Доходы и расходы Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 20:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается проанализировать объем, состав и динамику доходов и расходов федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
 дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
 рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
 проанализировать состав и структуру федерального бюджета за 2009-2011 года, в том числе и исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Сущность, функции и роль Федерального бюджета 5
1.2. Состав и структура доходов Федерального бюджета 9
1.3. Классификация расходов бюджета 12
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 200-2011 года 16
2.2 Анализ состава расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Сергеевой )))))изм.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)
  • прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

1.3. Классификация расходов  бюджета

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета классифицируются следующим образом:

    1. По влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. В составе последних может быть выделен бюджет развития.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован Бюджет развития; он может составлять 2-4% всех расходов. Средства Бюджета развития используются на поддержку экспорта и импортозамещающего производства, а также для развития высоких технологий и их внедрения, для финансовой поддержки конверсии предприятий оборонной промышленности. Порядок и условия формирования Бюджета развития определяются федеральным законом.

Помимо бюджетных средств в бюджет развития могут включаться и другие средства, такие как связанные иностранные кредиты, получаемые Россией в конкретном году, разнообразные нерегулярные доходы, например превышение против плана поступлений от внешнеторговой деятельности и др. Средства бюджета развития расходуются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных по конкурсу на выполнение государственных гарантий, принятых на себя Правительством РФ в части осуществления инвестиций, и другие цели. Финансирование из бюджета развития представляется в основном на возвратной основе.

Как правило, средства Бюджета развития становятся дополнительным условием в осуществлении каких-либо крупных проектов, поэтому фактический объем инвестиций, осуществляемых в связи с использованием бюджета развития, значительно больше самого этого бюджета.

    1. По функциональному содержанию все расходы бюджетов всех уровней подразделяются на крупные разделы:
  • общегосударственные;
  • национальную оборону;
  • национальную безопасность и правоохранительную деятельность;
  • национальную экономику;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • охрану окружающей среды;
  • образование;
  • культуру;
  • здравоохранение и спорт;
  • социальную политику;
  • межбюджетные трансферты.
    1. По экономическому содержанию - экономический признак позволяет рассмотреть расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. Классификация расходов по экономическому содержанию создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.
    2. По ведомственной принадлежности можно выделить в каждой группе расходов министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с реформированием системы органов государственного управления и местного самоуправления.

 

2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 2009-2011 года

Проведем сравнительный анализ доходной  части Федерального бюджета 2009 – 2011 годов. Для этого используем данные Заключения Счетной палаты РФ и Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 02.12.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

Таблица 1

Состав и структура доходов Федерального бюджета за 2009 год

Наименование

Утверждено, млн. руб.

Исполнение

Отклонение факта от плана

Сумма млн.руб.

Удельный вес, %

Абсолютное, млн. руб.

Относительное, %

Доходы

6 713 821,0

7 337 750,5

100

623929,5

9,3

Нефтегазовые

2 057 169,7

2 983 956,2

40,7

926786,5

45

Доходы без учета нефтегазовых доходов

4 656 651,3

4 353 794,3

59,3

-302857

-6,5

Налоговые

3 837 634,5

3 896 498,0

53,1

58863,5

1,5

из них:

         

Налог на прибыль организации

196 217,7

195 419,8

5

-797,9

-0,4

ЕСН

508 264,1

509 774,7

13,1

1510,6

0,3

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на

территории Российской

Федерации

1 076 448,2

1 176 607,6

30,2

100159,4

9,3

НДС  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1 212 683,6

873 355,6

22,4

-339328

-28

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской

Федерации

81 288,9

81 711,3

2,1

422,4

0,5

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

29 568,5

19 830,4

0,5

-9738,1

-32,9

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

868,8

857,1

 

-11,7

-1,4

НДПИ

672 869,7

981 529,4

25,2

308659,7

45,8

Неналоговые доходы

2 865 550,0

3 433 677,1

46,8

568127,1

19,8

из них

         

ввозные таможенные пошлины

677 149,2

467 206,6

13,6

209942,6

31

вывозные таможенные пошлины

1 442 050,4

2 042 204,3

59,5

-600153,9

-41,6

таможенные сборы

25 520,4

19 657,7

0,6

5862,7

23

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим

Российской Федерации

24 816,5

10 114,2

0,3

14702,3

59

доходы от управления средствами Резервного фонда

 

205 046,5

6

205046,5

0

доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния

 

92 541,5

2,7

92541,5

0

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

6 612,1

27 890,1

0,8

-21278

-321,8

доходы от перечисления части прибыли Банка России

46 000,0

48 811,8

1,4

2811,8

6,1

платежи при пользовании недрами

40 801,4

41 537,1

1,2

735,7

1,8

доходы от оказания услуг или компенсации  затрат государства

104 714,8

99 722,5

2,7

-4992,3

-4,8

исполнительский сбор

5 132,2

5288,5

0,2

156,3

3

доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата  остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

238 092,1

112 895,4

3,3

-125196,7

-52,6

Безвозмездные поступления

8 273,0

6 206,1

0,08

-2066,9

-25

Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей

2 363,5

1 368,4

0,02

-995,1

-42,1

ИТОГО

26 530 561,6

29 025 252,7

100

2494691,1

9,4




 

Из данных таблицы 1 видно, что доходов Федерального бюджета в 2009 год было утверждено в сумме 6 713 821,0 млн. руб., а фактически поступления составили 7 337 750,5 млн. руб., в том числе налоговых доходов 3 896 498,0 млн. руб., что в процентах составляет от общей суммы поступлений 53,1 %; неналоговых доходов - 3 433 677,1 млн. руб., или 46,8 %; безвозмездных поступлений 6 206,1 млн. руб. или 0,08 %.

На поступление доходов в 2009 году повлияло в основном изменение макроэкономических показателей: ВВП, цены на нефть марки «Юралс», экспортных цен на газ, курса доллара США по отношению к рублю, объемов импорта и экспорта, а также поступление дополнительных доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (которые составили 8,7 % общего объема неналоговых доходов) и прочие факторы.

Исполнение федерального бюджета в 2009 году осуществлялось в условиях негативного влияния мирового экономического кризиса. Снижение объемов доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП), начавшееся в 2008 году, продолжилось в 2009 году и составило за последние 5 лет наименьшее значение (18,8 %).

В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (1 202 993,9 млн. рублей, или 40,3 %) и НДПИ при добыче нефти (887 630,6 млн. рублей, или 29,7 %). Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ имело место по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 339 328,0 млн. рублей (вследствие снижения налогооблагаемых объемов импорта, изменения его структуры в сторону уменьшения доли дорогостоящих товаров, а также изменения курса доллара США по отношению к рублю) и по акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, - на сумму 9 738,2 млн. рублей (вследствие уменьшения объемов ввозимых подакцизных товаров).

Поступления акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья в 2009 году составили 2 245,9 млн. рублей, или 61,9 % по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ, что обусловлено в основном завышением объемов реализации этилового спирта, учтенных при формировании федерального бюджета.

Акцизы на спиртосодержащую продукцию фактически не поступали в федеральный бюджет в 2009 году, что обусловлено превышением сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию  и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, над начисленной суммой акцизов на спиртосодержащую продукцию.

Поступления доходов от уплаты акцизов на легковые автомобили и мотоциклы составили за 2009 год 2 116,6 млн. рублей, или 36,2 % по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ, что обусловлено снижением объемов реализации легковых автомобилей и мотоциклов, производимых на территории Российской Федерации. Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с показателями, предусмотренными уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ, составило по НДПИ на нефть – на 318 176,1 млн. рублей, или в 1,6 раза, в основном за счет того, что средняя цена на нефть марки «Юралс» составила в 2009 году 61,1 доллара США за баррель по сравнению с ценой 41 доллар США, принятой при расчетах к указанному Федеральному закону.

Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ имело место по ввозным таможенным пошлинам (на 209 942,6 млн. рублей), прочим поступлениям от внешнеэкономической деятельности (на 110 613,2 млн. рублей), обусловленные тем, что в уточненном прогнозе учтено поступление авансовых платежей и денежных залогов в сумме 100,0 млрд. рублей, доходам федерального бюджета от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет небюджетными организациями (на 74 993,2 млн. рублей), доходам федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации (на 54 638,2 млн. рублей), прочим вывозным таможенным пошлинам (на 19 926,4 млн. рублей), доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (на 14 702,3 млн. рублей), доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части  реализации основных средств по указанному имуществу) (на 10 579,7 млн. рублей). Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин - на 600 153,9 млн. рублей (на 41,6 %) - в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую – на 465 322,5 млн. рублей, на товары, выработанные из нефти, – на 134 272,1 млн. рублей, что обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании  уточненного прогноза, и ростом экспорта нефти.

В 2009 году в федеральный бюджет поступили доходы от управления средствами Резервного фонда в сумме 205 046,5 млн. рублей и Фонда национального благосостояния в сумме 92 541,5 млн. рублей, не предусмотренные уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ.

Информация о работе Доходы и расходы Федерального бюджета