Инвестиционная деятельность коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:10, дипломная работа

Краткое описание

В Казахстане собственная банковская система появилась после получения суверенитета, в декабре 1990 г. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казах¬ской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управ¬лениями и отделениями. В 1993 г. акционерно-коммерческие банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.

Содержание

Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Понятие и функции коммерческих банков 6
1.2. Операции коммерческих банков с ценными бумагами 18
II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА
РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1. Инвестиционная деятельность коммерческих банков 37
2.2. Кастодиальная деятельность коммерческих банков 45
2.3. Брокерско-дилерская деятельность банков второго уровня 59
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
KАЗАХСТАНА 74
Заключение 81
Список литературы 83
Приложение 85

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-АНАЛИЗ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-КОММЕРЧЕСКИХ-БАНКОВ-НА-РЫНКЕ-ЦЕННЫХ-БУМАГ-РЕСПУБЛИКИ-КАЗАХСТАН.doc

— 739.00 Кб (Скачать файл)

4) представлять клиенту отчетность о состоянии его счетов на регулярной основе или по его требованию;

5) не разглашать сведения, составляющие  служебную, коммерческую 

или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Кастодиальный вид деятельности на рынке ценных бумаг подлежит лицензированию уполномоченным органом.

Деньги и ценные бумаги клиентов учитываются лицензиатами отдельно от собственных активов и не включаются в ликвидационную массу в случае их банкротства или добровольной ликвидации.

Условия и порядок уплаты клиентом вознаграждения лицензиату за оказание услуг на рынке ценных бумаг устанавливаются внутренними документами лицензиата и (или) договором, заключенным лицензиатом с его

клиентом.

Формирование уставного капитала заявителя (лицензиата) осуществляется исключительно деньгами в национальной валюте Республики Казахстан. Минимальный размер уставного капитала заявителя (лицензиата) устанавливается нормативными правовыми актами уполномоченного органа. Юридическое лицо вправе оплачивать акции заявителя (лицензиата) в пределах собственного капитала за вычетом суммы активов, внесенной в качестве оплаты за акции, и (или) доли участия в уставном капитале других юридических лиц.

Банк-кастодиан вправе совершать сделки по выкупу своих акций у акционеров, которым принадлежат десять и более (в народном акционерном обществе - пять и более) процентов акций, при условии, что в результате сделок не будут нарушены пруденциальные нормативы и иные показатели или критерии (нормативы) финансовой устойчивости, установленные нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

Учредителями и акционерами банка-кастодиана могут быть физические и юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.

Учредителями и акционерами не могут быть:

1) юридические лица, зарегистрированные  в оффшорных зонах, перечень которых  устанавливается уполномоченным  органом;

2) лица, аффилиированные по отношению к юридическим лицам, указанным в подпункте 1) настоящего пункта;

3) лица, являющиеся учредителями (участниками, акционерами) юридических лиц, указанных  в подпункте 1).

Для получения лицензии банк должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:

1) наличие работников, обладающих  квалификационными свидетельствами  согласно перечню, установленному  нормативным правовым 

актом уполномоченного органа;

2) наличие программно-технических  средств и иного оборудования, необходимых для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа;

3) внутренние документы заявителя, устанавливающие условия и порядок  осуществления деятельности на  рынке ценных бумаг, должны соответствовать требованиям нормативного правового акта уполномоченного органа, устанавливающего порядок осуществления определенного вида деятельности на рынке ценных бумаг, и внутренних документов соответствующей саморегулируемой организации;

4) соблюдение пруденциальных нормативов и иных показателей или критериев (нормативов) финансовой устойчивости, установленных для соответствующего вида деятельности на рынке ценных бумаг нормативными правовыми актами уполномоченного органа;

5) наличие структурных подразделений, соответствующих требованиям, установленным настоящим Законом и нормативными правовыми актами уполномоченного органа;

6) заключение саморегулируемой  организации о соответствии заявителя  и его документов, представляемых  для получения лицензии, требованиям в соответствии с настоящим Законом и внутренними документами данной саморегулируемой организации.

Внутренние документы лицензиата подлежат согласованию с уполномоченным органом в установленном им порядке.

Банк-кастодиан обязан соблюдать пруденциальные нормативы, иные показатели и критерии (нормативы) финансовой устойчивости, установленные нормативными правовыми актами уполномоченного органа в отношении соответствующего вида деятельности на рынке ценных бумаг.

Обязан также представлять в уполномоченный орган расчеты показателей, характеризующих соблюдение пруденциальных нормативов, иных показателей и критериев (нормативов) финансовой устойчивости, в

порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.

Условия и порядок выдачи лицензий для осуществления кастодиальной деятельности на рынке ценных бумаг устанавливаются Законом РК «О тынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

Документы, представленные для получения лицензии, рассматриваются уполномоченным органом и при соответствии заявителя и представленных им документов требованиям Закона РК «О рынке ценных бумаг» и иного законодательства Республики Казахстан уполномоченный орган выдает лицензию не позднее месячного срока.

Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче лицензии по основаниям, установленным законодательными актами Республики Казахстан, а также вправе приостановить срок рассмотрения документов, представленных для получения лицензии, если в процессе их рассмотрения будет выявлено, что данные документы содержат недостоверные сведения о заявителе, его учредителях или их деятельности. После устранения банком замечаний и представления документов срок их рассмотрения возобновляется. Срок последующего рассмотрения документов уполномоченным органом не должен превышать тридцать календарных дней.

Банки-кастодианы обязаны представлять в  Национальный Банк Республики Казахстан отчеты о деятельности на рынке ценных бумаг. Периодичность представления отчетов о деятельности на рынке ценных бумаг банками, формы отчетов и порядок их представления устанавливаются нормативными правовыми актами Нацбанка РК.

Банк-кастодиан не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не относящуюся к деятельности на финансовом рынке, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Не вправе занимать должность руководящего работника лицо, которое:

  1. не соответствует квалификационным требованиям;
  2. имеет судимость, которая не погашена или не снята в установленном

законом порядке;

  1. в течение года перед представлением документов на согласование кандидатуры на должность руководящего работника лицензиата привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, связанного с деятельностью на финансовом рынке;
  2. в прошлом являлось руководящим работником организации, признанной банкротом или подвергнутой консервации, санации или принудительной ликвидации во время пребывания данного лица в должности руководящего работника данной организации. Данное условие применяется к лицам, которые являлись руководящими работниками такой организации не более чем за один год до возникновения одного из указанных событий, и действует в течение трех лет после его возникновения;
  3. не прошло процедуру согласования в Нацбанке РК.

Квалификационные требования к руководящему работнику банка-кастодиана включают:

    1. наличие высшего образования;
    2. наличие квалификационного свидетельства соответствующей категории, выданного уполномоченным органом кандидату на должность первого руководителя и (или) его заместителя и руководителя филиала (для организаций, не являющихся банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций), и кандидата на должность руководящего работника, осуществляющего координацию и (или) контроль за деятельностью структурных подразделений, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, и обладающего правом подписи документов, на основании которых совершаются сделки на рынке ценных бумаг (для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций);
    3. кандидат  на    должность   первого   руководителя или главного

бухгалтера должен иметь стаж работы не менее трех лет, другие руководящие работники не менее двух лет в организации, основным видом деятельности которой является оказание финансовых услуг.

Требования к организационной структуре банка:

Организационная структура лицензиата, обладающего двумя и более лицензиями на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, должна состоять из отдельных подразделений по каждому виду деятельности.

Банк-кастодиан не вправе возлагать на работников одного из подразделений исполнение функций и обязанностей работников другого подразделения.

Банк-кастодиан, обладающий правом ведения счетов, вправе оказывать услуги номинального держания ценных бумаг. Номинальное держание ценных бумаг осуществляется банком в соответствии с условиями заключенного с клиентом договора, устанавливающего права лицензиата в отношении ценных бумаг, переданных в номинальное держание. Кастодиан с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя обязан в течение трех календарных дней после заключения договора о номинальном держании с клиентом открыть клиенту лицевой счет в системе учета номинального держания и субсчет клиента в системе учета центрального депозитария. В системе реестров держателей ценных бумаг учет негосударственных ценных бумаг, переданных в номинальное держание, осуществляется по лицевому счету центрального депозитария, открытие которого производится регистратором на основании приказа центрального депозитария. Порядок открытия лицевого счета в системе учета номинального держания устанавливается внутренними документами номинального держателя.

Порядок осуществления номинального держания ценных бумаг устанавливается внутренними документами лицензиатов в соответствии с требованиями закона РК «О рынке ценных бумаг» и условиями договора о номинальном держании.

При этом банк-кастодиан как номинальный держатель обязан:

  1. осуществлять постоянный контроль с целью предупреждения ошибок и искажения информации, содержащейся на лицевом счете клиента;
  2. хранить информацию, содержащуюся в системе учета номинального держания и позволяющую установить или восстановить последовательность внесения изменений по лицевому счету клиента;
  3. вносить изменения по лицевому счету клиента в порядке и сроки, которые установлены законом;
  4. предоставлять клиенту достоверную информацию в соответствии с заключенным договором о номинальном держании.

Функциями банка-кастодиана как номинального держателя являются:

1) учет ценных бумаг клиента  и обеспечение их наличия при совершении сделок с данными ценными бумагами;

2) регистрация сделок с ценными  бумагами клиента;

3) подтверждение прав клиента  по ценным бумагам;

4) представление интересов клиента  при заключении сделок с ценными  бумагами, переданными в номинальное держание;

5) доведение до сведения клиента  информации, касающейся ценных бумаг, переданных в номинальное держание;

6) иные функции в соответствии  с договором о номинальном  держании, не противоречащие законодательству  Республики Казахстан.

При этом банку запрещается:

1) осуществлять регистрацию сделки  с ценными бумагами, не соответствующей  требованиям законодательства Республики  Казахстан;

2) осуществлять регистрацию сделки  с ценными бумагами без приказа  клиента, за исключением случаев, установленных Законом РК «О рынке ценных бумаг» и нормативным правовым актом уполномоченного органа;

3) использовать деньги и ценные  бумаги клиента в своих интересах  или 

в интересах третьих лиц без соответствующего письменного разрешения клиента, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан.

Сделка банка-кастодиана с ценными бумагами, находящимися в номинальном держании подлежит регистрации. Регистрация сделки осуществляется номинальным держателем по счету клиента в системе учета номинального держания и субсчету клиента в системе учета центрального депозитария.

Значительный рост объема ценных бумаг (по номинальной стоимости) в номинальном держании произошел в 2003 году. На 31 декабря 2003 года объем ценных бумаг в номинальном держании составил 1,31 триллиона тенге (рисунки 3, 4).

По сравнению с 31 декабря 2002 года, объем ценных бумаг в номинальном держании увеличился на 1,04 триллиона тенге или почти в пять раз. Этот прорыв хорошо заметен на рисунке 4.

Рисунок 4. Динамика изменения объема ценных бумаг в номинальном держании банками второго уровня за 1999-2003гг.

Примечание: Составлен автором на основании данных Нацбанка РК

Увеличение объема ценных бумаг в номинальном держании коммерческими банками произошло в основном вследствие роста объема негосударственных ценных бумаг – на 845,33 млрд. тенге. Объем негосударственных ценных бумаг увеличился вследствие ввода в номинальное держание банков брокеров-дилеров в ноябре–декабре 2003 года государственного пакета акций на общую сумму 723,01 млрд. тенге. За 2003 год объем государственных ценных бумаг увеличился на 198,45 млрд. тенге, негосударственных ценных бумаг – на 845,33 млрд. тенге.

Информация о работе Инвестиционная деятельность коммерческих банков