Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:08, реферат
Вопрос о правительстве 50х годов XVI в и характер его политики традиционно связывается с вопросом о "избранной раде”. Полемика по вопросу о том, что такое “избранная рада”, интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов велась многими учеными. Существует несколько точек зрения на “избранную раду".
Введение....................................................................................3
Реформы "Избранной рады"...................................................17
1.1 Первые реформы Избранной рады..................................16
1.2 Реформы в период 1549 - 1556 гг.....................................19
1.3. Реформы в период 1556 - 1560 гг....................................33
Заключение...............................................................................35
Список литературы.................................................................39
Оглавление
Введение......................
Реформы "Избранной рады"..............
1.1 Первые реформы
Избранной рады..........................
1.2 Реформы в
период 1549 - 1556 гг............................
1.3. Реформы
в период 1556 - 1560 гг............................
Заключение....................
Список
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о правительстве 50х годов XVI в и характер его политики традиционно связывается с вопросом о "избранной раде”. Полемика по вопросу о том, что такое “избранная рада”, интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов велась многими учеными. Существует несколько точек зрения на “избранную раду". Первая из них ведет свое начало от самого Ивана Грозного, который в посланиях к Курбскому охарактеризовал Сильвестра и Адашева как последовательных проводников боярско-княжеской политики, а время господства Сильвестра и Адашева - как наибольший расцвет власти бояр и княжат. Власть, захваченная Сильвестром, держалась на поддержке боярского сословия и на обмане царе. Бояре выдвигали Сильвестра, зная его самомнение, и посредством этой его черты характера проводили свои дела, уничтожая все, что было создано дедом и отцом Грозного. Во время правления “избранной рады” удалось ввести порядки времен Василия Темного.
"Воспомяни убо реченное во Иове: "обшед землю и прохожю поднебесную", тако и вы хотесте с попом Селиверстом, и с Олексеем с Адашевым, и со всеми своими семьями под ногами своими всю Русскую землю видети: бог же дает власть, ему ж хощет.
Писал еси, что яз разтлен разумом, яко ж ни в языцех имянуемо, и я таки тебя судию и поставлю с собою: вы ли разтленны или яз? Что яз хотел вами владети, а вы не хотели под моею властию быти и яз за то на вас опалялся? Или вы разтленны, что не токмо не похотесте повинны мне быти и послушны, но и мною владеете, и всю власть с меня сияете, и сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел"1.
В то же время сам Курбский в своем ответном письме пишет следующее:
"А мог бы еси и воспомянути на то, яко во время благочестивых твоих дней вещи тобе по воле благодати ради божий обращалнся за молитвами святых и за избранным советом нарочитых синглитов твоих…2"
Из слов Курбского понятно, что он не считает деятельность "избранной рады" направленной на вред, как царю, так и всей Руси. Однако существуют и другие точки зрения по данному вопросу, например выдвинутая И.Н. Ждановым. Он уделяет большое внимание деятельности Сильвестра и Адашева и высказывается против традиционного взгляда на “избранную раду”. По его мнению основной задачей “избранной рады” является устройство “Стратилатских чинов”, как выражался Курбский, т.е. организация служивого сословия. “Избранная рада” играла видную роль, борясь за переход княжеской и вотчиной Руси в Русь царскую и поместную.
И.Н. Жданов впервые в
историографии перенес вопрос
об “избранной раде” в
Блеск
побед, одержанных над вековыми врагами
татарами, приобретение новых богатых
земель для русского хозяйства и
Волжского пути для русской торговли
– всё это можно отнести
к заслугам первого российского
царя и его Избранной рады. Итак,
в 1552 году была взята Казань; в 1556 году
была присоединена Астрахань, а в 1557
году – Чувашия и большая часть
Башкирии добровольно вошли в
состав России. Также зависимость
от России признала Ногайская орда.
Присоединение Казани и Астрахани
открыло возможности для
Для того, что бы ответить на вопрос, что же из себя представляла избранная рада я решил взять за источник двух известных советских ученных докторов исторических наук А.А. Зимина и Р.Г. Скрынникова, которые в своих трудах достаточно подробно описывают период царствования Ивана IV Грозного. В качестве источников я решил взять книгу А.А. Зимина "Реформы Ивана VI Грозного очерки социально-экономической и политической истории России середины XIV века", и книгу Р.Г. Скрынникова "Иван Грозный".
Взгляд на "Избранную раду" Р.Г. Скрынникова. В своей "Истории о великом князе Московском" Андрей Курбский упомянул о том, что при Сильвестре и Адашеве делами государства управляла Избранная рада. Если верить письмам Грозного, правящий круг состоял сплошь из изменников-бояр. По Курбскому, в Избранную раду входили мудрые мужи. Несмотря на то что "История" нисколько не уступала по тенденциозности письмам царя, предложенный ее автором термин "Избранная рада" получил признание.
Традиционное толкование текста Курбского сводится к тому, что после московского пожара 1547 г. к власти пришли Сильвестр и Адашев. Они отогнали от царя "ласкателей" и образовали правительство Избранной рады, которое провело реформы. Такое толкование не согласуется с фактами. В тексте письма мы находим следующее:
"…и яко потом, егда прельстили тя презрелые и прелукавые ласкатели, пагубники твои и отечества своего, яко и что приключилося и яковые язвы, от бога пущенные, глады, глаголю, и стрелы поветренные, и последи мечь варварский, мститель закона божия, и преславутаго града Москвы внезапное сожжение, и всея Руские земли спустошение, и что наигоршаго и срамотънейшаго — царьские души опровержение и в бегство плечъ царьских, прежде храбрых бывших,4"
В рассказе о раде имена "ласкателей" не названы. Но из дальнейшего повествования следует, что главными "ласкателями" Курбский считал "шурьев" государя Захарьиных. Их он называл нечестивыми губителями всего Святорусского царства, замечая при этом, что выше он "многажды рехом" (много раз говорил) о них. Причины раздражения боярина вполне понятны. Именно Захарьины оклеветали Сильвестра и Адашева и отстранили от власти мудрых мужей, к которым князь Андрей причислял и себя. Падение рады раз и навсегда погубило карьеру Курбского. Боярин бежал из России до опричнины, а значит, опричные "ласкатели" не могли причинить ему столько же зла, сколько Захарьины.
Историю рады невозможно связать ни с пожаром 1547 г., ни с удалением "ласкателей". Захарьины не только не лишились влияния после пожара, но, напротив, вошли в силу. Ни о какой замене "ласкателей" мудрыми мужами — радой — не было и речи. Приходится признать, что путаный рассказ Курбского может дать лишь превратное представление о правительстве реформ середины XVI в.
В отличие от Избранной рады Ближняя дума была реальным учреждением, действовавшим на протяжении многих лет. Для решения текущих дел власти собирали немногих "ближних людей", имевших прямое отношение к повестке дня. В критической ситуации Ближнюю думу собирали в полном составе, о чем свидетельствуют следующие факты.
1 марта 1553 г. присягу принесли "ближние люди": бояре (князья Иван Мстиславский, Владимир Воротынский и Дмитрий Палецкий, а также Иван Шереметев, Михаил Морозов), дети боярские в думе (Алексей Адашев и Игнатий Вешняков), дьяк (Иван Висковатый), а вместе с ними бояре Данила Романов-Захарьин и Василий Юрьев-Захарьин. Двое "ближних людей" (боярин Дмитрий Курлятев-Оболенский и печатник Никита Фуников) отсутствовали по болезни. Тем же самым лицам, исключая умершего Воротынского, поручено было через год произвести розыск об измене боярина князя Семена Ростовского. Полное совпадение двух списков подтверждает, что Ближняя дума была постоянным учреждением с определенным составом. Именно ей предстояло управлять Россией за малолетнего Дмитрия.
Внутри Ближней думы места распределялись в строгом соответствии с местническими порядками. В обоих случаях список Ближней думы заканчивает имя дьяка Висковатого, а ниже названы имена двух бояр Романовых — братьев царицы. То, что кажется мелочью на первый взгляд, в действительности имело первостепенное значение. Как видно, Захарьины не принадлежали к составу Ближней думы в 1553-1554 гг.
В 1553 г., имея время, чтобы обсудить с боярами состав опекунского совета, Иван IV был лишен такой возможности из-за "огненной лихорадки" и беспамятства. По этой причине функции опекунского совета взяла на себя Ближняя дума, к которой присоединились Захарьины. Подобного рода узурпация власти "ближними людьми" без надлежащей санкции Боярской думы вызвала большое негодование высшего боярского руководства.
Василий
III назначил главой опекунского совета
удельного князя Андрея Старицкого.
В полном соответствии с традицией
князь Владимир Андреевич, как брат
царя Ивана, имел все основания стать
во главе нового опекунского совета.
Однако княжичу Владимиру едва исполнилось
двадцать лет, и ему недоставало
политического опыта и
Его мать Евфросинья помнила историю Софьи Палеолог, которая устранила законного наследника престола Дмитрия-внука и доставила трон отцу Грозного, удельному князю Василию. Она намеревалась, следуя по пути Софьи, посадить на трон своего сына. Именно по этой причине Старицкие упорно отказывались принести присягу "пеленочнику".
Захарьины употребили все средства, чтобы расстроить интригу Евфросиньи. У них была влиятельная родня в Ближней думе. Боярин Иван Большой Шереметев был однородцем Захарьиных, а бояре Михаил Морозов и Василий Юрьев были женаты на родных сестрах. Ставленниками Захарьиных были печатник Фуников и дьяк Висковатый.
Василий III назначил душеприказчиками почти всю думу, самых влиятельных ее членов. К моменту болезни Ивана IV в думе числился 31 боярин. Из них только шесть бояр, не считая Захарьиных, попали в число душеприказчиков умирающего Ивана IV.
Наибольшим влиянием в думе пользовался род князей Шуйских-Суздальских, к которому принадлежали Иван Михайлович, Петр Иванович и Федор Скопин-Шуйские, а также покоритель Казани Александр Горбатый. Все они остались вне опекунского совета. У Шуйских была причина негодовать на опекунов.
В регентский совет не попала влиятельная родня княгини Евфросиньи Старицкой-Хованской (бояре князь Петр Щенятев, Федор Куракин, Михаил Голица и его сын Юрий Голицын). Не у дел остались князья Семен Микулинский и Иван Пронский, Иван Воронцов, конюший Иван Федоров-Челяднин.
Оправившись от болезни, царь Иван поехал с семьей на богомолье в Кириллов монастырь. Свою первую остановку царская семья сделала в Троице-Сергиевом монастыре. Там государь долго беседовал с иноком Максимом Греком. Максим Триволис советовал Ивану отложить поездку на север и взять на себя заботу о помощи семьям воинов, павших под стенами Казани.
Власти Троице-Сергиева монастыря проявляли особый интерес к непрекращавшейся войне с казанцами. До возвращения монарха из путешествия на Белоозеро келарь обители Адриан Ангелов написал "Повесть о взятии Казани". Государь, читаем в повести, обязан спасать "от зол" подданных, а те должны беспрекословно повиноваться ему. Послушание подданных — вот главный вопрос, вот что поглощало помыслы самодержца в то время. Повесть включала царскую речь по этому поводу: подданным подобает "имети страх мой (государев) на себе и во всем послушливым быти" и "страх и трепет имети на себе, яко от Бога ми (монарху) власть над ними и царъство приемъше, а не от человек". Слова наставников о божественном происхождении царской власти были созвучны настроениям монарха, и он искал пути практического осуществления этой достойной идеи.
По пути в Кириллов царь заехал в Николо-Песношский монастырь и виделся там с племянником Иосифа Волоцкого иноком Вассианом Топорковым. Вассиан был любимцем Василия III и получил от него сан епископа Коломенского. После переворота, совершенного Шуйскими в 1542 г., он лишился кафедры. Обличение боярского самовольства — эта тема была одинаково близка царю и низложенному епископу. Будучи в келье у Вассиана, самодержец спросил: "Како бы могл добре царствовати и великих сильных своих в поспешестве имети?" Если верить Курбскому, старец отвечал: "И аще хощеш самодержцем быти, ни держи собе советника ни единаго мудрейшиго собя". Курбский называл мудрейшими мужами членов Избранной рады. Совет не держать мудрых советников равнозначен был совету избавиться от опеки мудрой рады. Топорков снискал известность как сторонник сильной монархической власти. Прошло много лет, прежде чем Иван IV смог последовать советам инока.