Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:10, дипломная работа
В Казахстане собственная банковская система появилась после получения суверенитета, в декабре 1990 г. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казах¬ской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управ¬лениями и отделениями. В 1993 г. акционерно-коммерческие банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.
Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Понятие и функции коммерческих банков 6
1.2. Операции коммерческих банков с ценными бумагами 18
II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА
РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1. Инвестиционная деятельность коммерческих банков 37
2.2. Кастодиальная деятельность коммерческих банков 45
2.3. Брокерско-дилерская деятельность банков второго уровня 59
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
KАЗАХСТАНА 74
Заключение 81
Список литературы 83
Приложение 85
4) представлять клиенту отчетност
5) не разглашать сведения, составляющие служебную, коммерческую
или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Кастодиальный вид деятельности на рынке ценных бумаг подлежит лицензированию уполномоченным органом.
Деньги и ценные бумаги клиентов учитываются лицензиатами отдельно от собственных активов и не включаются в ликвидационную массу в случае их банкротства или добровольной ликвидации.
Условия и порядок уплаты клиентом вознаграждения лицензиату за оказание услуг на рынке ценных бумаг устанавливаются внутренними документами лицензиата и (или) договором, заключенным лицензиатом с его
клиентом.
Формирование уставного капитала заявителя (лицензиата) осуществляется исключительно деньгами в национальной валюте Республики Казахстан. Минимальный размер уставного капитала заявителя (лицензиата) устанавливается нормативными правовыми актами уполномоченного органа. Юридическое лицо вправе оплачивать акции заявителя (лицензиата) в пределах собственного капитала за вычетом суммы активов, внесенной в качестве оплаты за акции, и (или) доли участия в уставном капитале других юридических лиц.
Банк-кастодиан вправе совершать сделки по выкупу своих акций у акционеров, которым принадлежат десять и более (в народном акционерном обществе - пять и более) процентов акций, при условии, что в результате сделок не будут нарушены пруденциальные нормативы и иные показатели или критерии (нормативы) финансовой устойчивости, установленные нормативными правовыми актами уполномоченного органа.
Учредителями и акционерами банка-кастодиана могут быть физические и юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.
Учредителями и акционерами не могут быть:
1) юридические лица, зарегистрированные
в оффшорных зонах, перечень которых
устанавливается
2) лица, аффилиированные по отношению к юридическим лицам, указанным в подпункте 1) настоящего пункта;
3) лица, являющиеся учредителями (участниками, акционерами) юридических лиц, указанных в подпункте 1).
Для получения лицензии банк должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:
1) наличие работников, обладающих
квалификационными
актом уполномоченного органа;
2) наличие программно-
3) внутренние документы
4) соблюдение пруденциальных нормативов и иных показателей или критериев (нормативов) финансовой устойчивости, установленных для соответствующего вида деятельности на рынке ценных бумаг нормативными правовыми актами уполномоченного органа;
5) наличие структурных подразделе
6) заключение саморегулируемой
организации о соответствии
Внутренние документы лицензиата подлежат согласованию с уполномоченным органом в установленном им порядке.
Банк-кастодиан обязан соблюдать пруденциальные нормативы, иные показатели и критерии (нормативы) финансовой устойчивости, установленные нормативными правовыми актами уполномоченного органа в отношении соответствующего вида деятельности на рынке ценных бумаг.
Обязан также представлять в уполномоченный орган расчеты показателей, характеризующих соблюдение пруденциальных нормативов, иных показателей и критериев (нормативов) финансовой устойчивости, в
порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.
Условия и порядок выдачи лицензий для осуществления кастодиальной деятельности на рынке ценных бумаг устанавливаются Законом РК «О тынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами уполномоченного органа.
Документы, представленные для получения лицензии, рассматриваются уполномоченным органом и при соответствии заявителя и представленных им документов требованиям Закона РК «О рынке ценных бумаг» и иного законодательства Республики Казахстан уполномоченный орган выдает лицензию не позднее месячного срока.
Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче лицензии по основаниям, установленным законодательными актами Республики Казахстан, а также вправе приостановить срок рассмотрения документов, представленных для получения лицензии, если в процессе их рассмотрения будет выявлено, что данные документы содержат недостоверные сведения о заявителе, его учредителях или их деятельности. После устранения банком замечаний и представления документов срок их рассмотрения возобновляется. Срок последующего рассмотрения документов уполномоченным органом не должен превышать тридцать календарных дней.
Банки-кастодианы обязаны представлять в Национальный Банк Республики Казахстан отчеты о деятельности на рынке ценных бумаг. Периодичность представления отчетов о деятельности на рынке ценных бумаг банками, формы отчетов и порядок их представления устанавливаются нормативными правовыми актами Нацбанка РК.
Банк-кастодиан не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не относящуюся к деятельности на финансовом рынке, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Не вправе занимать должность руководящего работника лицо, которое:
законом порядке;
Квалификационные требования к руководящему работнику банка-кастодиана включают:
бухгалтера должен иметь стаж работы не менее трех лет, другие руководящие работники не менее двух лет в организации, основным видом деятельности которой является оказание финансовых услуг.
Требования к организационной структуре банка:
Организационная структура лицензиата, обладающего двумя и более лицензиями на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, должна состоять из отдельных подразделений по каждому виду деятельности.
Банк-кастодиан не вправе возлагать на работников одного из подразделений исполнение функций и обязанностей работников другого подразделения.
Банк-кастодиан, обладающий правом ведения счетов, вправе оказывать услуги номинального держания ценных бумаг. Номинальное держание ценных бумаг осуществляется банком в соответствии с условиями заключенного с клиентом договора, устанавливающего права лицензиата в отношении ценных бумаг, переданных в номинальное держание. Кастодиан с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя обязан в течение трех календарных дней после заключения договора о номинальном держании с клиентом открыть клиенту лицевой счет в системе учета номинального держания и субсчет клиента в системе учета центрального депозитария. В системе реестров держателей ценных бумаг учет негосударственных ценных бумаг, переданных в номинальное держание, осуществляется по лицевому счету центрального депозитария, открытие которого производится регистратором на основании приказа центрального депозитария. Порядок открытия лицевого счета в системе учета номинального держания устанавливается внутренними документами номинального держателя.
Порядок осуществления номинального держания ценных бумаг устанавливается внутренними документами лицензиатов в соответствии с требованиями закона РК «О рынке ценных бумаг» и условиями договора о номинальном держании.
При этом банк-кастодиан как номинальный держатель обязан:
Функциями банка-кастодиана как номинального держателя являются:
1) учет ценных бумаг клиента и обеспечение их наличия при совершении сделок с данными ценными бумагами;
2) регистрация сделок с ценными бумагами клиента;
3) подтверждение прав клиента по ценным бумагам;
4) представление интересов
5) доведение до сведения клиента
информации, касающейся ценных бумаг,
переданных в номинальное
6) иные функции в соответствии
с договором о номинальном
держании, не противоречащие
При этом банку запрещается:
1) осуществлять регистрацию
2) осуществлять регистрацию
3) использовать деньги и ценные
бумаги клиента в своих
в интересах третьих лиц без соответствующего письменного разрешения клиента, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан.
Сделка банка-кастодиана с ценными бумагами, находящимися в номинальном держании подлежит регистрации. Регистрация сделки осуществляется номинальным держателем по счету клиента в системе учета номинального держания и субсчету клиента в системе учета центрального депозитария.
Значительный рост объема ценных бумаг (по номинальной стоимости) в номинальном держании произошел в 2003 году. На 31 декабря 2003 года объем ценных бумаг в номинальном держании составил 1,31 триллиона тенге (рисунки 3, 4).
По сравнению с 31 декабря 2002 года, объем ценных бумаг в номинальном держании увеличился на 1,04 триллиона тенге или почти в пять раз. Этот прорыв хорошо заметен на рисунке 4.
Рисунок 4. Динамика изменения объема ценных бумаг в номинальном держании банками второго уровня за 1999-2003гг.
Примечание: Составлен автором на основании данных Нацбанка РК
Увеличение объема ценных бумаг в номинальном держании коммерческими банками произошло в основном вследствие роста объема негосударственных ценных бумаг – на 845,33 млрд. тенге. Объем негосударственных ценных бумаг увеличился вследствие ввода в номинальное держание банков брокеров-дилеров в ноябре–декабре 2003 года государственного пакета акций на общую сумму 723,01 млрд. тенге. За 2003 год объем государственных ценных бумаг увеличился на 198,45 млрд. тенге, негосударственных ценных бумаг – на 845,33 млрд. тенге.
Информация о работе Инвестиционная деятельность коммерческих банков