Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа
Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);
Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………
41 Румянцева, Е.Е. О конкретизации понятий «социальная сфера» и «инфраструктурные отрасли» / Е.Е. Румянцева / Экономический анализ: теория и практика. - 2005. № 2(35). с. 8-11.
42 Сведения о доходах и расходах бюджетных организаций социальной сферы г. Минска по внебюджетным средствам за 2008-2010 гг.
43 Сводная смета доходов и расходов внебюджетных средств организации «Учреждение образования «Минский городской профессионально-технический колледж кулинарии» на 2010 г.
44 Сметы расходов учреждений образования г. Минска, финансируемых из городского бюджета на 2010 г.
45 Соколовский, Н.К. Экономика социально-культурной сферы: учеб.-мет. Пособие / Н.К. Соколовский, О.Н. Ерофеева, В.Г. Гаркавая. - Минск: БГЭУ, 2006. - 208 с.
46 Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Т.В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2000. - 298 с.
47 Статистический ежегодник Республики Беларусь за 2009 год: Статистический сборник. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. - 600 с.
48 Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / Г.Б. Поляк [и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.
49 Шишкин, С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие / С.В. Шишкин. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 367 с.
50 Экономика социальной сферы: Учебное пособие / В.Г. Игнатов. - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 528 с.
51 Ястребова, О.К. Общие принципы
финансового менеджмента в
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Схемы управления отраслями социальной сферы в Республике Беларусь
Рисунок А.1 – Схема управления здравоохранением в Республике Беларусь
Примечание – Источник: [15, с. 312].
Рисунок А.2 – Управление образованием в Республике Беларусь
Примечание – Источник: [2, с.751].
Рисунок А.3 – Структура отраслевого управления учреждений культуры
Примечание – Источник:
[2, с.761].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1 – Анализ обеспеченности учреждений образования г. Минска финансовыми ресурсами за 2009 г., млрд рублей
Наименование показателя |
Утвержде-но по смете на год |
Профинанси-ровано за отчетный период |
Неосвоение, млрд рублей (гр.2-гр.3) |
Процент освоения (гр. 3/гр. 2*100) |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ |
74,379 |
73,512 |
0,867 |
98,830 |
Закупки товаров и оплата услуг, в т.ч. |
68,706 |
67,842 |
0,864 |
98,740 |
Заработная плата рабочих и служащих |
29,769 |
29,745 |
0,024 |
99,920 |
Начисления на заработную плату |
9,940 |
9,923 |
0,017 |
99,830 |
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов |
10,588 |
10,378 |
0,210 |
98,020 |
Командировки и служебные разъезды |
0,092 |
0,091 |
0,001 |
99,220 |
Оплата транспортных услуг |
0,435 |
0,422 |
0,013 |
96,990 |
Оплата услуг связи |
0,198 |
0,197 |
0,001 |
99,450 |
Оплата коммунальных услуг |
9,651 |
9,603 |
0,048 |
99,500 |
Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг |
8,034 |
7,484 |
0,550 |
93,160 |
Текущие бюджетные трансферты |
5,673 |
5,669 |
0,004 |
99,940 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
15,032 |
13,416 |
1,616 |
89,250 |
Капитальные вложения в основные фонды |
15,032 |
13,416 |
1,616 |
89,250 |
ИТОГО |
89,411 |
86,928 |
2,483 |
97,220 |
Примечание – Источник: собственная
разработка на основе [36].
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица В.1 – Состав расходов бюджета г. Минска в 2006-2010 гг., млрд рублей
Р А С Х О Д Ы |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год (утверждено) |
2009 год (отчет) |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
228,1 |
203,9 |
240,6 |
327,2 |
477,3 |
556,8 |
Государственные органы общего назначения |
35,3 |
46,5 |
55,1 |
74,6 |
55,5 |
69,7 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
10,9 |
9,4 |
15,8 |
17,0 |
27,2 |
121,5 |
Фундаментальные научные исследования |
0,7 |
0,6 |
1,2 |
1,4 |
1,0 |
0,9 |
Резервные фонды |
20,4 |
28,2 |
0,0 |
113,2 |
0,0 |
352,0 |
Другая общегосударственная деятельность |
151,0 |
118,0 |
167,5 |
121,0 |
389,8 |
12,6 |
Межбюджетные трансферты |
9,8 |
1,1 |
1,0 |
0,0 |
3,9 |
0,0 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
1,5 |
1,3 |
1,8 |
2,9 |
1,9 |
0,4 |
Обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации |
1,5 |
1,3 |
1,8 |
2,9 |
1,9 |
0,4 |
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ |
49,5 |
64,0 |
71,3 |
90,7 |
71,3 |
28,9 |
Органы внутренних дел |
41,1 |
49,3 |
58,2 |
76,1 |
58,8 |
2,9 |
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям |
8,4 |
14,7 |
13,2 |
14,6 |
12,6 |
15,5 |
Другие вопросы в области правоохранительной деятельности |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
10,5 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
571,0 |
650,2 |
775,9 |
1 056,0 |
864,5 |
843,7 |
Общие экономические вопросы |
0,1 |
0,0 |
0,2 |
14,2 |
0,2 |
32,2 |
Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность |
83,1 |
61,4 |
34,3 |
302,3 |
16,1 |
61,7 |
Продолжение таблицы В.1 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Промышленность, строительство и архитектура |
5,9 |
9,1 |
13,4 |
4,3 |
4,2 |
5,2 |
Транспорт |
473,0 |
565,4 |
667,7 |
708,1 |
804,9 |
736,4 |
Топливо и энергетика |
0,7 |
1,4 |
0,0 |
12,3 |
8,4 |
1,1 |
Другая деятельность в области национальной экономики |
8,2 |
12,9 |
60,2 |
14,8 |
30,8 |
6,9 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,3 |
66,2 |
Охрана растительных и животных видов и среды их обитания |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,3 |
66,2 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО |
735,6 |
1 066,8 |
1 402,2 |
1 653,6 |
1 538,0 |
1 568,2 |
Жилищное строительство |
97,6 |
258,0 |
144,2 |
250,5 |
250,9 |
209,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
306,6 |
377,7 |
514,9 |
656,4 |
598,6 |
650,6 |
Благоустройство населенных пунктов |
324,4 |
420,1 |
713,9 |
712,4 |
655,7 |
667,6 |
Другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг |
7,0 |
11,0 |
29,2 |
34,4 |
32,9 |
40,2 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
573,9 |
731,9 |
847,2 |
1 100,7 |
961,2 |
1 062,9 |
Медицинская помощь населению |
470,3 |
569,8 |
721,9 |
955,4 |
830,5 |
873,9 |
Санитарно-эпидемиологический надзор |
11,9 |
13,8 |
20,4 |
23,6 |
21,7 |
23,5 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
91,7 |
148,4 |
105,0 |
121,7 |
109,0 |
165,5 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СМИ |
106,8 |
156,8 |
214,8 |
241,6 |
254,2 |
216,3 |
Физическая культура и спорт |
61,4 |
101,6 |
126,0 |
155,8 |
151,2 |
129,2 |
Культура |
37,1 |
47,0 |
77,6 |
72,2 |
90,3 |
78,3 |
Средства массовой информации |
8,3 |
8,2 |
11,2 |
13,5 |
12,6 |
8,8 |
Вопросы религии и другие вопросы в области физкультуры, спорта, культуры и СМИ |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
Окончание таблицы В.1 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
633,2 |
718,5 |
913,1 |
1 295,3 |
1 015,1 |
1 098,7 |
Дошкольное образование |
164,6 |
187,0 |
260,9 |
361,9 |
295,9 |
325,7 |
Общее среднее образование |
322,6 |
355,5 |
425,2 |
566,1 |
431,8 |
459,0 |
Профессионально-техническое образование |
51,7 |
61,5 |
68,8 |
97,7 |
71,3 |
71,6 |
Среднее специальное образование |
7,3 |
8,0 |
9,8 |
13,0 |
10,9 |
8,9 |
Повышение квалификации и переподготовка кадров |
2,4 |
2,7 |
3,3 |
5,5 |
3,9 |
4,2 |
Внешкольное воспитание и обучение |
37,5 |
44,2 |
52,0 |
74,9 |
52,3 |
61,5 |
Другие вопросы в области образования |
47,1 |
59,7 |
93,1 |
176,2 |
149,0 |
167,9 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
88,7 |
139,6 |
227,0 |
248,3 |
218,4 |
263,3 |
Социальная защита |
32,5 |
37,9 |
49,0 |
64,0 |
51,9 |
65,6 |
Пенсионное обеспечение |
0,0 |
0,0 |
3,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Помощь семьям, воспитывающим детей |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
Молодежная политика |
0,4 |
0,6 |
0,7 |
1,1 |
0,5 |
0,6 |
Содействие занятости населения |
8,5 |
5,6 |
6,0 |
7,5 |
7,0 |
6,4 |
Помощь в обеспечении жильем |
18,3 |
58,7 |
83,0 |
94,1 |
88,2 |
95,1 |
Другие вопросы в области социальной политики |
28,9 |
36,7 |
84,8 |
81,4 |
70,6 |
95,3 |
ИТОГО РАСХОДОВ |
2 988,4 |
3 733,1 |
4 694,0 |
6 016,3 |
5 402,3 |
5 705,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка на
основе [37].
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Состав расходов бюджета г. Минска на отрасли социальной сферы в 2006-2010 гг.
Таблица Г.1 – Состав расходов бюджета г. Минска на здравоохранение в 2006-2010 гг., млрд рублей
Расходы |
Год | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 (план) |
2009 (отчет) |
2010 (план) | |
Социальная сфера, всего |
1402,6 |
1746,9 |
2202,2 |
2885,8 |
2448,9 |
2641,3 |
Здравоохранение, в т.ч. |
573,9 |
731,9 |
847,2 |
1100,7 |
961,2 |
1062,9 |
Медицинская помощь населению |
470,3 |
569,8 |
721,9 |
955,4 |
830,5 |
873,9 |
Темп роста, % |
- |
121,2 |
126,7 |
132,4 |
115,0 |
105,2 |
Санитарно-эпидемиологический надзор |
11,9 |
13,8 |
20,4 |
23,6 |
21,7 |
23,5 |
Темп роста, % |
- |
115,9 |
148,1 |
115,6 |
106,4 |
108,4 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
91,7 |
148,4 |
104,9 |
121,7 |
109,0 |
165,5 |
Темп роста, % |
- |
161,7 |
70,7 |
116,0 |
103,9 |
151,9 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].
Таблица Г.2 – Состав расходов бюджета г. Минска на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации за 2006-2010 гг., млрд рублей
Расходы |
Год | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 (план) |
2009 (отчет) |
2010 (план) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Физическая культура, спорт, культура и СМИ, в т.ч. |
106,8 |
156,8 |
214,8 |
241,6 |
254,2 |
216,3 |
Физическая культура и спорт |
61,4 |
101,6 |
126,0 |
155,8 |
151,2 |
129,2 |
Темп роста, % |
- |
165,4 |
124,0 |
123,7 |
120,0 |
85,5 |
Культура |
37,1 |
47,0 |
77,6 |
72,2 |
90,3 |
78,3 |
Темп роста, % |
- |
126,7 |
165,0 |
93,0 |
116,4 |
86,7 |
Средства массовой информации |
8,3 |
8,2 |
11,2 |
13,5 |
12,7 |
8,8 |
Окончание таблицы Г.2 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Темп роста, % |
- |
98,7 |
136,9 |
120,9 |
113,0 |
69,6 |
Вопросы религии и другие вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и СМИ |
0,01 |
0,05 |
0,06 |
0,12 |
0,05 |
0,06 |
Темп роста, % |
- |
453,6 |
121,3 |
190,9 |
83,3 |
118,4 |