Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:14, реферат
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.
| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |
· Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
· Сбалансированность бюджета;
·
Эффективность и экономность
использования бюджетных
· Общее покрытие расходов бюджета;
· Гласность;
· Достоверность бюджета;
· Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
1. Единство бюджетной
системы означает единство
системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций
за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок
финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения
бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и
местных бюджетов.
2. Разграничение
доходов и расходов между
Российской Федерации – это закрепление (полностью или частично)
соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за
органами власти Российской Федерации, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Важнейшим является
принцип самостоятельности
1) право
законодательных (
власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие
собственных источников
бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
3) законодательное
закрепление регулирующих
по формированию
доходов соответствующих
*) Бюджетный кодекс – Консультант+
4) право
органов государственной
самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств
соответствующих бюджетов;
5) право
органов государственной
самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов
соответствующих бюджетов;
6) недопустимость
изъятия доходов,
исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами
бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат
отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в
обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств
государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе
Российской Федерации.
5. Сбалансированность
бюджета – каждый бюджет
объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному
объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его
дефицита.
6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что
при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных
средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с
использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны
покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
8. Гласность –
это обязательное
бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе
исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению
законодательных (представительных)
органов государственной
местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств
массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам
бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри
законодательного (представительного) органа государственной власти, либо
между законодательным (представительным) и исполнительным органами
государственной власти.
9. Достоверность
бюджета означает надежность
показателей прогноза
экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета
доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с
обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Конституцией Российской Федерации 1993г. закреплено федеративное устройство
нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве
системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской
Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города
Москва и Санкт-Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.
Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены
для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье
15 Бюджетного кодекса
он назван региональным
Административно–
территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты.
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных
образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта
Федерации. В свою очередь свод региональных и местных бюджетов составляют
территориальные бюджеты.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром
и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного
федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между
центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного
самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
*)Финансово-бюджетный
федерализм реализуется
бюджетного процесса
при мобилизации бюджетных
бюджетных средств.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами
власти всех уровней управления;
2) обеспечении
соответствующих органов
ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечении
вертикального и
звеньев бюджетной системы;
4) наличии
единых для каждого звена
прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
5) самостоятельности
и равноправии каждого бюджета,
бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности
6) бюджетного процесса, в том числе в определении направлений
использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета
соответствующим представительным органом власти и т.д.
В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм финансово-
бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между
федеральными и
региональными бюджетами –
бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки
регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально
разработанной формулы. Этот метод стал также использоваться и во
взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами. Применение его
способствует объективизации
межбюджетного распределения
Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в
России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:
1) полномочия
всех уровней власти по
соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;
2) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего
уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми
доходами;
3) должны
быть устранены встречные
создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня, а затем в
виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;
4) следует
максимально сократить
отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам;
5) Полный
переход на казначейскую
С этой целью следует:
· более четко разграничить бюджетные полномочия между различными
уровнями власти;
· фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах
согласованные пропорции совместных налогов;
·
создать более эффективный
формировании территориальных бюджетов;
· создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах
прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для
всех территорий;
· внедрить в практику формирования территориальных бюджетов
нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными
органами власти
и утверждении
государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства