Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:56, курсовая работа
Цель исследования состоит в исследовании и проведении анализа процессов становления и развития государственной службы Федерального казначейства, разработке теоретических и практических аспектов становления, функционирования казначейской системы и совершенствования казначейского контроля исполнения бюджета в регионе.
Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач:
1) охарактеризовать систему государственной службы в РФ (в частности органов Федерального казначейства) в динамике:
- изучить историю развития казначейской системы в России, перечислить и проанализировать основные этапы становления Федерального казначейства в РФ;
- определить место Федерального казначейства в системе государственной службы на современном этапе;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
1.1 История развития казначейской системы в России
1.2 Становление современной казначейской системы. Причины перехода к казначейской системе кассового исполнения бюджета в Российской Федерации
1.3 Роль Федерального казначейства в управлении государственными финансами на современном этапе.
1.4 Организационная структура органов федерального казначейства на
современном этапе.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
2.1 Общая характеристика деятельности УФК по Ставропольскому краю
2.2 Организационная структура УФК по Ставропольскому краю
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы
3.2 Необходимость внедрения электронного документооборота в отделениях УФК по Ставропольскому краю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств;
- главное счетоводство
приходов и расходов всех
- заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями;
- дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств;
- дела по составлению росписи доходов и расходов;
- дела по рассмотрению
составляемых Министерством
Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального - Департамента Государственного казначейства - до местных - губернских и уездных казначейств[5].
Во второй половине XIX века,
в период великих реформ 60-70 годов,
узакониваются и проводятся в
жизнь принципы рационализации и
единства бюджета. Государственная
роспись доходов и расходов объявляется
открытой и подлежит опубликованию.
Происходит централизация государственного
хозяйства. Вводится единство кассы. Такие
экономические перемены требовали
реорганизации казначейской службы
и увеличения штатов казначейств
различных уровней. Это привело
к упрочению места казначейства
в финансовой системе государства,
которое в полном объеме стало
вести бухгалтерское
В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были:
1) прием и хранение
всех принадлежащих
2) производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
3) продажа всякого рода
гербовой бумаги, гербовых марок,
бланков, свидетельств и
4) выдача промысловых
свидетельств и бесплатных
5) счетоводство по всем
поступающим в казначейство
6) открытие текущих счетов,
размен денег, уплата
С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем - Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России[7].
В середине 1999 года постановлением
Правительства Российской Федерации
принимается Федеральная
Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:
- закрепил казначейское
исполнение бюджетов в
- обеспечил необходимое
соответствие кассовых
- определил, что объем
принятых обязательств, оплата которых
осуществляется за счет
- установил ответственность
Главных распорядителей и
В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства.
В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства[8].
Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации[9].
В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе[10].
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ. ПРИЧИНЫ
ПЕРЕХОДА К КАЗНАЧЕЙСКОЙ
В современном мире бюджет - это не только экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), но и важнейший инструмент государственного регулирования экономики.
Планирование и
В странах с рыночной экономикой,
где отсутствует тотальное
В большинстве стран кассовое исполнение бюджета осуществляется двумя методами - банковским и казначейским. При банковском исполнении бюджета выступают банки и главным образом Центральный Банк РФ, являющийся главным кассиром страны.
В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, суть которого в том, что все полученные бюджетные средства поступают на единый счет Министерства Финансов в Центральном Банке. С этого счета производятся все расходы государства[12].
До начала реформ в СССР
Государственный банк представлял
собой единую централизованную финансовую
систему страны по доходам и расходам
государственного бюджета. Он кредитовал
все отрасли народного
Кризис бюджетного планирования усугубился в России кризисом кассового исполнения как доходной (сбор налогов по каналам банковской системы), так и особенно расходной части бюджета (своевременное и в полном объеме поступления денежных средств на счета распорядителей и их целевое использование).
Причин кассового неисполнения бюджета множество: это разрушительный и скачкообразный характер развития банковской системы России, усугубленный развалом СССР и политическим хаосом первых лет молодой российской демократии; и огромные сверхприбыли коммерческих банков за счет использования огромных «даровых» бюджетных средств (взлеты и падения многих гигантов банковского бизнеса зачастую объясняются притоком и оттоком этих беспроцентных пассивов); отсутствие необходимого контроля со стороны государства за финансовой дисциплиной государственных предприятий и бюджетных организаций.
Можно утверждать: проблема неплатежей, невыплат заработной платы, пенсий, денежного довольствия (а отсюда социально - политическая напряженность в стране) - прямое следствие отсутствия эффективной системы кассового исполнения бюджета. Система движения бюджетных средств через счета многих коммерческих банков («прокрутка» государственных денег - это всего лишь пустяк по сравнению с повальной «привычкой» российских банков к разорению, очень часто сопровождающемуся превращением «живых» бюджетных денег в замороженные записи по счетам) и бесконтрольного распоряжения ими администрациями многих государственных предприятий и учреждений настолько неэффективна с точки зрения государственных интересов, что положение дел пытались исправить достаточно давно[13].
Поэтому возрождение и становление федерального казначейства России шло не просто. Оно создавалось в смутные времена начала 90-х годов прошлого века, когда произошел развал Советского Союза, началась шоковая терапия реформ, произошла потеря вкладов населением, обнищание масс, все сопровождалось галопирующей инфляцией и практически был полный развал финансовой системы новой России. Именно в этот момент руководство страны осознало, что создание федерального казначейства – насущная необходимость. Создание казначейства не приветствовалось многими структурами, которые привыкли делать «свой бизнес» на прокручивании бюджетных средств. Может, именно поэтому Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации № 864 «О федеральном казначействе Российской Федерации» в развитие Указа Президента № 1556 вышло только 27 августа 1993 года, т.е. более чем через восемь месяцев после самого указа. И уже после постановления правительства начала постепенно создаваться система федерального казначейства России.
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 «О федеральном казначействе» была поставлена задача передачи казначейству функции по кассовому исполнению федерального бюджета.
В чем преимущество казначейской
системы исполнения бюджета? Проследить
за финансовыми потоками до создания
казначейства было невозможно. Средства
ежегодного финансирования периодически
поступали на счета их главных
распорядителей, то есть министерств
и ведомств, откуда перераспределялись
далее с помощью коммерческих
банков. Центральный банк, имея другие
задачи, фактически оставлял без контроля
использование средств
Был бесконтрольным и процесс поступления средств. Длительные задержки, неполнота информации, предоставляемой банками, не способствовали своевременному пополнению казны, как известно, время - деньги. Особенно реально ощущается в отношении финансов, так как задержка платежа на один день эквивалентна определенной сумме убытка.
Казначейская система исполнения бюджета позволяет устранить такое положение вещей.
Деньги в идеале не должны
выпускаться “из рук” государства,
если так можно выразиться, на протяжении
всей цепочки казна - пользователь.
Министерства и ведомства делают
свои распоряжения по передаче сумм на
то либо другое мероприятие, то непосредственно
не участвуют в движении денежных
потоков. По централизованной системе
казначейства, не попадая на банковские
счета, средства должны доводиться до
самого нижнего уровня. Таким образом,
можно говорить о полной «прозрачности»
расходов бюджета, что позволяет
оперативно вмешиваться в процесс,
который ранее был практически
неконтролируемым. Кроме того, реализуется
понятие «текущего» контроля, который
осуществляется на стадии непосредственного
расходования средств, что ранее
было невозможным. Это означает, что
имеется возможность не только выявить
нарушения спустя некоторое время,
потеряв истраченные суммы