Доходы и расходы Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 20:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается проанализировать объем, состав и динамику доходов и расходов федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
 дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
 рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
 проанализировать состав и структуру федерального бюджета за 2009-2011 года, в том числе и исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Сущность, функции и роль Федерального бюджета 5
1.2. Состав и структура доходов Федерального бюджета 9
1.3. Классификация расходов бюджета 12
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 200-2011 года 16
2.2 Анализ состава расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Сергеевой )))))изм.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

В 2009 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 6 206,1 млн. рублей, что на 2 066,9 млн. рублей (на 25 %) меньше уточненного прогноза к Федеральному закону от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ. В прогнозе учтены планируемые поступления от ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит» для возмещения расходов федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий техногенной аварии. В 2009 году целевые  отчисления от всероссийских государственных лотерей поступили в сумме 1 368,4 млн. рублей, что ниже уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета на 995,1 млн. рублей (в 1,7 раза) в связи с тем, что в 2009 году целевые отчисления от проведения лотерей перечислялись оператором только за счет полученной выручки, а в 2006 – 2008 годах в основном путем  реализации банковской гарантии, предусмотренной контрактом.

Таблица 2

Состав и структура доходов Федерального бюджета за 2010 год

Наименование

Утверждено, млн.руб.

Исполнение

Отклонение факта от плана

Сумма млн.руб.

Удельный вес, %

Абсолютное, млн.руб.

Относительное, %

Доходы

7 874 951,6

8 305 414,4

100

430462,8

5,5

Нефтегазовые

 

3 830 672,8

46,1

3830672,8

0,0

Доходы без учета нефтегазовых доходов

 

4 722 617,0

56,9

4722617

0,0

Налоговые

4 178 676,2

4 401 933,8

51,5

223257,6

5,3

из них:

         

Налог на прибыль организации

227 731,6

255 026,1

5,8

27294,5

12

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на

территории Российской

Федерации

1 240 040,0

1 328 749,4

30,2

88709,4

7,2

НДС  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1 101 246,2

1 169 514,5

26,6

68268,3

6,2

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской

Федерации

109 733,6

113 898,5

2,6

4164,9

3,8

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

26 860,2

30 053,4

0,7

3193,2

11,9

НДПИ

1 349 871,3

1 376 639,5

31,3

26768,2

2

государственная пошлина

60001,8

63123,1

1,4

3121,3

5,2

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

32102,8

33253,4

0,8

1150,6

3,6

Неналоговые доходы

3 695 958,6

3 902 995,0

45,6

207036,4

5,6

из них:

         

ввозные таможенные пошлины

538 939,6

587 502,7

15,1

48563,1

9

вывозные таможенные пошлины

2 438 948,8

2 508 102,1

64,3

69153,3

2,8

таможенные сборы

24 728,7

25 574,6

0,7

845,9

3,4

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим

Российской Федерации

44 986,0

45 163,8

1,2

177,8

0,4

доходы от управления средствами Резервного фонда

51 987,5

52 109,8

1,3

122,3

0,2

доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния

72 285,1

73 736,2

1,9

1451,1

2

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

7 555,7

28 157,2

0,7

20 601,50

272,7

доходы от перечисления части прибыли Банка России

188 444,4

188 444,4

4,8

0,00

0

платежи при пользовании недрами

40 074,2

23 155,4

0,6

-16 918,80

-42,2

доходы от оказания услуг или компенсации  затрат государства

112 400,0

121 123,1

3,1

8 723,10

7,8

доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции

3647,5

3127,4

0,1

-520,1

-14,3

доходы от реализации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных)

13528,5

5505,6

0,1

-8022,9

-59,3

исполнительский сбор 

5 132,2

6 414,9

0,2

1 282,70

25

доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата  остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

17 535,5

25 885,2

0,7

8 349,70

47,6

Безвозмездные поступления

 

277,2

0,0

277,20

0

Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей

316,8

208,4

0

-108,40

-34,2

ИТОГО

23 457 684,40

33 228 378,90

100

9770694,5

41,7




 

Из данных таблицы 2 видно, что доходов Федерального бюджета в 2010 году было утверждено в сумме 7 874 951,6 млн. руб., а фактически поступления составили 8 305 414,4 млн. руб., в том числе налоговых доходов 4 401 933,8 млн. руб., что в процентах составляет от общей суммы поступлений 51,5%; неналоговых доходов - 3 902 995,0 млн. руб., или 45,6 %; безвозмездных поступлений 277,2 млн. руб.

На объем поступления доходов федерального бюджета повлияло в основном изменение макроэкономических показателей, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и таможенного законодательства.

Снижение соотношения объема доходов федерального бюджета и ВВП, начавшееся в 2008 году, продолжилось в 2010 году и составило за последние 6 лет наименьшее значение (18,5 %), что обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» (с 94,4 доллара США за баррель в 2008 году до 61,1 доллара США за баррель в 2009 году и 78,2 доллара США за баррель в 2010 году) и объемов импорта, а также изменением налогового законодательства.

В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (1 672 414,3 млн. рублей, или 43,7 %) и НДПИ при добыче нефти (1 266 816,2 млн. рублей, или 33,1 %).

Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ имело место по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья (что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета) на сумму 2 322,7 млн. рублей, государственной пошлине по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, на сумму 1 167,2 млн. рублей, государственной пошлине за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, на сумму 738,0 млн. рублей.

Акцизы на спиртосодержащую продукцию фактически не поступали в федеральный бюджет в 2010 году, что обусловлено превышением сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, над начисленной суммой акцизов на спиртосодержащую продукцию.

Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с показателями, предусмотренными уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ, составило по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 88 709,3 млн. рублей вследствие улучшения администрирования НДС, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 68 268,3 млн. рублей (в основном вследствие увеличения налогооблагаемых объемов импорта товаров), по НДПИ на нефть – на 27 493,9 млн. рублей в основном за счет того, что средняя цена на нефть марки «Юралс» в 2010 году составила 78,2 доллара США за баррель по сравнению с ценой, принятой при расчетах к указанному Федеральному закону, в размере 75 долларов США.

По сравнению с 2009 годом в общей сумме налоговых доходов доля НДПИ возросла на 6,1 процентного пункта (вследствие увеличения объемов добычи нефти, природного горючего газа и газового конденсата), доля НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 4,2 процентного пункта.

Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ имело место по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации на 21 232,0 млн. рублей (в связи с сокращением количества состоявшихся аукционов по сравнению с запланированными на 2010 год), вывозным таможенным пошлинам на газ природный на 8 814,1 млн. рублей (в связи со снижением объемов экспорта), доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на 7 532,7 млн. рублей (в связи с неподтверждением перехода права собственности на объекты высвобождаемого недвижимого военного имущества).

Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин - на 69 153,3 млн. рублей (на 2,8 %), в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую – на 34 167,8 млн. рублей, на товары, выработанные из нефти, – на 42 452,7 млн. рублей, что обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза, и ростом экспорта товаров, выработанных из нефти.

В 2010 году в федеральный бюджет поступили авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей в сумме 55 174,3 млн. рублей и денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей в сумме 3 273,0 млн. рублей.

Кроме того, доходы (операции) по соглашениям между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза начали поступать в федеральный бюджет с 1 сентября 2010 года и составили за 2010 год 242 511,8 млн. рублей.

Анализ структуры неналоговых доходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом свидетельствует об увеличении доли вывозных таможенных пошлин на 4,8 процентного пункта, которое произошло в основном за счет роста цены на нефть марки «Юралс» и, соответственно, увеличения размера ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и товары, выработанные из нефти, а также роста объемов экспорта нефти и товаров, выработанных из нефти. Доля доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации возросла на 3,4 процентного пункта (вследствие увеличения норматива зачисления в федеральный бюджет фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 % до 75 % и увеличения объема прибыли Банка России). Поступления в части доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния снизились на 5,5 процентного пункта.

В 2010 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 277,2 млн. рублей, которые уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ не учитывались.

В 2010 году целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей поступили в сумме 208,4 млн. рублей, что ниже уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета на 108,4 млн. рублей (на 34,2 %), в связи с тем что по условиям государственного контракта на проведение лотереи в поддержку организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, заключенным Минфином России с ООО «Спортлото» 11 октября 2010 года, целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей должны быть перечислены в федеральный бюджет не позднее 15 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, а также с задержкой перечисления средств оператору лотереи «Гослото» от региональных распространителей.

Таблица 3

Состав и структура доходов Федерального бюджета за 2011 год

Наименование

Утверждено, млн.руб.

Исполнение

Отклонение факта от плана

Сумма млн.руб.

Удельный вес, %

Абсолютное, млн.руб.

Относительное, %

Доходы

11121358,6

11367652,6

100

246294

2,2

Нефтегазовые

5476964,7

5641769,5

49,6

164804,8

3

Ненефтегазовые

5644393,9

5725883,1

50,4

81489,2

1,4

Налоговые

5951241,4

11367652,6

52,7

33918,6

0,6

из них:

         

Налог на прибыль организации

338826,8

342601,8

5,7

3775

1,1

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на

территории Российской

Федерации

1745002,7

1753240,5

29,3

8237,8

0,5

НДС  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1515772,6

1497171,4

25

-18601,2

-1,2

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской

Федерации

226444

231779,9

3,9

5335,9

2,4

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

43996,2

46581,4

0,8

2585,2

5,9

НДПИ

1978456,4

2007577,9

33,5

29121,5

1,5

государственная пошлина

64960,3

65835,5

1,1

875,2

1,3

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

529,8

1057

0,02

527,2

99,5

Неналоговые доходы

5135056,7

5352838,2

47,1

217781,5

4,2

из них:

         

ввозные таможенные пошлины

694472,6

692928,6

12,95

-1544

0,2

вывозные таможенные пошлины

3573839,2

3800643,7

71

226804,5

6,3

таможенные сборы

31011,5

31368,6

0,6

357,1

1,2

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим

Российской Федерации

84962,9

79441

1,5

-5521,9

-6,5

доходы от управления средствами Резервного фонда

15981,9

15726,5

0,3

-255,4

-1,6

доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния

54889,2

55023,6

1

134,4

0,2

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

17206,9

27820

0,5

10613,1

61,7

доходы от перечисления части прибыли Банка России

153069,6

153069,6

2,9

0

0

платежи при пользовании недрами

59077,5

51165,7

1

-7911,8

-13,4

доходы от оказания услуг или компенсации  затрат государства

132755,6

132323,3

2,5

-432,3

-0,3

доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции

8945,7

9573,7

0,2

628

7

доходы от реализации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных)

13812,6

10233,4

0,2

-3579,2

-25,9

исполнительский сбор 

6063,1

6384,7

0,1

321,6

5,3

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

19576,3

22975,4

0,4

3399,1

17,4

Безвозмездные поступления

34590,6

29021,9

0,5

-5568,7

-16,1

Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей

469,8

632,5

0,01

162,7

34,6

ИТОГО

44143729,1

45137481

100

993 751,9

2,25




 

Из данных таблицы 3 видно, что доходов Федерального бюджета в 2011 году было утверждено в сумме 11121358,6 млн. руб., а фактически поступления составили 11367652,6 млн. руб., в том числе налоговых доходов 11367652,6 млн. руб., что в процентах составляет от общей суммы поступлений 52,7%; неналоговых доходов - 5352838,2 млн. руб., или 47,1 %; безвозмездных поступлений 29021,9 млн. руб. или 0,5 %.

Объем нефтегазовых доходов в 2011 году составил 5 641 769,5 млн. рублей и на 24% превысил уровень, сверх которого в соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями) они могут использоваться на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций или иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации (4 551 358,5 млн. рублей).

В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (2 332 369,6 млн. рублей, или 41,3 %) и НДПИ в виде углеводородного сырья (1 988 486,3 млн. рублей, или 35,2 %).

Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ имело место по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 18 601,1 млн. рублей, что обусловлено снижением объемов импорта, акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимым на территории Российской Федерации, на общую сумму 2 496,4 млн. рублей, что обусловлено изменением структуры облагаемого оборота по автомобильному бензину и дизельному топливу (рост доли нефтепродуктов 4 и 5 класса, облагаемых по более низкой ставке акциза), по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 1 926,0 млн. рублей, что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета, по НДПИ на газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 1 820,9 млн. рублей, что обусловлено возвратом переплаты налога на добычу газового конденсата, по государственной пошлине за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, на сумму 815,7 млн. рублей.

Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ составило по НДПИ на нефть – 31 193,8 млн. рублей, по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 8 237,8 млн. рублей, по акцизам на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, – на 7 668,4 млн. рублей.

Информация о работе Доходы и расходы Федерального бюджета