207036,4 |
5,6 |
из них: |
|||||
ввозные таможенные пошлины |
538 939,6 |
587 502,7 |
15,1 |
48563,1 |
9 |
вывозные таможенные пошлины |
2 438 948,8 |
2 508 102,1 |
64,3 |
69153,3 |
2,8 |
таможенные сборы |
24 728,7 |
25 574,6 |
0,7 |
845,9 |
3,4 |
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации |
44 986,0 |
45 163,8 |
1,2 |
177,8 |
0,4 |
доходы от управления средствами Резервного фонда |
51 987,5 |
52 109,8 |
1,3 |
122,3 |
0,2 |
доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния |
72 285,1 |
73 736,2 |
1,9 |
1451,1 |
2 |
доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) |
7 555,7 |
28 157,2 |
0,7 |
20 601,50 |
272,7 |
доходы от перечисления части прибыли Банка России |
188 444,4 |
188 444,4 |
4,8 |
0,00 |
0 |
платежи при пользовании недрами |
40 074,2 |
23 155,4 |
0,6 |
-16 918,80 |
-42,2 |
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства |
112 400,0 |
121 123,1 |
3,1 |
8 723,10 |
7,8 |
доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции |
3647,5 |
3127,4 |
0,1 |
-520,1 |
-14,3 |
доходы от реализации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных) |
13528,5 |
5505,6 |
0,1 |
-8022,9 |
-59,3 |
исполнительский сбор |
5 132,2 |
6 414,9 |
0,2 |
1 282,70 |
25 |
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
17 535,5 |
25 885,2 |
0,7 |
8 349,70 |
47,6 |
Безвозмездные поступления |
277,2 |
0,0 |
277,20 |
0 | |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
316,8 |
208,4 |
0 |
-108,40 |
-34,2 |
ИТОГО |
23 457 684,40 |
33 228 378,90 |
100 |
9770694,5 |
41,7 |
Из данных таблицы 2 видно, что доходов Федерального бюджета в 2010 году было утверждено в сумме 7 874 951,6 млн. руб., а фактически поступления составили 8 305 414,4 млн. руб., в том числе налоговых доходов 4 401 933,8 млн. руб., что в процентах составляет от общей суммы поступлений 51,5%; неналоговых доходов - 3 902 995,0 млн. руб., или 45,6 %; безвозмездных поступлений 277,2 млн. руб.
На объем поступления доходов федерального бюджета повлияло в основном изменение макроэкономических показателей, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и таможенного законодательства.
Снижение соотношения объема доходов федерального бюджета и ВВП, начавшееся в 2008 году, продолжилось в 2010 году и составило за последние 6 лет наименьшее значение (18,5 %), что обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» (с 94,4 доллара США за баррель в 2008 году до 61,1 доллара США за баррель в 2009 году и 78,2 доллара США за баррель в 2010 году) и объемов импорта, а также изменением налогового законодательства.
В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (1 672 414,3 млн. рублей, или 43,7 %) и НДПИ при добыче нефти (1 266 816,2 млн. рублей, или 33,1 %).
Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ имело место по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья (что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета) на сумму 2 322,7 млн. рублей, государственной пошлине по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, на сумму 1 167,2 млн. рублей, государственной пошлине за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, на сумму 738,0 млн. рублей.
Акцизы на спиртосодержащую продукцию фактически не поступали в федеральный бюджет в 2010 году, что обусловлено превышением сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, над начисленной суммой акцизов на спиртосодержащую продукцию.
Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с показателями, предусмотренными уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ, составило по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 88 709,3 млн. рублей вследствие улучшения администрирования НДС, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 68 268,3 млн. рублей (в основном вследствие увеличения налогооблагаемых объемов импорта товаров), по НДПИ на нефть – на 27 493,9 млн. рублей в основном за счет того, что средняя цена на нефть марки «Юралс» в 2010 году составила 78,2 доллара США за баррель по сравнению с ценой, принятой при расчетах к указанному Федеральному закону, в размере 75 долларов США.
По сравнению с 2009 годом в общей сумме налоговых доходов доля НДПИ возросла на 6,1 процентного пункта (вследствие увеличения объемов добычи нефти, природного горючего газа и газового конденсата), доля НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 4,2 процентного пункта.
Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ имело место по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации на 21 232,0 млн. рублей (в связи с сокращением количества состоявшихся аукционов по сравнению с запланированными на 2010 год), вывозным таможенным пошлинам на газ природный на 8 814,1 млн. рублей (в связи со снижением объемов экспорта), доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на 7 532,7 млн. рублей (в связи с неподтверждением перехода права собственности на объекты высвобождаемого недвижимого военного имущества).
Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин - на 69 153,3 млн. рублей (на 2,8 %), в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую – на 34 167,8 млн. рублей, на товары, выработанные из нефти, – на 42 452,7 млн. рублей, что обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза, и ростом экспорта товаров, выработанных из нефти.
В 2010 году в федеральный бюджет поступили авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей в сумме 55 174,3 млн. рублей и денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей в сумме 3 273,0 млн. рублей.
Кроме того, доходы (операции) по соглашениям между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза начали поступать в федеральный бюджет с 1 сентября 2010 года и составили за 2010 год 242 511,8 млн. рублей.
Анализ структуры неналоговых доходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом свидетельствует об увеличении доли вывозных таможенных пошлин на 4,8 процентного пункта, которое произошло в основном за счет роста цены на нефть марки «Юралс» и, соответственно, увеличения размера ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и товары, выработанные из нефти, а также роста объемов экспорта нефти и товаров, выработанных из нефти. Доля доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации возросла на 3,4 процентного пункта (вследствие увеличения норматива зачисления в федеральный бюджет фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 % до 75 % и увеличения объема прибыли Банка России). Поступления в части доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния снизились на 5,5 процентного пункта.
В 2010 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 277,2 млн. рублей, которые уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ не учитывались.
В 2010 году целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей поступили в сумме 208,4 млн. рублей, что ниже уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета на 108,4 млн. рублей (на 34,2 %), в связи с тем что по условиям государственного контракта на проведение лотереи в поддержку организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, заключенным Минфином России с ООО «Спортлото» 11 октября 2010 года, целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей должны быть перечислены в федеральный бюджет не позднее 15 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, а также с задержкой перечисления средств оператору лотереи «Гослото» от региональных распространителей.
Таблица 3
Состав и структура доходов Федерального бюджета за 2011 год
Наименование |
Утверждено, млн.руб. |
Исполнение |
Отклонение факта от плана | ||
Сумма млн.руб. |
Удельный вес, % |
Абсолютное, млн.руб. |
Относительное, % | ||
Доходы |
11121358,6 |
11367652,6 |
100 |
246294 |
2,2 |
Нефтегазовые |
5476964,7 |
5641769,5 |
49,6 |
164804,8 |
3 |
Ненефтегазовые |
5644393,9 |
5725883,1 |
50,4 |
81489,2 |
1,4 |
Налоговые |
5951241,4 |
11367652,6 |
52,7 |
33918,6 |
0,6 |
из них: |
|||||
Налог на прибыль организации |
338826,8 |
342601,8 |
5,7 |
3775 |
1,1 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1745002,7 |
1753240,5 |
29,3 |
8237,8 |
0,5 |
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1515772,6 |
1497171,4 |
25 |
-18601,2 |
-1,2 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
226444 |
231779,9 |
3,9 |
5335,9 |
2,4 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
43996,2 |
46581,4 |
0,8 |
2585,2 |
5,9 |
НДПИ |
1978456,4 |
2007577,9 |
33,5 |
29121,5 |
1,5 |
государственная пошлина |
64960,3 |
65835,5 |
1,1 |
875,2 |
1,3 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
529,8 |
1057 |
0,02 |
527,2 |
99,5 |
Неналоговые доходы |
5135056,7 |
5352838,2 |
47,1 |
217781,5 |
4,2 |
из них: |
|||||
ввозные таможенные пошлины |
694472,6 |
692928,6 |
12,95 |
-1544 |
0,2 |
вывозные таможенные пошлины |
3573839,2 |
3800643,7 |
71 |
226804,5 |
6,3 |
таможенные сборы |
31011,5 |
31368,6 |
0,6 |
357,1 |
1,2 |
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации |
84962,9 |
79441 |
1,5 |
-5521,9 |
-6,5 |
доходы от управления средствами Резервного фонда |
15981,9 |
15726,5 |
0,3 |
-255,4 |
-1,6 |
доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния |
54889,2 |
55023,6 |
1 |
134,4 |
0,2 |
доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) |
17206,9 |
27820 |
0,5 |
10613,1 |
61,7 |
доходы от перечисления части прибыли Банка России |
153069,6 |
153069,6 |
2,9 |
0 |
0 |
платежи при пользовании недрами |
59077,5 |
51165,7 |
1 |
-7911,8 |
-13,4 |
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства |
132755,6 |
132323,3 |
2,5 |
-432,3 |
-0,3 |
доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции |
8945,7 |
9573,7 |
0,2 |
628 |
7 |
доходы от реализации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных) |
13812,6 |
10233,4 |
0,2 |
-3579,2 |
-25,9 |
исполнительский сбор |
6063,1 |
6384,7 |
0,1 |
321,6 |
5,3 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
19576,3 |
22975,4 |
0,4 |
3399,1 |
17,4 |
Безвозмездные поступления |
34590,6 |
29021,9 |
0,5 |
-5568,7 |
-16,1 |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
469,8 |
632,5 |
0,01 |
162,7 |
34,6 |
ИТОГО |
44143729,1 |
45137481 |
100 |
993 751,9 |
2,25 |
Из данных таблицы 3 видно, что доходов Федерального бюджета в 2011 году было утверждено в сумме 11121358,6 млн. руб., а фактически поступления составили 11367652,6 млн. руб., в том числе налоговых доходов 11367652,6 млн. руб., что в процентах составляет от общей суммы поступлений 52,7%; неналоговых доходов - 5352838,2 млн. руб., или 47,1 %; безвозмездных поступлений 29021,9 млн. руб. или 0,5 %.
Объем нефтегазовых доходов в 2011 году составил 5 641 769,5 млн. рублей и на 24% превысил уровень, сверх которого в соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями) они могут использоваться на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций или иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации (4 551 358,5 млн. рублей).
В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (2 332 369,6 млн. рублей, или 41,3 %) и НДПИ в виде углеводородного сырья (1 988 486,3 млн. рублей, или 35,2 %).
Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ имело место по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 18 601,1 млн. рублей, что обусловлено снижением объемов импорта, акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимым на территории Российской Федерации, на общую сумму 2 496,4 млн. рублей, что обусловлено изменением структуры облагаемого оборота по автомобильному бензину и дизельному топливу (рост доли нефтепродуктов 4 и 5 класса, облагаемых по более низкой ставке акциза), по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 1 926,0 млн. рублей, что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета, по НДПИ на газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 1 820,9 млн. рублей, что обусловлено возвратом переплаты налога на добычу газового конденсата, по государственной пошлине за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, на сумму 815,7 млн. рублей.
Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ составило по НДПИ на нефть – 31 193,8 млн. рублей, по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 8 237,8 млн. рублей, по акцизам на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, – на 7 668,4 млн. рублей.