Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:01, дипломная работа
Целью данной работы является исследование проблем сбалансированности федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- изучить сущность, принципы сбалансированности бюджетов и методы ее достижения;
- проанализировать динамику и структуры доходов и расходов федерального бюджета на 2009-2012 гг.;
- провести анализ сбалансированности и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- исследовать проблемы сбалансированности бюджетов России и направления развития методов достижения сбалансированности бюджетов;
- изучить условия формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2012 - 2014 гг.
Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых «нуждающихся» регионов, вторая - в адрес «особо нуждающихся». «Нуждающимся» считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, «особо нуждающимся» - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов. Впрочем, это и естественно.
Таким образом, очевиден тот факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах.
Тем не менее, само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества.
Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
3 Управление сбалансированностью федерального бюджета в перспективе
3.1 Направления развития методов достижения сбалансированности бюджетов в Российской Федерации
Одной из основных характеристик
федеративного государства
Таким образом, для повышения эффективности деятельности публично- правовых образований в целом и в сфере бюджетной политики в том числе, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым, в частности, относятся:
- реалистичность
и надежность экономических
- формирование
бюджетов с учетом
- ограничение бюджетного дефицита, государственного долга и установление правил использования для финансового обеспечения «длящихся» расходных обязательств нестабильных (зависящих от внешних условий) доходов;
- стабильность,
предсказуемость и
- недопустимость увязки объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной и
муниципальной политики
(включая бюджетные ассигновани
- планирование
бюджетных ассигнований исходя
из безусловного исполнения
- принятие новых
расходных обязательств при
- принятие новых
расходных обязательств с
-соблюдение
установленных бюджетных
- систематический
анализ и оценка рисков для
бюджетной системы, в том числе
возникающих вследствие средне-
- создание и
поддержание необходимых
Для дальнейшего внедрения этих принципов на федеральном уровне планируется реализовать следующие основные меры:
1) формирование долгосрочного (на срок не менее 12-15 лет) экономического и бюджетного прогноза (бюджетной стратегии);
2) использование
для целей бюджетного
3) исключение
из Бюджетного кодекса
4) восстановление
фискальных правил (в том числе,
по ограничению дефицита
5) поэтапное
увеличение условно-
6) уточнение
формы и порядка ведения
7) отказ от обязательности индексирования действующих расходных обязательств, прежде всего публичных нормативных обязательств по уровню прогнозируемой инфляции с возможным введением для социальных пособий принципа индексации по уровню инфляции в отчетном (текущем) году;
8) обеспечение формирования и ведения федеральной адресной
инвестиционной программы, содержащей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов;
9) установление
среднесрочных (на срок до 6 лет)
индикативных потолков
достижения заявленных целей;
10) формализация
порядка и критериев
11) сокращение числа налоговых льгот с возможностью их сохранения (введения) на определенный срок в рамках соответствующих долгосрочных целевых программ и регулярной оценкой их влияния на достижение заявленных целей;
12) установление ограничений по инициированию законопроектов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете;
13) совершенствование
организации и методологии
Аналогичные принципы и меры должны быть реализованы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
При этом на федеральном уровне должны быть созданы необходимые для стабильности региональных бюджетов предпосылки, прежде всего путем стабилизации доходной базы региональных и местных бюджетов, а также создания устойчивых стимулов для соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по ее наращиванию.
Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры:
1) поэтапно
сократить (вплоть до полной
отмены и законодательного
2) усилить действенность требований по зачислению налоговых доходов в региональные и (или) местные бюджеты по месту их формирования, а также снизить негативные эффекты использования трансфертного ценообразования с целью недопущения перемещения налоговой базы между регионами;
3) повысить использование
потенциала имущественных
4) обеспечить
доступность для финансовых
5) стабилизировать
методику и распределение
6) повысить долю межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, распределение которых утверждается федеральным законом о федеральном бюджете, сократив объемы предоставления дотаций на сбалансированность и бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации;
7) создать механизм поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, основанный на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов;
8) разработать методические рекомендации (типовые методики) по
экономическому прогнозированию, а также прогнозированию бюджетных доходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
9) усовершенствовать
порядок взимания акцизов, распределяемых
по дифференцированным
10) создать
инструменты сбережения конъюнк
11) повысить
эффективность взаимодействия
12) расширить
права регионов по
13) разработать
порядок межрегионального и меж
3.2 Условия формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2012 - 2014 гг.
Прогноз сценарных условий социально-экономического развития на период 2012-2014 годов разработан на вариантной основе. [29] В условиях возросшей неопределенности мировых цен на сырье в основу сценариев
развития положена различная динамика цен на нефть.
В основном варианте прогноза цена на нефть «Юралс» в 2011 году принимается в размере 105 долларов за баррель. Сохраняющаяся напряженность у производителей нефти в арабских странах, восстановление объемов потребления развитыми странами и высокий рост спроса в развивающемся мире, а также сохранение высокого уровня мировой ликвидности будут способствовать поддержанию цен на нефть марки «Юралс» в первой половине 2011 года на уровне не менее 110 долларов за баррель.
Информация о работе Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения