Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 98.64 Кб (Скачать файл)

|и местное самоуправление      |56745563,3 |2,914 |66506919,0 |2,864 |

|2. Судебная власть            |19111999,8 |0,981 |1820393,8  |0,078 |

|3. Международная  деятельность |42858764,5 |2,201 |44384236,4 |1,911 |

|4. Национальная оборона       |284157831,5|14,592|344525270,0|14,838|

|5. Правоохранительная         |           |      |           |      |

|деятельность и обеспечение    |           |      |           |      |

|безопасности гос-ва           |173863288,3|8,928 |244793714,7|10,542|

|6. Фундаментальные            |           |      |           |      |

|исследования и содействие НТП |           |1,557 |           |      |

|7. Промышленность, энергетика |30317957,1 |      |40206000,0 |1,732 |

|и строительство               |           |2,963 |           |      |

|8. С/х и рыболовство          |57707669,7 |1,377 |63404306,6 |2,731 |

|9. Охрана окружающей  природной|26821500,0 |      |31167644,8 |1,342 |

|среды и ресурсов              |           |0,501 |           |      |

|10. Транспорт, связь  и        |9758799,8  |0,361 |10807748,2 |0,465 |

|информатика                   |7034319,7  |0,001 |6087130,0  |0,262 |

|11. Развитие рын.             |20000,0    |      |100000,0   |0,004 |

|инфраструктуры                |           |0,446 |           |      |

|12. Предупреждение  и          |8693085,0  |4,113 |21208074,0 |0,913 |

|ликвидация последствий ЧС и СБ|80088334,7 |      |97671999,7 |4,206 |

|                              |           |0,529 |           |      |

|13. Образование               |10292505,8 |0,528 |14056249,1 |0,605 |

|14. Культура, искусство  и     |10264830,2 |1,639 |11954913,8 |0,515 |

|кинематография                |31908141,6 |22,099|39344750,0 |1,694 |

|15. СМИ                       |430350521,5|      |150685036,0|6,49  |

|16. Здравоохранение  и         |           |14,635|           |11,951|

|физкультура                   |285009298,7|      |277510056,5|      |

|17. Социальная политика       |           |      |           |      |

|18. Обслуживание  гос. и мун.  |           |0,027 |           |0,903 |

|долга                         |527305,2   |      |20956350,0 |      |

|19. Пополнение гос. запасов и |           |13,629|           |30,776|

|резервов                      |265406554,4|      |714610237,1|      |

|20. Финансовая помощь  другим  |           |0,530 |           |0,463 |

|бюджетам бюджетной системы    |10315350,0 |      |10759750,0 |      |

|21. Утилиз. и ликвид.         |           |0,026 |           |0,022 |

|вооружения                    |500000,0   |      |500000,0   |      |

|22. Мобилизационная  подготовка|           |0,50  |           |0,330 |

|экономики                     |9742000,0  |0,850 |7651300,0  |0,680 |

|23. Исследование  и            |16544982,8 |3,519 |15800311,0 |3,407 |

|использование космического    |68519404,0 |-0,158|79111700,0 |-0,332|

|пространства                  |-3067652,2 |      |-7710498,9 |      |

|24. Военная реформа           |13893900,0 |0,713 |14066300,0 |0,606 |

|25. Дорожное хозяйство        |           |      |           |      |

|26. Прочие расходы            |           |      |           |      |

|27. Целевые бюджетные  фонды   |           |      |           |      |

|ВСЕГО РАСХОДОВ                |1947386255,|100   |2321979891,|100   |

|                              |4          |      |8          |      | 
 
 

    Через  федеральный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов  на

оборону и международную  деятельность, 93 %   –  на  фундаментальные  научные

исследования,  76  %  –  на  правоохранительную  деятельность,  89  %  –  на

предупреждение и  ликвидацию чрезвычайных ситуаций  и  последствий  стихийных

бедствий.

    Первое  место в  расходах  федерального  бюджета  на  2003  год  занимают

расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней,  что  почти  на  17  %

больше, чем в 2002 году.

    Существенный  объем средств  в  расходах  федерального  бюджета  занимают

ассигнования   на   национальную   оборону,   вместе    с    расходами    на

правоохранительную  деятельность и обеспечение  безопасности  они  составляют

примерно четверть всех бюджетных расходов.

    Наиболее  значительный  рост  расходов  в  последние  годы  произошел   по

погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до  почти  14,7  %  к

общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку  территорий  (с

10   до   13   %   к   общему   объему   расходов   федерального   бюджета).

Государственным   внутренним    долгом    Р.Ф.    являются    долговременные

обязательства Правительства  РФ  перед  юридическими  и  физическими  лицами,

обеспечиваемые всеми  активами находящимися в распоряжении государства.

     Обслуживание  государственного  долга  по  сравнению   с   2002   годом

уменьшилось на 7499242,2 тыс. руб.

    Следующее  место и немаловажное занимают  расходы на  социально-культурные

мероприятия в бюджете  на 2002 год они составляли 22 % от общих  расходов,  в

бюджете на 2003 эти  расходы сократились до 6,5 %.

    Рассмотрев  основные источники  расходов  следует  помнить,  что  расходы

любого  бюджета  осуществляются  за  счет  средств   налогоплательщиков   и,

следовательно, государство  взяло  на  себя  ответственность  перед  ними  за

выполнение определенных функциональных обязательств. 
 
 

         3. Бюджетная политика РФ и направления  ее совершенствования 

    Бюджетная  политика  как  целенаправленная  деятельность  государства  по

определению основных задач и количественных параметров формирования  доходов

и расходов бюджета, управления  государственным  долгом  является  одним  из

основных  инструментов   экономической   политики   государства.   Бюджетная

политика  на  очередной  финансовый  год  определяется  Бюджетным  посланием

Президента РФ, направляемом  Федеральному  Собранию  в  начале  (не  позднее

марта) предшествующего  года.

    Так как  наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются  сбор

бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств,  управление  бюджетным

дефицитом и  государственным  долгом,  то  и  эффективность  всей  бюджетной

политики  может  быть  оценена  по  результативности  деятельности   органов

исполнительной власти в указанных  направлениях.  Состояние  государственных

финансов  оказывает  весьма  сильное  воздействие  на  реальную   экономику,

поэтому  динамика  основных  макроэкономических  показателей   также   может

выступать одним  и критериев  успешности  варианта  осуществляемой  бюджетной

политики.

    В качестве  критериев эффективности бюджетной  политики  можно  предложить

следующие:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов  в частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых  ресурсов,  отвлекаемых  на  обслуживание  государственного

бюджета;

уровень монетизации  бюджетного дефицита;

величину  валютных  резервов,  используемых  для  финансирования  бюджетного

дефицита;

динамику валового внутреннего продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

    В условиях  России к вышеназванным показателям  можно  добавить  критерии,

характеризующие  специфику  современного   этапа   в   развитии   российской

экономики:

масштабы эмиссии  денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

величину  просроченной  задолженности  по  оплате  труда  из-за   отсутствия

бюджетного финансирования;

величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

    Основные  направления  бюджетной  политики,  разработанные  Министерством

финансов  РФ,  в  качестве  приоритетных  направлений   бюджетной   политики

называют следующие:

13. осуществление  налоговой реформы на основе  принятия Налогового кодекса   и

   повышение  на этой основе собираемости  налогов;

14. осуществление  бюджетной реформы на основе  принятия Бюджетного кодекса   и

   упорядочения  бюджетного процесса в Российской  Федерации;

15. полномасштабный  переход на казначейское  исполнение  бюджетов  РФ  и  ее

   субъектов,  местных бюджетов и внебюджетных  фондов;

16. сокращение государственных   расходов  при  полном  выполнении  бюджетных

   обязательств;

17. сокращение дефицита  федерального бюджета до 2 % ВВП;

18. снижение государственных  заимствований, увеличение сроков  их  погашения

   при уменьшении  доходности государственных ценных  бумаг  процентных ставок

   до уровня, обеспечивающего движение финансовых  ресурсов в реальный сектор

   экономики;

19. совершенствование  межбюджетных отношений.

     Анализ  экономики  России  за   последние   несколько   лет   позволяет

подтвердить действенность  и в  российских  условиях  важнейших  составляющих

успешной бюджетной  политики, определенных на  основе  международного  опыта.

Это –  базирующаяся  на  реалистичном  уровне  государственных  обязательств

политика  жесткого  ограничения  государственных  расходов,   обеспечивающая

низкий уровень (или  полное отсутствие) бюджетного  дефицита,  способствующая

поддержанию  на  кредитном  рынке  низких  процентных   ставок,   увеличению

финансирования  частного  сектора.  Такая  политика  содействует  достижению

устойчивых   темпов   экономического   роста,   снижению   безработицы,    а

следовательно, и  повышению уровня народного благосостояния. 
 
 

                                 Заключение 
 

    Государственный  бюджет, являясь основным финансовым  планом  государства,

главным средством  аккумулирования  финансовых  средств,  дает  политической

власти  реальную  возможность  осуществления   властных   полномочий,   дает

государству реальную экономическую и политическую власть. С  одной  стороны,

бюджет, являясь всего  лишь  комплексом  документов,  разрабатываемых  одной

ветвью власти и  утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию

– фиксирует избранный  государством стиль осуществления  управления  страной.

Бюджет  по  отношению  к  осуществляемой  властью   экономической   политике

является производным  продуктом, он полностью зависит  от избранного  варианта

развития общества и самостоятельной роли не играет.

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства