Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 20:52, дипломная работа
Цель работы заключается проанализировать объем, состав и динамику доходов и расходов федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
проанализировать состав и структуру федерального бюджета за 2009-2011 года, в том числе и исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Сущность, функции и роль Федерального бюджета 5
1.2. Состав и структура доходов Федерального бюджета 9
1.3. Классификация расходов бюджета 12
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 200-2011 года 16
2.2 Анализ состава расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
По сравнению с 2010 годом в общей сумме налоговых доходов доля НДПИ возросла на 2,2 процентного пункта, доля акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 1,3 процентного пункта, при этом доля НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, снизилась на 1,6 процентного пункта, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 0,9 процентного пункта.
Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ имело место по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) на 11 263,4 млн. рублей, по вывозным таможенным пошлинам на газ природный на 9 664,5 млн. рублей (в связи со снижением объемов экспорта газа, а также экспортных цен на газ природный в дальнее зарубежье), по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, на 5 521,9 млн. рублей, по доходам на остатки средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, на 5 437,5 млн. рублей, по доходам от операций с государственным материальным резервом на 5 425,6 млн. рублей, по доходам от реализации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), на 3 579,2 млн. рублей.
Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин на 136 462,9 млн. рублей, или на 3,8%, в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на 121 012,8 млн. рублей, что в целом обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза.
В 2011 году в федеральный бюджет поступили авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей в сумме 70 195,5 млн. рублей и денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей в сумме 8 598,9 млн. рублей.
Анализ структуры неналоговых доходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом свидетельствует об увеличении доли вывозных таможенных пошлин на 4,6 процентного пункта, которое произошло в основном за счет роста цены на нефть марки «Юралс» и, соответственно, увеличения размера ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и товары, выработанные из нефти. Доля доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации уменьшилась на 2 процентных пункта, доля доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – на 1,9 процентного пункта.
В 2011 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 29 021,9 млн. рублей, что на 5 568,7 млн. рублей, или на 16,1 %, ниже соответствующего показателя уточненного прогноза к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ.
В 2011 году целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей поступили в сумме 632,5 млн. рублей, что превышает уточненный прогноз поступлений доходов федерального бюджета на 162,7 млн. рублей (на 34,6 %).
Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации (без учета доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов) составили 15 035 751,8 млн. рублей, или 27,5 % ВВП, что на 2,2 процентного пункта ниже, чем в 2010 году. При этом налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили 11 484 859,4 млн. рублей, или 21 % объема ВВП, что выше уровня 2010 года на 1,3 процентного пункта, неналоговые доходы – 5 918 968,4 млн. рублей, или 10,8 % объема ВВП, что на 1,1 процентного пункта выше уровня 2010 года.
Исполнение федерального бюджета по доходам администраторами доходов свидетельствует о неравномерности их поступления по сравнению с показателями уточненного в конце финансового года прогноза поступлений доходов федерального бюджета к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ.
Анализ исполнения доходов федерального бюджета показал, что из 71 администратора доходов по 59 администраторам объем поступивших доходов превысил прогнозные показатели на 2011 год. При этом у отдельных администраторов доходов превышение колеблется от 1,2 раза по Минприроды России до 33,1 раза по МИДу России и 410,3 раза по Россотрудничеству. Основной причиной превышения является поступление в федеральный бюджет доходов, которые администраторами не были предусмотрены в прогнозе. Не в полном объеме исполнили прогнозные показатели на 2011 год 12 администраторов доходов.60
Более равномерное поступление доходов в федеральный бюджет в 2009, 2010 и 2011 годах по сравнению с 2008 годом обусловлено в основном внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 172-ФЗ), установивших ежемесячный порядок уплаты налога на добавленную стоимость.
Доходы за период с 2009 года по 2011 значительно увеличился.
По объему доходов за 2009-2011годы первое место занимают «вывозные таможенные пошлины» (около 70 %), входящие в состав «Неналоговые доходы»; на втором месте – Налог на добавленную стоимость, и НДПИ (около 30%), входящий в состав «налоговых доходов».
Рост поступлений по налогу на прибыль организаций за 2011 год обусловлен улучшением финансово-хозяйственной деятельности, в частности ростом прибыли прибыльных организаций.
Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет улучшения социально-экономических показателей развития экономики Российской Федерации в 2010 году, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога. Рост поступления налога в 2011 году обусловлен увеличением объема импорта и введением в действие с 01.07.2010 Соглашения, заключенного между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», согласно которому администрирование поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, возложено на ФНС России.
На увеличение поступлений акцизов оказало влияние изменение нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты, а также ежегодная индексация ставок акцизов.
Российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.
2.2 Анализ состава расходов федерального
бюджета
на 2009-2011 гг.
Проведем сравнительный анализ доходной части Федерального бюджета 2009 – 2011 годов. Для этого используем данные Заключения Счетной палаты РФ и Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 02.12.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Таблица 4
Анализ расходов Федерального бюджета на 2009 год
Наименование |
Утверждено, млн.руб. |
Исполнение |
Отклонение факта от плана | ||
Сумма млн.руб. |
Удельный вес, % |
Абсолютное, млн.руб. |
Относительное, % | ||
Общегосударственные вопросы |
932 997,0 |
853 076,4 |
8,8 |
-79 920,6 |
-8,6 |
Национальная оборона |
1 192 866,6 |
1 188 174,0 |
12,3 |
-4 692,6 |
-0,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 022 455,7 |
1 004 504,2 |
10,4 |
-17 951,5 |
-1,8 |
Национальная экономика |
1 931 452,8 |
1 650 729,9 |
17,1 |
- 280 722,9 |
-14,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
142 211,0 |
151 630,4 |
1,6 |
9 419,4 |
6,6 |
Охрана окружающей среды |
12 829,9 |
13 040,5 |
0,1 |
210,6 |
1,6 |
Образование |
400 147,9 |
418 005,8 |
4,3 |
17 857,9 |
4,5 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
110 252,8 |
111 684,6 |
1,2 |
1 431,8 |
1,3 |
Здравоохранение и спорт |
335 778,3 |
352 312,5 |
3,6 |
16 534,2 |
4,9 |
Социальная политика |
320 362,6 |
323 459,2 |
3,3 |
3 096,6 |
1 |
Межбюджетные трансферты |
3 443 863,0 |
3 593 443,5 |
37,2 |
149 580,5 |
4,3 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
9 845 217,6 |
9 660 061,0 |
100 |
-185 156,6 |
-1,9 |
Из данных таблицы 4 видно, что расходов Федерального бюджета в 2009 год было утверждено в сумме 9 845 217,6 млн. руб., а исполнение составило 9 660 061,0 млн. руб. Наибольший удельный вес в общей сумме расходов составляет раздел «Межбюджетные трансферты» 37,2 % (3 593 443,5млн. руб.), а наименьший процент раздел «Охрана окружающей среды» 0,1 % (13 040,5 млн. руб.). Так как налоговая политика в области доходов сконцентрирована больше на пополнение федерального бюджета (более 70% налогов уходят в федеральный бюджет), а в регионах не хватает собственных и регулирующих доходов для реализации своих расходных полномочий, федеральный бюджет вынужден помогать регионам в виде межбюджетных трансферт. Из 83 субъектов РФ 72 субъекта считаются регионами - реципиентами, которые не могут собрать на своей территории средства, необходимые для покрытия своих расходов.
Исполнение по разделу «Национальная экономика» составляет 85,47 %, что говорит о самом низком проценте освоения средств бюджета по сравнению с другими разделами.
Наибольшее неисполнение назначения по лимитам бюджетных обязательств приходится по подразделу «Дорожное хозяйство» обусловлены: ненадлежащим исполнением договорных обязательств подрядными организациями; поздним проведением торгов и заключением государственных контрактов; экономией средств федерального бюджета в результате проведенных конкурсных процедур; непроведением конкурсных процедур; нерешенными вопросами о выкупе земельных участков.
Также наибольшее неисполнение приходится на подраздел «Транспорт», в связи с внесением изменений в паспорта инвестиционных проектов и экономией средств федерального бюджета по результатам проведенных конкурсных процедур на размещение заказов по инвестиционным проектам (Росжелдор); отсутствие заявок от организаций воздушного транспорта и коммерческих банков на предоставление Росавиацией субсидий; непредставление расчетов на предоставление субсидий на государственную поддержку железнодорожного транспорта.
Таблица 5
Анализ расходов Федерального бюджета на 2010 год
Наименование |
Утверждено, млн.руб. |
Исполнение |
Отклонение факта от плана | ||
Сумма млн.руб. |
Удельный вес, % |
Абсолютное, млн.руб. |
Относительное, % | ||
Общегосударственные вопросы |
1 028 277,8 |
887 920,5 |
8,8 |
-140 357,3 |
-13,6 |
Национальная оборона |
1 278 026,6 |
1 276 460,9 |
12,6 |
-1 565,6 |
-0,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 088 675,3 |
1 085 371,6 |
10,7 |
-3 303,6 |
-0,3 |
Национальная экономика |
1 462 581,3 |
1 222 690,4 |
12,1 |
-239 891,0 |
-16,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
209 593,4 |
234 898,4 |
2,3 |
25 305,0 |
12,1 |
Охрана окружающей среды |
12 792,8 |
13 471,9 |
0,1 |
679,0 |
5,3 |
Образование |
409 736,4 |
442 805,6 |
4,4 |
33 069,2 |
8,1 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
126 053,7 |
125 597,7 |
1,2 |
-456,1 |
-0,4 |
Здравоохранение и спорт |
353 140,8 |
347 353,5 |
3,4 |
-5 787,4 |
-1,6 |
Социальна политика |
342 658,4 |
344 943,7 |
3,4 |
2 285,3 |
0,7 |
Межбюджетные трансферты |
3 944 883,4 |
4 135 940,3 |
40,9 |
191 056,9 |
4,8 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
10 256 419,9 |
10 117 454,5 |
100 |
-138 965,5 |
-1,4 |
Из данных таблицы 5 видно, что расходов Федерального бюджета в 2010 году было утверждено в сумме 10 256 419,9 млн. руб., а исполнение составило 10 117 454,5 млн. руб. Наибольший удельный вес в общей сумме расходов составляет раздел «Межбюджетные трансферты» 40,9 % (4 135 940,3 млн. руб.), а наименьший процент раздел «Охрана окружающей среды» 0,1 % (13 471,9 млн. руб.).
Исполнение федерального бюджета по расходам составило 98,65%, что говорит о не полном освоении средств бюджета. Наибольший процент неисполнения бюджета приходится на разделы «Национальная экономика» и «Общеэкономические вопросы».
На неисполнении по статье «Национальная экономика» повлияло не исполнение назначений по лимитам бюджетных обязательств по подразделу «Общеэкономические вопросы».
Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по данному подразделу в основном связаны с невостребованностью бюджетных ассигнований на государственную поддержку в виде субсидий для реализации мероприятий программ развития малого и среднего предпринимательства. В связи с поздними сроками утверждения Графика разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза не объявлялись конкурсы на проведение экспертизы отдельных проектов технических регламентов Таможенного союза в части соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, также в связи с отсутствием заявок не состоялся конкурс на разработку проекта технического регламента «О безопасности упаковки».
Таблица 6
Анализ расходов Федерального бюджета на 2011 год
Наименование |
Утверждено, млн.руб. |
Исполнение |
Отклонение факта от плана | ||
Сумма млн.руб. |
Удельный вес, % |
Абсолютное, млн.руб. |
Относительное, % | ||
Общегосударственные вопросы |
847 864,2 |
777 756,8 |
7,1 |
-70 107,4 |
-8,3 |
Национальная оборона |
1 518 090,7 |
1 515 955,1 |
13,9 |
-2 135,6 |
-0,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 245 486,9 |
1 259 822,1 |
11,5 |
14 335,2 |
1,2 |
Национальная экономика |
1 926 873,7 |
1 790 158,2 |
16,4 |
-136 715,5 |
-7,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
274 325,1 |
279 798,8 |
2,6 |
5 473,7 |
2 |
Охрана окружающей среды |
17 667,4 |
17 561,1 |
0,2 |
-106,3 |
-0,6 |
Образование |
552 631,3 |
553 368,7 |
5,1 |
737,4 |
0,1 |
Культура, кинематография |
85 813,3 |
83 783,1 |
0,8 |
-2 030,2 |
-2,4 |
Здравоохранение |
473 214,9 |
499 551,3 |
4,6 |
26 336,4 |
5,6 |
Социальная политика |
3 205 460,6 |
3 128 527,3 |
28,6. |
-76 933,3 |
-2,4 |
Физическая культура и спорт |
43 228,4 |
44 209,7 |
0,4 |
981,3 |
2,3 |
Средства массовой информации |
61 345,4 |
61 124,5 |
0,6 |
-220,9 |
-0,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
266 611,7 |
262 744,2 |
2,4 |
-3 867,5 |
-1,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
602 745,1 |
651 256,5 |
6,0. |
48 511,4 |
8 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
11 121 358,6 |
10 925 617,4 |
100 |
-195 741,2 |
-1,8 |