Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.
| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |
аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют
определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием
бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное
законодательство (комплекс нормативных актов).
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год
ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств,
полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих
расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов
Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя
менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 %
плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона,
особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ
осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов,
выделения бюджетных ассигнований.
5. Местные бюджеты.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и
имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность
составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться
переданными в их
ведение предприятиями и
Местные
бюджеты – один из главных
каналов доведения до
результатов производства. Через них общественные фонды потребления
распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в
известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в
первую очередь
местной и пищевой
продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения
жизнедеятельности населения.
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования
(местный бюджет)
как форму образования и
предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения
местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по
финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их
доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 %
от суммы налогов,
собранных в муниципальном
региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда
лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в
Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного
самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания
работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового
обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля
местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с
28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех
расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру, 42
% - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % -
на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики
финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер
для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон
«О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»,
установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех
субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров
доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему
решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными
бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и
сборы).
Заключение
В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства далека от
идеальной. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходима
реформа налогово-бюджетных
взаимоотношений между
и местными органами власти, но реформа не революционная, а эволюционная,
предполагающая поэтапное решение конкретных проблем, таких как:
·
в использовании бюджетных
потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные
доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы,
повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы;
· не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая
поддержка регионов не имеет четкой стратегии критериев выравнивания
межрегиональных различий;
· разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы
является нестабильным. Возможность ежегодного изменения нормативов отчислений
от федеральных налогов дестимулирует региональные и местные власти развивать
экономическую и налоговую базу территорий;
· распределение финансовой помощи регионам, а внутри регионов –
муниципальным образованиям остается субъективным. Значительная часть
финансовой помощи вообще распределяется без утверждения в соответствующем
бюджете. “ Формализованная” же часть финансовой поддержки фактически
ореинтируется на восполнение превышения расходов над доходами;
· самое же главное в том, что у региональных и местных властей в
рамках действующей
системы нет достаточных
проводить рациональную, “прозрачную” и ответственную бюджетную политику.
Чтобы исправить
сложившееся положение
году была одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в 1999-
2000г.г., а также план график ее реализации.
Концепция предполагает решение ряда задач, в том числе:
- уточнения перечня федеральных, региональных, местных налогов;
- использование единых
и стабильных нормативов
налогов в бюджеты всех уровней;
- разделения финансовой
поддержки на текущую и
- поэтапный переход
к оценке объективных
основе бюджетных нормативов и индексов бюджетных расходов;
- создание стимулов
для реформирования
Эти проблемы в равной
степени относятся и к
бюджетами субъектов Федерации и к межбюджетным отношениям внутри регионов.
Органы власти и управления каждого уровня должны обладать реальной налогово-
бюджетной самостоятельностью и нести полную ответственность за ее
использование. С этой точки зрения в настоящее время в наиболее уязвимом
положении находятся именно органы местного самоуправления. Без радикального
реформирования
учетом региональных особенностей, но в рамках единой стратегии) бюджетное
устройство России не будет по настоящему устойчивым.
Список литературы
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – N 159-ФЗ - 1998г.
2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-
М.:Юнити, 1999
3. Задорнов
М.М. Финансовая политика
реализации// Финансы.- 1999.- N 1с.6
4. Закон Российской
Федерации – О финансовых
самоуправления от 25.09.97г. N 126-ФЗ.
5. Постановление
Правительства РФ – О
межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2000г.от 30.07.98г.N
862.
6. Финансы:
Учебник/ Под ред. А.М.
1. Экономическая
сущность и функции бюджета
государства.
Бюджет - форма образования
и расходования денежных средств
предназначенных для
Бюджет выполняет
следующие функции:
- перераспределение
ВВП;
- государственное
регулирование и
- финансовое обеспечение
бюджетной сферы и
- контроль за образованием
и использованием
2. Дотации, субвенции
и субсидии и трансферты, их
содержание и значение.
Это формы финансовой
помощи вышестоящего бюджета бюджетам
нижестоящих уровней, направленная
на выравнивание бюджетной обеспеченности
регионов и муниципалитетов, доступа
граждан, вне зависимости от места
их проживания, к основным бюджетным
услугам и социальным гарантиям
при одновременном создании стимулов
для проведения на региональном и
местном уровне рациональной и ответственной
налогово-бюджетной политики, развитие
и эффективное исп-е налогового потенциала,
пов. эффективности б. расходов. Дотации
- межбюджетные трансферты, предоставляемые
другому уровню бюджетной системы РФ на
безвозмездной и безвозвратной основе.
Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах на осуществление
определенных целевых расходов. Субсидии
- это бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ, физическому или юридическому лицу
на условиях долевого финансирования
целевых расходов. Трансферты - средства,
предоставляемые одним бюджетом б.с-мы
РФ другому бюджету б.с-мы. В настоящее
время финансовая помощь из федерального
бюджета РФ нижестоящим бюджетам осуществляется
через 5 фондов: 1.Фонд финансовой поддержки
субъектов РФ. 2.Фонд компенсации. 3.Фонд
самофинансирования социальных расходов.
4.Фонд регионального развития. 5.Фонд реформирования
региональных финансов.
Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства