Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

хозяйственных организаций. Существует известная зависимость  между формами  и

величиной изъятия  в бюджет части прибыли предприятий  и  заинтересованностью

последних в результатах  работы. От того, насколько совершены формы изъятия

в бюджет части прибыли,  зависит  заинтересованность  предприятий  в  лучшем

использовании производственных ресурсов, повышении уровня  рентабельности  и

увеличении прибыли.

     Расходы   бюджета  –  это  экономические   отношения,  возникающие  между

государством, с одной  стороны, организациями учреждениями и гражданами  –  с

другой, в ходе использования  централизованных фондов денежных средств.

    Путем  централизации в  бюджете   части  финансовых  ресурсов  государство

получает возможность  обеспечивать денежными  средствами  общегосударственные

потребности  –  ускоренное   развитие   прогрессивных   отраслей   народного

хозяйства, воспроизводство  квалифицированной рабочей силы, развитие науки  и

техники, обеспечение  обороноспособности страны.

     3.  Посредством   бюджета  национальный  доход   перераспределяется   по

территории, а также  из  производственной  в  непроизводственную  сферу,  для

чего  за  счет  бюджета  создаются   денежные   фонды   для   финансирования

потребностей в  области здравоохранения, образования,  культуры,  управления,

обороны.

     Через   бюджеты  путем  бюджетного   финансирования   перераспределяются

финансовые  ресурсы  между  отраслями  производственной  сферы  в  целях  их

пропорционального развития.

    Пользуясь  бюджетом как основным орудием  перераспределения  национального

дохода, государство  направляет  средства  в  первую  очередь  в  те  отрасли

народного хозяйства  и те экономические районы,  которые  требуют  на  данном

этапе первоочередного  развития,  т.  е.  посредством  бюджета  производится

межтерриториальное  и межотраслевое перераспределение  национального  дохода.

Тем самым соблюдаются  интересы экономического  развития  страны  в  целом  и

интересы пропорционального  развития регионов.

      Через   государственный   бюджет   проходит   финансирование   научных

учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые,  в

свою очередь, являются основой для  развития  прикладной  науки  и  создания

новой техники.  Направляя  через  бюджет  необходимые  средства  в  наиболее

перспективные отрасли  науки, государство  тем  самым  обеспечивает  развитие

производительных  сил страны.

     Все   это  позволяет  координировать  экономическую  жизнь  государства,

рационально размещать  денежные  и  материальные  ресурсы  во  всем  народном

хозяйстве, способствует техническому  прогрессу  и  усиливает  экономический

потенциал государства.

    Большую  роль  в  экономическом  и   культурном  строительстве  на  местах

играет  бюджетное  регулирование.  При   помощи   бюджетного   регулирования

осуществляется в  широком масштабе межтерриториальное распределение  средств,

наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных  бюджетов,

которые являются финансовой базой  территориальных  органов  власти,  и  тем

самым укрепляет  их связь со всей экономикой страны.

    Велика  роль бюджета в непроизводственной  сфере, где он является  главным

источником финансирования.  Именно  через  государственный  бюджет  приходит

финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

      Средства,   мобилизуемые   через   государственный    бюджет,    имеют

первостепенное  значение  для  формирования  и  распределения   общественных

фондов  потребления  (свыше  86  %  от  общей  суммы   общественных   фондов

потребления).

     Как   известно,  основной   формой   распределения   фонда   потребления

национального дохода является распределение по труду. Одновременно с  фондом

оплаты   труда   существуют   общественные   фонды   потребления,    которые

предназначаются для  совместного  удовлетворения  потребностей  и  содержания

нетрудоспособных  членов общества, то  есть  потребления  в  сфере  народного

образования, здравоохранения, социального обеспечения,  жилищного  хозяйства

и др.

    Бюджет  составляется на основе народнохозяйственного   плана.  Все  статьи

бюджета  определяются  показателями  народнохозяйственного  плана,   а   все

расходы производятся в  строгом  соответствии  с  планом.  В  свою  очередь,

бюджетное     планирование     оказывает     активное     воздействие     на

народнохозяйственное  планирование.

     4.  И   наконец,  бюджеты   выполняет   контрольную   функцию,   которая

предполагает  возможность  и  обязанность  государстве  иного  контроля   за

поступлением и  использованием бюджетных средств.

    Государственный  бюджет, являясь основным финансовым  планом  государства,

дает  органам  власти  реальную  экономическую   возможность   осуществления

властных  полномочий.  Бюджет  отражает  размеры   необходимых   государству

финансовых ресурсов и определяет тем  самым  налоговую  политику  в  стране.

Бюджет    фиксирует    конкретные    направления    расходования    средств,

перераспределения национального дохода и внутреннего  валового продукта,  что

позволяет ему выступать  в  качестве  эффективного  регулятора  экономики  и

социальных процессов  в стране. 
 
 

                1.2. Бюджетное устройство и бюджетная  система 

    Бюджетное  устройство определяет организацию  государственного  бюджета  и

бюджетной системы  страны,  взаимоотношения  между  ее  отдельными  звеньями,

правовые основы функционирования бюджетов,  входящих  в  бюджетную  систему,

состав  и   структуру   бюджетов,   процедурные   стороны   формирования   и

использования бюджетных  средств и др.

     Основы  бюджетного  устройства  определяются  формой   государственного

устройства страны, действующими в  ней  основными  законодательными  актами,

ролью бюджета в  общественном воспроизводстве и  социальных процессах.

    Составляющей  частью бюджетного устройства  является бюджетная система.

      Бюджетная   система   –   это   совокупность   бюджетов   государства,

административно-территориальных  образований,  самостоятельных  в  бюджетном

отношении государственных  учреждений и фондов, основанная  на  экономических

отношениях, государственном  устройстве и правовых нормах. Бюджетная  система

является главным  звеном финансовой системы государства.     Схема  бюджетной

системы Российской Федерации приведена на рис. 1. 
 
 

                        Рис. 1. Бюджетная система РФ 
 

     Построение  бюджетной  системы   Российской   Федерации   основано   на

Конституции РФ и  конституциях республик  в  составе  РФ.  В  соответствии  с

Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ  (ст.  10)  бюджетная

система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1) федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

  2) бюджетов субъектов   Российской  Федерации  (региональных  бюджетов)  и

     бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

  3) местных бюджетов.

    В настоящее   время  бюджетная  система   Российской  Федерации  включает:

федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в  составе  РФ,  55

краевых и областных  бюджетов и бюджетов городов Москвы  и  Санкт-Петербурга,

один  областной  бюджет  автономной  области,  десять   окружных   бюджетом,

автономных округов  и около 29 тысяч местных бюджетов  (районные,  городские,

поселковые и сельские бюджеты).

    Консолидированный  бюджет РФ  представляет  собой   свод  республиканского

бюджета  РФ  и  бюджетов  национально-государственных   и   административно-

территориальных   образований.   Этот   бюджет   используется   для    свода

статистических  показателей  и  анализа  показателей  бюджетной  системы,  в

частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных  налогов  в

бюджеты   национально-государственных   и    административно-территориальных

образований. Консолидированный  бюджет  РФ  не  утверждается  законодательным

органом  власти.  Советы  министров  республик  составе  РФ,  исполнительные

органы  субъектов  Федерации  также  составляют  консолидированные  бюджеты,

представляющие собой  свод бюджетов соответствующих территорий.

    Следует  отметить, что в состав федерального  и  территориальных  бюджетов

(бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов) входят  целевые  бюджетные  фонды,

формирующиеся за счет целевых  источников  и  имеющие  целевое  расходование

средств. В числе  таких фондов  –  дорожный,  экологический,  воспроизводства

минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

     Бюджеты,   входящие   в   бюджетную   систему   Российской   Федерации,

самостоятельны и  не  включаются  друг  в  друга,  т.  е.  бюджеты  субъектов

Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а  местные  бюджеты

не включаются в  региональные бюджеты.

     Кроме   федерального  и  территориальных   бюджетов  (бюджетов  субъектов

Российской  Федерации  и  местных  бюджетов),  в  бюджетную  систему  входят

государственные внебюджетные фонды (Пенсионный  фонд  РФ,  Фонд  социального

страхования РФ, Государственный  фонд  занятости  населения  РФ,  Федеральный

внебюджетный  фонд  и  внебюджетные  фонды,   субъектов   РФ   обязательного

медицинского  страхования).   Средства   этих   фондов   по   экономическому

содержанию  и  направленности  их  использования  мало  чем  отличаются   от

бюджетных  средств.  До  1991  г.  они  входили  в  состав  государственного

бюджета, в настоящее  время имеется тенденция включения  внебюджетных  фондов

в  бюджет.  Так,  в  1999  г.  в  бюджет  включены  средства   внебюджетного

Федерального дорожного  фонда РФ. 

               Принципы функционирования бюджетной  системы РФ 

   Функционирование  бюджетной  системы  Российской  Федерации  основано  на

следующих основополагающих принципах:

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства