Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:08, реферат
Вопрос о правительстве 50х годов XVI в и характер его политики традиционно связывается с вопросом о "избранной раде”. Полемика по вопросу о том, что такое “избранная рада”, интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50х годов велась многими учеными. Существует несколько точек зрения на “избранную раду".
Введение....................................................................................3
Реформы "Избранной рады"...................................................17
1.1 Первые реформы Избранной рады..................................16
1.2 Реформы в период 1549 - 1556 гг.....................................19
1.3. Реформы в период 1556 - 1560 гг....................................33
Заключение...............................................................................35
Список литературы.................................................................39
Теперь посмотрим, что же писали в своих трудах иностранные путешественники.
Ричард Ченслор, открывший морской путь в Россию, оставил после себя мемуары, рассказывавшие о Московском царстве. Свежий взгляд первооткрывателя позволил ему выделить в устройстве этого царства самое главное — поместную систему.
"Если человек имеет большие заслуги, то великий князь дает ему ферму или участок земли. За что получивший обязан быть готовым к походу с таким количеством людей, какое назначает князь; он же должен соображать в своем уме, что может дать этот участок и соответственно этомуон обязан поставлять, что положено, когда во владениях великого князяведутся войны. В этой стране нет ни одного земельного собственника20".
Ченслор посвятил несколько страниц описанию этой системы; он с восторгом писал о том, что благодаря поместной системе московский государь имеет великое множество храбрых воинов.
"Если бы русские знали свою силу, никто не мог бы бороться с ними…" — таков был вывод английского путешественника"21.
Поместная система была основой Российского государства. "Известный исследователь С.Б. Веселовский отмечал, что поместная система появилась на Руси внезапно, в конце XV века, и сразу же получила широкое распространение Воину за его службу давали от государя поместье с крестьянами, но это владение оставалось государственной собственностью; помещику причитались лишь платежи, зафиксированные в переписных листах. Поместье было небольшим: молодой воин, "новик", получал не больше 150 десятин земли — около десяти крестьянских хозяйств. Помещики регулярно вызывались на смотры, и если воин вызывал недовольство командиров, то поместье могли отнять; если помещик проявил себя в бою, то "поместную дачу" увеличивали22". Воинские командиры, бояре и воеводы, получали до 1500 десятин, но были обязаны приводить с собой дополнительных воинов — наемных слуг или боевых холопов — по одному человеку с каждых 150 десятин. Дворянин, получавший отставку по старости или из-за ран, имел право на часть поместья, "прожиток". Если сын помещика поступал в службу вместо умершего отца, то он мог наследовать отцовское поместье — но не все, а лишь в тех размерах, которые полагались "новику".
Поместная система позволяла Ивану Грозному содержать армию в 100 тысяч всадников. На Западе не было ничего подобного этой системе. Когда-то, во времена Карла Великого, франкские рыцари тоже владели бенефициями на условиях службы — но тогда не было ни норм "поместных дач", ни служебного распорядка. Кроме того, все это было в далеком прошлом; к XVI веку владения рыцарей покупались и продавались как собственность, а служба за бенефиций отошла в область преданий. Д. Флетчер писал: "число всадников, находящихся всегда в готовности"23, достигало 80 тысяч человек, но в случае необходимости каждый дворянин мог привести с собой одного или двух "боевых холопов"
Судебник 1550 г.
На первом Земском соборе, Иван
IV Грозный принял решение о разработке
нового правового кодекса - Судебника.
В базу был положен предшествующий
Судебник 1497 года. В Судебнике 1550 года
из 100 статей крупная часть посвящена вопросам
управления и суда. В целом пока что сохранялись
старые органы управления (центральные
и местные), но в их деятельность вносились
значительные конфигурации. Таковым образом,
длилось их эволюционное перевоплощение
в рамках формирующегося сословно-представительного
страны. Так, наместники сейчас лишались
права окончательного суда по высшим уголовным
делам, оно передавалось в центр. Судебник,
совместно с тем, расширил деятельность
городовых приказчиков и губных старост:
к ним полностью отошли важнейшие отрасли
местного управления. А их ассистенты
- старосты и "фаворитные люди" - по
постановлению Судебника непременно обязаны
были участвовать в наместничьем суде,
что означало контроль со стороны выборных
от населения за деятельностью наместников.
Значение служилых людей - дворян - поднималось
и тем, что устанавливалась неподсудность
их суду наместников.
Издание Судебника 1550 года было актом
большой политической значимости. Главные
стадии, через которые проходит вновь
издаваемый закон:
1. Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона
2. Приговор царя, формулирующий
норму, которая обязана
Само же составление закона и
окончательная редакция текста делается
в приказах, точнее, казначеями, по приказу
царя выполняющими эту работу. Наконец,
на базе новейших законов составляются
дополнительные статьи Судебника, которые
и приписываются к его
1. Приговором одного царя.
2. Приговором царя с боярами.
3. Устным приказом царя (“государевым словом”).
Вряд ли можно говорить о какой-или
зависимости внедрения той либо другой
законодательной процедуры от содержания
закона. Привлечение либо не привлечение
Боярской думы к дискуссии закона зависело
целиком от конкретных событий момента.
Традиция предписывала роль бояр в обсуждении
новейших законов и для большинства их
отмечено роль бояр в “приговорах” об
издании законов. Дает ли роль бояр в законодательном
процессе основание говорить о дуализме
законодательных органов российского
страны? Можно ли разглядывать царя и Боярскую
думу как два фактора законодательства,
как две самостоятельные политические
силы? Ответ на это может быть лишь отрицательным.
Боярская дума во второй половине XVI века
представляла собой одно из звеньев в
государственном аппарате российского
централизованного страны, и хотя аристократический
состав думы давал ей возможность занимать
позицию защиты княжеско-боярских интересов,
но как учреждение дума являлась царской
думой, собранием советников царя, к выяснению
мнений которых по тем либо другим вопросам
обращался царь, когда он считал это необходимым.
Поэтому созидать в обсуждении закона
в Боярской думе нечто похоже на дискуссия
закона в парламенте - означает совсем
произвольно переносить на Боярскую думу
российского самодержавного страны черты
законодательного учреждения конституционного
страны. Поэтому нельзя созидать в обсуждении
законов в Боярской думе ограничения царской
власти.
Регламентация обхватывает сферы уголовно-правовых
и имущественных отношений. Закрепляется
сословный принцип наказаний и сразу с
этим расширяется круг субъектов преступления
- в него включаются холопы. Существенно
определеннее инсталлируются в законе
субъективные признаки преступления,
разрабатываются формы вины грех – это,
до этого всего, нарушение установленных
норм, предписаний, а также воли сударя,
которая неразрывно связывалась с интересами
страны.
Усиление центральной власти обусловило развитие форм внесудебной ,внеправовой экзекуции. Практика выработала такую своеобразную форму судебного процесса, как “облихование”(ст.52 Судебника 1550 г.) :Если подозреваемого винили в том, что он “ведомо лихой человек”,этого было довольно для внедрения к нему пытки. Обвинение предъявляли 15-20 человек “лучших людей”,детей боярских, дворян, представителей верхушки посада либо фермерской общины. В группе преступлений против личности выделяются квалифицированные виды убийства (“государский убийца”,разбойный убийца),оскорбление действием и словом. В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе, в которой также выделялись квалифицированные виды: церковная,”головная”(похищение людей) татьба, неограниченные юридически друг от друга грабеж и разбой (открытое хищение имущества).
Система наказаний по судебникам усложняется, целью властей становится демонстрация их всевластия над обвиняемым, над его душой и телом. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилованием со стороны сударя. Для наказаний стали характерны жестокость и неопределенность их формулировки (что также служило целям устрашения). Телесные наказания применялись как основной и дополнительный вид. Членовредительные наказания не считая устрашения делали важную символическую функцию – выделение преступника из общей массы, “обозначение” его. В качестве дополнительных наказаний частенько применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид имущественная санкция применялась в вариантах оскорблений и бесчестья (ст 26 “…А крестьянину пашенному и непашенному безчестия рубль, а супруге его бесчестия два рубля. А боярскому человеку молодчему либо черному городскому человеку молодчему безчестия рубль же, а женам их безчестия вдвое. А за увечие указывати крестьянину посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывати за увечие, посмотря по человеку и по увечию.” ) , как дополнительный – при должностных грехах, нарушении прав собственника, земельных спорах и т.Д.. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего. Сохранились прежние формы судебного процесса. Состязательный процесс употребляется при ведении граждансих и менее тяжких дел. По решенному делу трибунал выдавал “правовую грамоту”, с выдачей которой иск прекращался. Розыскной процесс - применялся в более серьезных уголовных делах ( государственные преступления, убийства, разбой и др.) В ходе разбирательства необыкновенную роль игрались такие подтверждения, как поимка с поличным либо собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. В качестве новой процессуальной меры употреблялся “повальный обыск” – массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести функцию ‘облихования” . По приговору суда “облихованный” но не признавший собственной вины преступник мог быть подвергнут тюремному заключению на неопределенный срок. Решенное дело не могло вторично рассматриваться в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило по докладу либо жалобе, допускался лишь апелляционный характер пересмотра. Судебная система состояла из инстанций:1) трибунал наместников (волостей, воевод), 2) приказной трибунал, 3) трибунал Боярской Думы либо великого князя.
Параллельно действовали церковные
и вотчинные суды, сохранялась
практика “смешанных” судов. В централизованной
гос системе судебный аппарат не был разделен
от административного аппарата. Государственными
судебными органами были царь, Боярская
Дума, путные бояре, чины, ведающие отраслевыми
управлениями и приказы. На местах судебная
власть принадлежала наместникам, волостелям,
позднее – губным, земским органам и воеводам.
С15 в. Боярская Дума становится самостоятельным
судебным органом, совмещая эти функции
с управленческими. В качестве суда первой
инстанции Дума разглядывала дела собственных
членов, приказных чинов, местных судей,
разбирала споры о местничестве. Дума
сама могла выходить к сударю с докладом,
прося разъяснения и окончательного разрешения
дела.
Рассмотренные Думой приговоры, поступавшие
из приказов, обобщались в докладной записке,
которая становилась законодательным
актом и именовалась “новоуказной статьей”.
С возрастанием роли письменного судопроизводства
возрастала роль дъяков, стоявших во главе
приказов (в состав Думы вводятся думные
дъяки, возглавлявшие Разрядный, Посольский,
Поместный приказы и Приказ казанского
дворца). Судебные дела обязаны были решаться
единодушно, а в случае отсутствия такового
докладывались царю. Предусматривалось
наказание как для судей, отказавшихся
в принятии жалобы, так и для жалобщиков,
обращавшихся с незаконной жалобой. В
1550 году учреждается Холопий приказ, ведавший
всеми спорами о холопах, оформлявший
крепостные и отпускные грамоты, кабальные
записи.
Местные судебные органы строились как административные органы, по системе “кормлений”. Функции суда делали наместники и волостели. Без их ведома рассматривались лишь тяжкие уголовные преступления. Наместники и волостели назначались князем из бояр на срок либо в наследственную должность. Судебные функции осуществляли княжеские либо боярские тиуны, дворецкие, слободчики, приказчики, посельские, подельщики, доводчики и остальные чиновники. Наместники и волостели должны были докладывать свои решения в вышестоящие суды: сударю, Боярской Думе. Контроль со стороны местного населения осуществляли представители местной администрации: дворский и предводитель. Это правило было закреплено в Судебнике 1550 г. Наместники и волостели были должны являться в вышестоящий трибунал по его требованию: список поводов для такового вызова давал Судебник 1550 г.
Наряду с государственными и вотчинными судами домом стояла группа “данных” либо третейских судов. Эти суды назначались властями в вариантах, когда стороны просили об этом, а данное дело не относилось к числу “приказных”, т.Е. Прямо входящих в компетенцию судебного органа. Такие суды назначались из числа низших чиновников и отрабатывали лишь отдельные стадии судебного процесса. Первые третейские суды возникли в середине 14 века. Они разглядывали частные, но не казенные либо государственные дела. Решения по спорам меж частными лицами основывались на хорошей воле, носили мировой характер.
Рассмотрение вопроса о
В данной роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое колоритное выражение развитие и укрепление централизованного российского страны.
Современники в один голос свидетельствуют, что Иван IV искренне стремился утвердить на Руси правосудие и справедливость. "Фоскарино говорит о том, что царь установил правосудие с помощью простых и мудрых законов"24. Этот царь уменьшил неясности и неточности в законодательстве и судебных процедурах, введя наиболее простую и удобную форму письменных законов, понятных и обязательных для каждого, так что теперь любой мог вести дело без какого-либо помощника, а также оспаривать незаконные поборы в царском суде без отсрочки25". Писавший о взяточничестве русских приказных (и вообще не любивший Россию) Штаден, тем не менее, отдает должное Ивану Грозному: "Он хотел искоренить неправду правителей и приказных страны… Он хотел устроить так, чтобы правители, которых он посадит, судили бы по судебникам без подарков, дач и приносов26".
Дворцовая тетрадь
Неудача попыток удовлетворить
земельный голод дворянства