Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование проблем сбалансированности федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- изучить сущность, принципы сбалансированности бюджетов и методы ее достижения;
- проанализировать динамику и структуры доходов и расходов федерального бюджета на 2009-2012 гг.;
- провести анализ сбалансированности и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- исследовать проблемы сбалансированности бюджетов России и направления развития методов достижения сбалансированности бюджетов;
- изучить условия формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2012 - 2014 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

В 2012 году прогнозируется некоторое снижение цены, до 93 долларов за баррель, при условии стабилизации поставок и возможного замедления темпов роста экономик стран - импортеров нефти, а также ускорения цикла повышения базовых ставок центральными банками развитых стран. В 2013 и 2014 годах в базовом варианте прогнозируется, что вслед за ростом потребления нефти возобновится тенденция умеренного роста цен до 95 и 97 долларов США за баррель соответственно.

Вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. В варианте предполагается рост банковского кредитования и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов. Рост ВВП в 2012-2014 годах прогнозируется на уровне  3,5-4,6 процента.

В 2012-2014 гг. предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,7% ВВП в 2011 г. до 20,1% в 2012 г., с дальнейшим снижением к 2014 г. до 19,5% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов. 

Формирование  основных характеристик федерального бюджета на 2012 - 2014 годы представлено в таблице 3.1 по данным Министерства финансов Российской Федерации.

 

 

 

Таблица 3.1 - Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012 - 2014 годы7

 

В миллиардах рублей

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

18,5

18,4

18,0

Расходы (без  учета компенсации выпадающих доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

11 961,9

13 156,3

14 293,9

%% к ВВП

20,8

20,7

20,3

Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов

236,4

275,6

-

Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

21,2

21,2

20,3

Дефицит

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-2,7

-2,7

-2,3


 

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 г. по отношению к 2011 г. связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. 

Прогноз   доходов   сформирован  с учетом   изменений в налоговое и бюджетное законодательство, вступающих в действие с 1 января 2012 г.: 

- индексация специфических ставок акцизов на табачную продукцию (установление ставок с 1 июля 2012 г. в размере 390 руб. за 1 тыс. штук, с 1 января 2013 г. – 550 руб., с 1 января 2014 г. – 800 руб.); 

- индексация специфических ставок акцизов на алкогольную продукцию, пиво и вина натуральные, ввозимые на территорию Российской Федерации; 

- индексация ставок НДПИ на газ горючий природный для налогопла-

тельщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (установление ставок с 1 января 2012 г. в размере 509 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2013 г. – 582 руб., с 1 января 2014 г. – 622 руб.); 

- снижение предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65% до 60%;

- установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлины на нефть;  
- отмена льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири; 

- установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60%; 

- зачисление в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков.

Всего изменения налогового законодательства увеличат доходы федерального бюджета в 2012 г. на 198,1 млрд. рублей или 0,3% от ВВП, в 2013 году на 263,6 млрд. рублей или 0,4% от ВВП, в 2014 году на 419,5 млрд. рублей или 0,6% от ВВП. 

Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (31-34%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на

прибыль организаций (3%).

В 2012-2014 гг. увеличится объем расходов бюджета на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. 

Расходы в области социальной политики планируются со значительным ростом в 2012-2013 гг., в основном, за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства. 

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 г., ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. 

Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 г. по сравнению с 2012 г. и в 2014 г. по сравнению с 2013 г. обусловлено завершением в 2013 г. реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 г. в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.  
В 2012-2014 гг. планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

Политика в  области государственного долга  Российской Федерации на 2012 год будет направлена на:  обеспечение сбалансированности федерального бюджета, при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости; развитие национального рынка государственных ценных бумаг; активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации. [6]

Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут, повышение  ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного  в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации (точка равновесия сроков дисконтированных платежей) и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 год разрабатывается  с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке. [7]

По оценке Минфина  России, сальдо по государственным  ценным бумагам 

составит: в 2012 году – 236,5 млрд. рублей. При этом  в 2011 году - привлечение составило 957,5 млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2012 году -

составит соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей. [7]

Минфин России для поддержания ликвидности рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет проводить размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет. [32]

 

 

Заключение

 

В соответствии с поставленной целью  в работе были решены следующие задачи:

- изучен теоретический аспект  сущности, принципов сбалансированности бюджетов и методов ее достижения;

- проанализирована динамика и структура доходов и расходов федерального бюджета на 2009-2012 гг.;

- проведен анализ сбалансированности и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

- исследованы проблемы сбалансированности бюджетов России и направления развития методов достижения сбалансированности бюджетов;

- проанализирована сбалансированность федерального бюджета в 2009 – 2011гг.;

- изучены условия формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2012 - 2014 гг.

Актуальность темы обусловлена также тем, что именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны.

Итак, сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. 

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансирован-ность делает его фиктивным. 

Сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. 

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов

доходами. Превышение доходов  бюджета над его расходами  называется профицитом бюджета.

Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней  должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

1) сократить привлечение  доходов от продажи государственной  или муниципальной собственности;

2) сократить привлечение  доходов от реализации государственных  запасов и резервов (для федерального  бюджета);

3) предусмотреть направление  бюджетных средств на дополнительное  погашение долговых обязательств;

4) увеличить расходы  бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые  доходы бюджета путем внесения изменений  и дополнений в налоговое законодательство.

Однако наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике - дефицит бюджета, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодействующие возникновению  дефицита бюджетов, определяет его границы. Так, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета.

За каждым бюджетным  уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

Задачи поддержания бюджетной и макроэкономической сбалансирован-ности положены в основу бюджетной политики РФ.

Основным ее тезисом  на перспективу является обеспечение  максимальной    защищенности   федерального   бюджета   от   таких   внешних 

воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.

Проведенное исследования показали, что в 2010 году дефицит федерального бюджета на 76,5% финансировался за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния и на 23,5% за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году был финансирован на 39,4% за счет средств Фонда национального благосостояния и на 60,6% за счет иных источников, в 2012 году – на 49,1% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 49,6% за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований. Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета привел в 2011 году к тому, что он, полностью исчерпан. В 2012 году фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансирование текущих расходов бюджета в течение года.

Информация о работе Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения