Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:01, дипломная работа
Целью данной работы является исследование проблем сбалансированности федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- изучить сущность, принципы сбалансированности бюджетов и методы ее достижения;
- проанализировать динамику и структуры доходов и расходов федерального бюджета на 2009-2012 гг.;
- провести анализ сбалансированности и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- исследовать проблемы сбалансированности бюджетов России и направления развития методов достижения сбалансированности бюджетов;
- изучить условия формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2012 - 2014 гг.
После исчерпания средств Резервного фонда в 2010 году бюджетная политика в большей степени была ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований.
Низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости РФ. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки.
В ходе проведенного исследования, было выявлено, что соблюдение баланса бюджета – это нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на федеральном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет. Чем больше у человека, у предприятия возможностей для развития и экономического взлета тем больше со временем будут налоговые и неналоговые поступления в бюджет.
В заключение, отметим, что для сбалансированности федерального бюджета необходимо:
- создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы;
- развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;
- перестраивать систему
экспортной ориентации с
- необходимо не
просто закрывать дыры в
Траты на перестроение системы покроются экономическим ростом и развитием производства, что в свою очередь наполнит доходную часть бюджета.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации, с учетом поправок и изменений от 30.12.2008 г. // Правовая система «Гарант» - Режим доступа: www.garant-park.ru
Приложение А
(справочное)
Структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации8
В миллиардах рублей
Наименование |
2008 год |
в % к итогу |
2009 год |
в % к итогу |
2010 год |
в % к итогу |
2011 год |
в % к итогу |
Расходы, всего (без учета условно утвержденных расходов) |
7 021, 9 |
100,0 |
9 024,7 |
100,0 |
10 062,3 |
100,0 |
10 751,8 |
100,0 |
Общегосударственные вопросы (без процентных расходов) |
690,4 |
9,8 |
1 119,5 |
12,4 |
1 002,8 |
10,0 |
895,8 |
8,3 |
Национальная оборона |
1 016,7 |
14,5 |
1 277,5 |
14,2 |
1 390,7 |
13,8 |
1 480,5 |
13,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
827,2 |
11,8 |
1 085,9 |
12,0 |
1 198,3 |
11,9 |
1 266,1 |
11,8 |
Национальная экономика |
771,3 |
11,0 |
1 039,7 |
11,5 |
1 181,2 |
11,7 |
1 384,8 |
12,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
64,0 |
0,9 |
107,7 |
1,2 |
118,3 |
1,2 |
110,3 |
1,0 |
Охрана окружающей среды |
9,9 |
0,1 |
13,8 |
0,1 |
14,7 |
0,1 |
15,1 |
0,1 |
Образование |
336,1 |
4,8 |
423,1 |
4,7 |
468,8 |
4,7 |
484,9 |
4,5 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
93,7 |
1,3 |
113,9 |
1,3 |
114,4 |
1,1 |
114,4 |
1,1 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
229,9 |
3,3 |
365, 8 |
4,1 |
379,4 |
3,8 |
382,2 |
3,6 |
Социальная политика |
275,6 |
3,9 |
297,7 |
3,3 |
338,6 |
3,4 |
307,9 |
2,9 |
Межбюджетные трансферты |
2 527,3 |
36,0 |
2 982,0 |
33,0 |
3 621, 1 |
36,0 |
4 001, 7 |
37,2 |
Приложение Б
(справочное)
Основные характеристики федерального бюджета за 2009 -2011 годы и на плановый период 2012-2013 годы9
В миллиардах рублей
Показатель |
Отчет |
Прогноз | ||||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
Доходы, всего |
6 278,9 |
7 781,1 |
9 275,9 |
7 337,8 |
7 783,8 |
8 617,8 |
9 131,7 |
9 983,9 |
%% к ВВП в том числе: |
23,3 |
23,4 |
22,4 |
18,8 |
17,3 |
17,4 |
16,5 |
16,1 |
Нефтегазовые доходы |
10,9 |
8,7 |
10,6 |
7,6 |
8,3 |
8,1 |
7,4 |
6,9 |
Ненефтегазовые доходы |
12,4 |
14,7 |
11,8 |
11,2 |
9,0 |
9,3 |
9,1 |
9,2 |
Доля в общем объеме доходов, % в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Нефтегазовые доходы |
46,9 |
37,2 |
47,3 |
40,7 |
48,1 |
46,5 |
44,8 |
43,0 |
Ненефтегазовые доходы |
53,1 |
62,8 |
52,7 |
59,3 |
51,9 |
53,5 |
55,2 |
57,0 |
Расходы, всего |
4 284,8 |
5 986,6 |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 212,4 |
10 385,1 |
10 844,6 |
11 749,1 |
%% к ВВП |
15,9 |
18,1 |
18,2 |
24,7 |
22,7 |
20,9 |
19,6 |
19,0 |
в том числе условно утверждаемые |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
271,1 |
587,5 |
%% к общему объему расходов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2,5 |
5,0 |
Дефицит/ профицит |
1 994,1 |
1 794,6 |
1 705,1 |
-2 322,3 |
-2 428,6 |
-1 767,3 |
-1 712,9 |
-1 765,2 |
%% к ВВП |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-5,9 |
-5,4 |
-3,6 |
-3,1 |
-2,9 |
Ненефтегазовый дефицит |
- 3,5 |
- 3,3 |
- 6,5 |
- 13,6 |
- 13,7 |
- 11,6 |
- 10,5 |
- 9,8 |
Приложение В
(справочное)
Источники покрытия дефицита федерального бюджета за 2010 -2011 годы и на плановый период 2012-2013 годы10
В миллиардах рублей
Показатель |
Оценка |
Прогноз | ||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
2 428,6 |
1 767,3 |
1 712,9 |
1 765,2 |
%% к ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
в том числе: |
||||
за счет средств Резервного фонда |
1 419,3 |
242,3 |
0,0 |
0,0 |
за счет Фонда национального благосостояния |
2,5 |
5,0 |
7,5 |
10,0 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета |
1 006,8 |
1 520,0 |
1 705,4 |
1 755,2 |
%% к ВВП |
2,2 |
3,1 |
3,1 |
2,8 |
1 Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник / С.Н. Ивашковский– М.: Дело.- 2009.- 256 с.
2 Составлено автором, по данным Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru
3 Составлено автором, по данным Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru
4 Составлено автором, по данным Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru
5 Составлено автором, по данным официального сайта Центрального банка РФ – Режим доступа: www.cbr.ru
6 Составлено автором, по данным Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru
7 Составлено автором, по данным Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru
8 Составлено автором, по данным Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru
9 Составлено автором, по данным Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru
10 Составлено автором, по данным Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru
Информация о работе Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения