Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 20:52, дипломная работа
Цель работы заключается проанализировать объем, состав и динамику доходов и расходов федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
проанализировать состав и структуру федерального бюджета за 2009-2011 года, в том числе и исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1. Сущность, функции и роль Федерального бюджета 5
1.2. Состав и структура доходов Федерального бюджета 9
1.3. Классификация расходов бюджета 12
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 200-2011 года 16
2.2 Анализ состава расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
1.3. Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета классифицируются следующим образом:
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован Бюджет развития; он может составлять 2-4% всех расходов. Средства Бюджета развития используются на поддержку экспорта и импортозамещающего производства, а также для развития высоких технологий и их внедрения, для финансовой поддержки конверсии предприятий оборонной промышленности. Порядок и условия формирования Бюджета развития определяются федеральным законом.
Помимо бюджетных средств в бюджет развития могут включаться и другие средства, такие как связанные иностранные кредиты, получаемые Россией в конкретном году, разнообразные нерегулярные доходы, например превышение против плана поступлений от внешнеторговой деятельности и др. Средства бюджета развития расходуются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных по конкурсу на выполнение государственных гарантий, принятых на себя Правительством РФ в части осуществления инвестиций, и другие цели. Финансирование из бюджета развития представляется в основном на возвратной основе.
Как правило, средства Бюджета развития становятся дополнительным условием в осуществлении каких-либо крупных проектов, поэтому фактический объем инвестиций, осуществляемых в связи с использованием бюджета развития, значительно больше самого этого бюджета.
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 2009-2011 года
Проведем сравнительный анализ доходной части Федерального бюджета 2009 – 2011 годов. Для этого используем данные Заключения Счетной палаты РФ и Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 02.12.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Таблица 1
Состав и структура доходов Федерального бюджета за 2009 год
Наименование |
Утверждено, млн. руб. |
Исполнение |
Отклонение факта от плана | ||
Сумма млн.руб. |
Удельный вес, % |
Абсолютное, млн. руб. |
Относительное, % | ||
Доходы |
6 713 821,0 |
7 337 750,5 |
100 |
623929,5 |
9,3 |
Нефтегазовые |
2 057 169,7 |
2 983 956,2 |
40,7 |
926786,5 |
45 |
Доходы без учета нефтегазовых доходов |
4 656 651,3 |
4 353 794,3 |
59,3 |
-302857 |
-6,5 |
Налоговые |
3 837 634,5 |
3 896 498,0 |
53,1 |
58863,5 |
1,5 |
из них: |
|||||
Налог на прибыль организации |
196 217,7 |
195 419,8 |
5 |
-797,9 |
-0,4 |
ЕСН |
508 264,1 |
509 774,7 |
13,1 |
1510,6 |
0,3 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 076 448,2 |
1 176 607,6 |
30,2 |
100159,4 |
9,3 |
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1 212 683,6 |
873 355,6 |
22,4 |
-339328 |
-28 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
81 288,9 |
81 711,3 |
2,1 |
422,4 |
0,5 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
29 568,5 |
19 830,4 |
0,5 |
-9738,1 |
-32,9 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
868,8 |
857,1 |
-11,7 |
-1,4 | |
НДПИ |
672 869,7 |
981 529,4 |
25,2 |
308659,7 |
45,8 |
Неналоговые доходы |
2 865 550,0 |
3 433 677,1 |
46,8 |
568127,1 |
19,8 |
из них |
|||||
ввозные таможенные пошлины |
677 149,2 |
467 206,6 |
13,6 |
209942,6 |
31 |
вывозные таможенные пошлины |
1 442 050,4 |
2 042 204,3 |
59,5 |
-600153,9 |
-41,6 |
таможенные сборы |
25 520,4 |
19 657,7 |
0,6 |
5862,7 |
23 |
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации |
24 816,5 |
10 114,2 |
0,3 |
14702,3 |
59 |
доходы от управления средствами Резервного фонда |
205 046,5 |
6 |
205046,5 |
0 | |
доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния |
92 541,5 |
2,7 |
92541,5 |
0 | |
доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) |
6 612,1 |
27 890,1 |
0,8 |
-21278 |
-321,8 |
доходы от перечисления части прибыли Банка России |
46 000,0 |
48 811,8 |
1,4 |
2811,8 |
6,1 |
платежи при пользовании недрами |
40 801,4 |
41 537,1 |
1,2 |
735,7 |
1,8 |
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства |
104 714,8 |
99 722,5 |
2,7 |
-4992,3 |
-4,8 |
исполнительский сбор |
5 132,2 |
5288,5 |
0,2 |
156,3 |
3 |
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
238 092,1 |
112 895,4 |
3,3 |
-125196,7 |
-52,6 |
Безвозмездные поступления |
8 273,0 |
6 206,1 |
0,08 |
-2066,9 |
-25 |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
2 363,5 |
1 368,4 |
0,02 |
-995,1 |
-42,1 |
ИТОГО |
26 530 561,6 |
29 025 252,7 |
100 |
2494691,1 |
9,4 |
Из данных таблицы 1 видно, что доходов Федерального бюджета в 2009 год было утверждено в сумме 6 713 821,0 млн. руб., а фактически поступления составили 7 337 750,5 млн. руб., в том числе налоговых доходов 3 896 498,0 млн. руб., что в процентах составляет от общей суммы поступлений 53,1 %; неналоговых доходов - 3 433 677,1 млн. руб., или 46,8 %; безвозмездных поступлений 6 206,1 млн. руб. или 0,08 %.
На поступление доходов в 2009 году повлияло в основном изменение макроэкономических показателей: ВВП, цены на нефть марки «Юралс», экспортных цен на газ, курса доллара США по отношению к рублю, объемов импорта и экспорта, а также поступление дополнительных доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (которые составили 8,7 % общего объема неналоговых доходов) и прочие факторы.
Исполнение федерального бюджета в 2009 году осуществлялось в условиях негативного влияния мирового экономического кризиса. Снижение объемов доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП), начавшееся в 2008 году, продолжилось в 2009 году и составило за последние 5 лет наименьшее значение (18,8 %).
В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (1 202 993,9 млн. рублей, или 40,3 %) и НДПИ при добыче нефти (887 630,6 млн. рублей, или 29,7 %). Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ имело место по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 339 328,0 млн. рублей (вследствие снижения налогооблагаемых объемов импорта, изменения его структуры в сторону уменьшения доли дорогостоящих товаров, а также изменения курса доллара США по отношению к рублю) и по акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, - на сумму 9 738,2 млн. рублей (вследствие уменьшения объемов ввозимых подакцизных товаров).
Поступления акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья в 2009 году составили 2 245,9 млн. рублей, или 61,9 % по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ, что обусловлено в основном завышением объемов реализации этилового спирта, учтенных при формировании федерального бюджета.
Акцизы на спиртосодержащую продукцию фактически не поступали в федеральный бюджет в 2009 году, что обусловлено превышением сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, над начисленной суммой акцизов на спиртосодержащую продукцию.
Поступления доходов от уплаты акцизов на легковые автомобили и мотоциклы составили за 2009 год 2 116,6 млн. рублей, или 36,2 % по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ, что обусловлено снижением объемов реализации легковых автомобилей и мотоциклов, производимых на территории Российской Федерации. Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с показателями, предусмотренными уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ, составило по НДПИ на нефть – на 318 176,1 млн. рублей, или в 1,6 раза, в основном за счет того, что средняя цена на нефть марки «Юралс» составила в 2009 году 61,1 доллара США за баррель по сравнению с ценой 41 доллар США, принятой при расчетах к указанному Федеральному закону.
Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ имело место по ввозным таможенным пошлинам (на 209 942,6 млн. рублей), прочим поступлениям от внешнеэкономической деятельности (на 110 613,2 млн. рублей), обусловленные тем, что в уточненном прогнозе учтено поступление авансовых платежей и денежных залогов в сумме 100,0 млрд. рублей, доходам федерального бюджета от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет небюджетными организациями (на 74 993,2 млн. рублей), доходам федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации (на 54 638,2 млн. рублей), прочим вывозным таможенным пошлинам (на 19 926,4 млн. рублей), доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (на 14 702,3 млн. рублей), доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части реализации основных средств по указанному имуществу) (на 10 579,7 млн. рублей). Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин - на 600 153,9 млн. рублей (на 41,6 %) - в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую – на 465 322,5 млн. рублей, на товары, выработанные из нефти, – на 134 272,1 млн. рублей, что обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза, и ростом экспорта нефти.
В 2009 году в федеральный бюджет поступили доходы от управления средствами Резервного фонда в сумме 205 046,5 млн. рублей и Фонда национального благосостояния в сумме 92 541,5 млн. рублей, не предусмотренные уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ.