Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:31, курсовая работа
Целью написания данной дипломной работы является оценка финансового планирования учреждений здравоохранения на примере Республиканской офтальмологической клинической больницы и пути его совершенствования. Пути достижения цели: анализ хозяйственно-экономической деятельности больницы, анализ уровня финансирования, анализ источников финансирования.
Введение 3
1. Финансовое планирование учреждений здравоохранения
1.1.Финансовое планирование 6
1.2.Основы финансового планирования учреждений
здравоохранения в новых условиях 11
1.3.Особенности финансового планирования
лечебно-профилактических учреждений в Удмуртии 17
1.3.1.Методы финансового планирования ЛПУ 21
1.3.2.Этапы финансового планирования ЛПУ в УР 24
1.4. Сметное планирование учреждения здравоохранения УР 26
2. Технико-экономическая характеристика и анализ деятельности Республиканской офтальмологической клинической больницы
2.1. Характеристика учреждения
2.1.1. История создания, цели и задачи учреждения 36
2.1.2. Организационно-правовые основы и структура
учреждения 38
2.1.3. Организационная структура управления учреждения 41
2.1.4. Характеристика профессионально-квалификационного
состава работников 44
2.1.5. Маркетинг, менеджмент, реклама 45
2.2. Финансовый анализ деятельности учреждения
2.2.1. Анализ динамики экономических показателей 48
2.2.2. Анализ баланса 50
2.2.3. Анализ затрат на производство услуг 56
2.2.4. Анализ финансирования 59
3. Финансовое планирование учреждений здравоохранения
на примере Республиканской офтальмологической
клинической больницы
3.1. Состояние финансового планирования 65
3.2. Совершенствование финансового планирования в ЛПУ 74
Заключение 91
Список литературы 96
Приложения 99
Изменение затрат показывает насколько эффективно ими распоряжаются. Если абсолютное изменение больше 1, то использовано больше средств, чем было запланировано. Данные таблицы 2.7. показывают, что в 2001 году так было с медикаментами (на 40 % больше), питание (на 10 % больше), оборудование ( на 100 % больше). В результате чего 2001 год закончили с перерасходом на 30 %.
Если абсолютное изменение меньше 1, то запланировано было больше, чем необходимо. В 2002 году использовали меньше на приобретение оборудования (на 3 %). Причины влияющие на изменение затрат можно назвать разные - это и инфляция, и уменьшение или увеличение материалоемкости, а также востребованность конкретных затрат.
2.2.4. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Финансирование бюджетных учреждений здравоохранения состоит в предоставлении им средств бюджета на текущее содержание. Расходы на здравоохранение ежегодно предусматривают в бюджетах всех уровней: в федеральном, субъектов Федерации, местных. Принципиально важным для оценки предусматриваемых объемов расходов на здравоохранение является переход к планированию расходов не на основе заявленных потребностей ведомства, а исходя из реальных возможностей бюджета. Основную нагрузку по финансированию массовой сети ЛПУ и проведению мероприятий в области здравоохранения несут субъекты Федерации. Бюджет субъекта Федерации в соответствующем финансовом году должен обеспечить функционирование учреждений здравоохранения, находящихся в собственности данного субъекта Федерации; перечисление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения, выполнение государственных целевых программ и мероприятий. Формирование расходов бюджета на здравоохранение каждым субъектом Федерации осуществляется самостоятельно.
Действующий механизм финансирования обеспечивает широкую самостоятельность учреждениям здравоохранения в использовании дополнительных финансовых источников. На сегодняшний день в Республиканской офтальмологической клинической больнице существуют следующие источники финансирования:
Расходование средств производится в строгом соответствии с показателями, утвержденными по смете учреждения.
Общая сумма изучения результатов финансовой деятельности учреждения в разрезе источников финансирования и подразделений может быть представлена в форме, приведенной в таблице 2.8. Расходную часть таблицы целесообразно заполнять в двух вариантах по фактическим и кассовым расходам.
Таблица 2.8.
Анализ финансовой деятельности РОКБ за 2002 год, тыс. руб.
| ||||
Подразделения |
бюджет |
ОМС |
Платные услуги |
всего доходов |
Стационар Поликлиника Центр профилактики и лечения близорукости |
2440,0 1590,0
555,0 |
6320,0 3770,0
665,0 |
2385,0 1198,0
1071,0 |
11145 6558
2291 |
Итого |
4585,0 |
10755,0 |
4654,0 |
20024 |
Продолжение таблицы 2.8.
Расходы (фактические) | |||||
Подразделение |
бюджет |
ОМС |
Платные услуги |
Итого |
Прибыль (+) убыток(-) |
Стационар Поликлиника Центр профилактики и лечения близорукости |
3020 1920
739 |
6855 4120
1156 |
1031 1326
1033 |
10906 7366
2928 |
+ 239 - 808
- 637 |
Итого |
5679,0 |
12131,0 |
3390,0 |
21200 |
- 1206 |
Расходы (кассовые) | |||||
Подразделение |
Бюджет |
ОМС |
Платные услуги |
Итого |
Прибыль (+) Убытки (-) |
Стационар Поликлиника Центр профилактики и лечения близорукости |
3851 1865
874 |
6160 2981
512 |
1031 1326 1
1033 |
11042 6172
2419 |
+ 103 + 386
- 128 |
Итого |
6590 |
9653 |
3390 |
19633 |
+ 361 |
Как видим, фактические
расходы РОКБ оказались выше доходов,
что свидетельствует о
Финансирование статей сметы в основном должно идти за счет республиканского бюджета. Так как финансовых поступлений из него идет очень мало и несвоевременно, основную финансовую нагрузку несет ФОМС, который оплачивает счета регулярно.
Для медицинского учреждения большое значение имеет способ (форма) финансирования. Если раньше применялись преимущественно две формы _ денежное финансирование и прямые централизованные поставки оборудования, медикаментов, то теперь достаточно распространенным является финансирование методом взаимозачетов, векселями. Анализ структуры финансирования приведем в таблице 2.9.
Таблица 2.9.
Структура финансирования по способам (тыс. руб.)
Способ финанси- Бюджет
рования Сумма % Сумма % Сумма % Сумма %
Денежное 2219 48,4 8099,0 75,3 4365,0 93,8 14683,0 73,4
Взаимозачеты 1481 32,3 1248,0 11,6 289,0 6,2 3018 15,1
Векселя 885 19,3 1408,0 13,1 — 2293 11,5
Итого 4585,0 100 10755,0 100 4654,0 100 20024 100
В целом вексельная форма
финансирования и взаимозачеты не выгодны
медицинским учреждениям и их
удельный вес необходимо стремиться
сводить к минимуму. Тем не менее,
в ряде случаев эти формы
Взаимозачеты невыгодны для учреждения (особенно по бюджету) тем, что поскольку они приходятся в основном на коммунальные платежи, то это не позволяет выделить необходимые средства на оплату труда, медикаменты, приобретение оборудования и другие цели, оказывающие наибольшее влияние на результаты медицинской деятельности.
Тем более, что при взаимозачетах часто идет завышение цен поставщиками. Поэтому лучше всего использовать взаимозачеты для покрытия старых долгов, когда медицинское учреждение приобретало товары у поставщиков ориентируясь на среднерыночные, а не навязываемые ему цены.
Векселя же при их реализации не позволяют получить полной стоимости, к тому же могут возникнуть трудности с самой их реализацией.
Теперь рассмотрим соотношения фактических и кассовых расходов в таблице 2.10.
Таблица 2.10.
Соотношение фактических и кассовых расходов (тыс. руб.)
источник финансирования |
фактические расходы |
кассовые расходы |
разница (кредиторская задолженность) |
Бюджет ОМС Платные услуги |
5679 12131 3390 |
6590 9653 3390 |
- 911 2478 - |
Итого |
21200 |
19633 |
1567 |
Анализируя таблицу мы видим, что по бюджету кассовые расходы превышают фактические, это объясняется тем, что произошло погашение долгов прошлого года, из-за несвоевременного финансирования. Для того, чтобы более четко представить себе финансовую картину сопоставим фактические расходы с объемом финансирования (доходами) в таблице
2.11.
Таблица 2.11.
Соотношение объемов финансирования и фактических расходов, тыс. руб.
источник финансирования |
финансирование |
фактические расходы |
разница |
Бюджет ОМС Платные услуги |
4585 10766 4654 |
5679 12131 3390 |
- 1094 - 1376 1264 |
Итого |
20024 |
21200 |
- 1206 |
Данная таблица показывает, что расходы по бюджету и ОМС превышают сумму финансирования, что и является главной причиной реального наличия (увеличения) кредиторской задолженности.
Финансовый анализ важен не только для определения стратегии деятельности самих медицинских учреждений, но и для организации контроля со стороны вышестоящих органов, ОМС и страховых медицинских организаций за рациональностью использования средств, для оценки эффективности действующего хозяйственного механизма в целом.
3. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ.
3.1. СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Финансовое планирование для учреждений здравоохранения не рассмотрено в печатных изданиях, поэтому в каждом ЛПУ самостоятельно ищут пути развития, объемов оказания медицинской помощи, их ресурсного обеспечения и в итоге построения финансовых планов (смет). В РОКБ данные задачи становились в 1991/92 годах, когда стала рушиться система бюджетного финансирования; система гарантированного поступления медикаментов и мягкого инвентаря; система ежедневного выделения продуктов питания. Организация работы больницы в эти годы, в частности, потребовала оформления юридического лица и принятие Устава в 1994 году, разработки новых форм договоров, расчета себестоимости и прибыли, определение ценовой политики, становление практики платных услуг.
Планирование является одним из методов управления развитием здравоохранения и важным является его методология, определяющая схему построения финансовых планов и смет медицинских учреждений.
В этой ситуации финансовое планирование сводится к выполнению спущенных сверху смет и использованию в пределах сметы финансовых, материальных и кадровых ресурсов и их возможностей. Таким образом, мы видим, что существующая система планирования, в том числе и финансовое планирование медицинских учреждений обладает рядом недостатков, которые сегодня пытаются решить сотрудники НИИ имени Семашко. Они предлагают поэтапный переход к новой системе планирования в рамках бюджетно-страховой медицины.
В условиях реформы здравоохранения возрастает роль управления и планирования любым лечебным учреждением в связи с высокой динамичностью внешних условий, резким ограничением ресурсов на восстановление издержек, тем более на развитие учреждения и коллектива.
Каждый руководитель, начиная с главного врача, кончая руководителями первичного звена - заведующими отделениями и старшими сестрами, должны четко на любой момент времени знать ответ на 4 основных вопроса управления:
— Что делать - определить систему целей, к которым необходимо вести коллектив единомышленников, заранее просчитать ресурсы, необходимые для их достижения.
— Кто будет делать - четкое и конкретное определение исполнителей.
— За что исполнители будут работать - разработка критериев оценки труда, системы стимулирования.
— Каким образом - определение необходимых объемов информации, ее сбор, передача заинтересованным лицам, подготовка управленческих решений, контроль за их исполнением.
За каждым вышестоящим вопросом управления стоит работа по планированию. То есть прежде чем что-то определить, нужно четко знать свои резервы и возможности. А основным принципом планирования здравоохранения должно стать обеспечение соответствия реальных финансовых ресурсов, выделяемых обществом на нужды здравоохранения должно стать обеспечение соответствия реальных финансовых ресурсов, выделяемых обществом на нужды здравоохранения из всех источников, и объема государственных гарантий предоставления населению бесплатной для него медицинской помощи. Планирование должно осуществляться на основе финансовых нормативов на оказание определенной единицы медицинской помощи (койко-дня, посещения, вызова скорой помощи). Необходимо, чтобы нормативы отвечали реальным затратам на оказание медицинской помощи в условиях рачительного хозяйствования.
Информация о работе Планирование и анализ бюджетной организации