Планирование и анализ бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной дипломной работы является оценка финансового планирования учреждений здравоохранения на примере Республиканской офтальмологической клинической больницы и пути его совершенствования. Пути достижения цели: анализ хозяйственно-экономической деятельности больницы, анализ уровня финансирования, анализ источников финансирования.

Содержание

Введение 3
1. Финансовое планирование учреждений здравоохранения
1.1.Финансовое планирование 6
1.2.Основы финансового планирования учреждений
здравоохранения в новых условиях 11
1.3.Особенности финансового планирования
лечебно-профилактических учреждений в Удмуртии 17
1.3.1.Методы финансового планирования ЛПУ 21
1.3.2.Этапы финансового планирования ЛПУ в УР 24
1.4. Сметное планирование учреждения здравоохранения УР 26
2. Технико-экономическая характеристика и анализ деятельности Республиканской офтальмологической клинической больницы
2.1. Характеристика учреждения
2.1.1. История создания, цели и задачи учреждения 36
2.1.2. Организационно-правовые основы и структура
учреждения 38
2.1.3. Организационная структура управления учреждения 41
2.1.4. Характеристика профессионально-квалификационного
состава работников 44
2.1.5. Маркетинг, менеджмент, реклама 45
2.2. Финансовый анализ деятельности учреждения
2.2.1. Анализ динамики экономических показателей 48
2.2.2. Анализ баланса 50
2.2.3. Анализ затрат на производство услуг 56
2.2.4. Анализ финансирования 59
3. Финансовое планирование учреждений здравоохранения
на примере Республиканской офтальмологической
клинической больницы
3.1. Состояние финансового планирования 65
3.2. Совершенствование финансового планирования в ЛПУ 74
Заключение 91
Список литературы 96
Приложения 99

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование и анализ финансирования бюджетной организации.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

Характеристика финансовых условий

Доходы организации

Расходы организации

Прогнозная финансовая отчетность

 

Бюджет денежных средств

Общая потребность в  капитале

Потребность во внешнем  финансировании

  • Учетная политика
  • Система управленческого контроля

Как легко видеть, финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию; кроме того, для его разработки требуются усилия различных подразделений организации.

 

1.2. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ 

           ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

 

Планирование является одним из важнейших видов экономической работы в учреждениях здравоохранения. В современных условиях ее удельный вес в общем объеме экономических служб несколько снижается. Однако это происходит не из-за реального уменьшения объемов планирования, а в силу увеличения объемов других работ. Значимость планирования по-прежнему велика.

Среди основополагающих категорий планирования  одно из центральных мест принадлежит категории "цели" и "задачи". Цель характеризует  конечный результат или состояние  динамического процесса, на достижение которых направлена человеческая деятельность.

С этой позиции цели планирования  здравоохранения остаются неизбежными  при любых  общественно-экономических  условиях и отражают сущностные характеристики процесса планирования применительно  к конкретному объекту ( в данном случае  к здравоохранению и его элементам). Поэтому можно утверждать, что произошедшие в последние годы общественные перемены не изменили цели планирования здравоохранения, которые заключаются в выработке стратегии управления отраслью на основе глубокого и всестороннего анализа, проведения мер по обеспечению оптимального использования всех ресурсов для достижения более полного удовлетворения потребности населения в медицинской помощи.

Задачи - это конкретные осознанные проблемы, которые должны быть разрешены для достижения поставленных целей.

Задачи планирования здравоохранения отражают проблемы, обусловленные современным состоянием отрасли, методов и инструментария планирования, а также существующими  общественными отношениям. Поэтому задачи планирования здравоохранения не могут оставаться неизменными по мере развития отрасли, процесса в научных методах планирования, изменения общественных отношений.

Планирование является одним из методов управления развитием  отрасли и как сложная социально-экономическая категория может рассматриваться с различных сторон. С технологической точки зрения планирование заключается в разработке системы планов, отражающих различные стороны деятельности медицинских учреждений или развития здравоохранения отдельной территории, сети. Но существует и социально-экономическая сторона планирования, заключающаяся в учете при планировании не только общественных законов развития, но и экономических и иных интересов здравоохранения. Действительно, планирование - это мощный рычаг, эффективное средство решения стоящих перед медицинским учреждением задач. А трактовка этих задач напрямую связана с экономическими интересами медицинских учреждений.

Основные задачи планирования развития здравоохранения на современном  этапе заключаются в следующем:

  • обеспечить снижение удельной затратности оказания медицинской помощи;
  • оптимизировать структуру и размещение медицинских учреждений;
  • снабдить медицинские учреждения реальным экономическим инструментом, позволяющим находить грамотные управленческие решения;
  • способствовать выработке рационального хозяйственного механизма отрасли;
  • содействовать распространению прогрессивных форм оказания                  медицинской помощи,
  • содействовать научно-техническому прогрессу и т. д.

Общая схема планирования учреждений здравоохранения в новых условиях хозяйствования может быть представлена в следующем виде;    

 — Определение  основных целей и функций медицинского  учреждения (стационарная или амбулаторная  помощь; консультативная или лечебная; специализация и т. д. );

  — Определение  видов и объемов медицинской  помощи, оказание которых  ведет к достижению поставленных целей (методы лечения, виды  диагностики и т. д. );

— Формирование структуры  ЛПУ (состав подразделений, системауправления);

— Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых        ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения;

— Расчет предполагаемых поступлений средств;

— Корректировка плановых показателей;

   — Определение  показателей, наиболее полно и  точно характеризующих          степень достижения целей и которые необходимо поэтому  стимулировать.

Доведению нормативов и  других плановых показателей должна предшествовать большая подготовительная работа. Должны быть учтены следующие  основные данные:

  • половозрастная структура населения, являющаяся одним из основных факторов, определяющих уровень заболеваемости населения;
  • уровень заболеваемости, определяемый кроме половозрастного состава экологическими, социально-экономическими и иными условиями;
  • уровень обращаемости, связанный с уровнем заболеваемости, удаленность медицинских учреждений, сложившимися традициями обращения в медицинские учреждения и т. д. ;
  • реальные и предполагаемые потоки больных в данное ЛПУ, а также в другие близлежащие медицинские учреждения, центральные городские, областные, специализированные ЛПУ;
  • влияние расселенности населения и наличия транспортных путей на возможные изменения потоков больных;
  • финансовые затраты на лечение больных в других ЛПУ по сравнению с затратами на лечение в данном ЛПУ  и т. д.

В перспективе планирование должно опираться на объемы работ, обусловленные  не только уровнем заболеваемости, но и схемами лечения тех или  иных заболеваний на основе клинических  минимумов или медико-экономических  стандартов, определяющих технологию лечения основных заболеваний, включая виды и количество диагностических исследований, анализов, процедур и т. д.

Нужно отметить, что вышесказанное  далеко не исчерпывает всех особенностей планирования здравоохранения на современном  этапе. В частности следует обратить внимание на проблему увязки планов с их реальным ресурсным обеспечением. Бесспорным достоинством прежней системы планирования было то, что планы сметы расходов имели гарантированное финансовое обеспечение и т. п. рассчитывались с учетом финансовых возможностей общества, а с другой стороны, благодаря устойчивости финансовой системы  централизованному характеру финансирования здравоохранения, когда размер ассигнований на содержание медицинских учреждений не зависел от  состояния местных бюджетов. 

Однако, ухудшение экономического состояния общества и изменение  системы финансирования (когда основным источником финансирования становятся местные  бюджеты и средства ОМС) со всей наглядностью показали, что  существующая система  планирования сама по себе не способна гарантировать ресурсное обеспечение планов. И тем не менее эта проблема при традиционной системе планирования с финансовой точки зрения может решаться довольно эффективно. Для этого достаточно, исходя из финансовых возможностей территории, пересмотреть в сторону уменьшения нормативы потребности населения в койках, врачебных должностях и т. д. На практике же это решается еще проще: сокращаются койки и врачебные ставки, что автоматически обеспечивает снижение на определенную величину затрат медицинского учреждения. Естественно, что при этом ухудшается доступность медицинской помощи - она приносится в жертву в первую очередь.

При новой системе планирования проблема ресурсного обеспечения планов разрешается не так просто. Поскольку  затраты определяются в основном исходя из объемов работ, а не количества коек, то уменьшение количества коек не ведет к прямо пропорциональному снижению количества должностей медицинского персонала, соответственно, затрат. Основные пути снижения затрат в такой ситуации - уменьшение объемов оказываемой медицинской помощи и удешевление лечения. И если при традиционной системе планирования снижение доступности медицинской помощи из-за ограниченности финансовых ресурсов обнаруживает себя опосредованно, то при  новой системе планирования эта проблема проявляет себя со всей очевидностью.

К сожалению, в нынешних условиях система  финансирования здравоохранения, несмотря на декларируемость новых принципов, осталась по сути прежней, не учитывающей  реального уровня заболеваемости и ресурсов, необходимых для их снижения. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что медицинские учреждения ориентируются на объемы работы, обусловленные не потребностью населения в медицинской помощи, а обеспеченные финансированием. Поэтому исходя не из уровня заболеваемости, а на основании финансовых прогнозов планируются объемы оказываемой медицинской помощи, производственные мощности, штаты и т. д.

 

1.3. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ   ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ  УЧРЕЖДЕНИЙ В  УДМУРТИИ 

 

Финансы учреждений здравоохранения - это система денежных отношений, выражающих формирование (доходы) и  использование (расходы) денежных фондов в процессе их кругооборота, а финансовый план лечебно-профилактического учреждения - это баланс ее расходов и доходов. Финансовая система здравоохранения республики Удмуртии включает в себя финансы различных уровней и фондов, в том числе и социального назначения. Ее можно упрощенно представить в виде следующей схемы: (рис. 1. 1).

 

Министерство здравоо-      Министерство


хранения         финансов


Банки         ЛПУ   Удмуртский            территориальный


Медицинские лизин-       фонд обязатель-       говые компании        ного медицинского           страхования


          __________


          Страховые


          компании       Факторинговые   __________


       фирмы 


 

Рис. 1.1   Финансовая схема здравоохранения в Удмуртии

 Взаимосвязи всех субъектов особенно четко прослеживаются при анализе  источников финансирования лечебно-профилактических учреждений Удмуртии (рис. 1.2).


Средства бюджета


Средства обязатель-       Средства от хозяй-


ного медицинского      Финансы ЛПУ  ственной (платной)


страхования (ОМС)       деятельности, пос-          тупающие в ЛПУ



Прочие источники средств,

разрешенных законодательством

   


 

Рис. 1.2.   Схема источников формирования финансовых средств 

           в ЛПУ УР

Органы управления здравоохранением должны перечислять средства бюджета  в ЛПУ на следующие цели:

— покрытие расходов на содержание ЛПУ (хозяйственные расходы,           текущий ремонт);

— развитие материально-технической  базы.

Страховые медицинские  компании по системе ОМС перечисляют  в ЛПУ средства на оплату фактически оказанной населению медицинской помощи по Удмуртской системе ОМС, которые используются на покрытие расходов по обеспечению медицинского процесса.

Система ОМС предусматривает  перечисление работодателем 3,6 % от фонда  оплаты труда (из них 3,2 % в территориальный  фонд и 0,2 %- в федеральный). За неработающее население взносы выплачивают местные власти. В минувшем 2002 году на каждого неработающего приходилось 4 рубля. На нынешний 2003 год запланировано 100 рублей. Каждый застрахованный получает полис ОМС и вправе рассчитывать на получение медпомощи в объеме базовой программы ОМС. При обращении застрахованного в медучреждение все регистрируется, а по окончании месяца выставляется счет-реестр страховой компании, которая возмещает расходы, произведенные лечебным учреждением. Это так должно быть.

В Удмуртии же существует иная схема: страховые компании выполняют  по сути роль агента. Они заключают  договор, выдают полисы, осуществляют защиту прав застрахованных. А удмуртский территориальный фонд ОМС (УТФОМС) аккумулирует средства и распоряжается ими. Хотя, по закону,  терфонд должен выполнять функцию сборщика налогов и перечислять денежные средства по так называемому душевому нормативу в страховые компании согласно количеству застрахованных  и половозрастному коэффициенту, а уже страховая компания рассчитывается с медучреждением. В нашей республике по ОМС работают шесть страховых компаний: "Медицина"; "Удмуртия"; "Ижмедстрах"; "Кредо"; "Центр медицинского страхования"; "Стелла", объединенные в Ассоциацию страховых организаций. По оценке некоторых специалистов, сложившаяся в Удмуртии система не совсем эффективна: страховая компания как более мелкое звено в этой цепи может и должна более целенаправленно и качественно распоряжаться поступающими средствами.

Информация о работе Планирование и анализ бюджетной организации