Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма и др.

Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» военнослужащим и сотрудникам органов пограничной службы Федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции.

Военнослужащие пограничной службы Федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями федеральных органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Воспрепятствование исполнению сотрудником пограничных органов Федеральной службы безопасности служебных обязанностей, оскорбление, сопротивление, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с исполнением указанным сотрудником служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Правовой статус военнослужащего Российской Федерации как специфического субъекта права, включает в себя совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а так же обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством Российской Федерации в целях исполнения данной категорией лиц военной службы в составе Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований в которых законом предусмотрена военная служба.

Под правами военнослужащего имеются ввиду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности эффективного исполнения военной службы.

Военнослужащие Российской Федерации пользуются правами и свободами, которые гарантированы Конституцией РФ (гл. 2) и законами Российской Федерации с некоторыми ограничениями, о которых речь пойдет далее. Вместе с тем, военнослужащим для успешного осуществления служебной деятельности предоставляются особые (общие) права, которые не связаны с конкретными воинскими или иными должностями и исполнением специальных обязанностей.

А.М. Добровольский отмечает, что военно-служебные отношения, налагая на военнослужащих известные обязанности, вместе с тем предоставляют им некоторые права, вытекающие из служебного положения. Права эти он сводит к следующим категориям:

1) к праву на защиту при  исполнении служебных обязанностей, а так же на защиту их  достоинства;

2) к праву на содержание;

3) к праву на возмещение расходов, производимых в интересах службы;

4) к праву на почетные преимущества  – награждение деньгами, землями, подарками328.

Современные исследователи, например,  А.В. Кудашкин, в группе общих прав военнослужащих,  выделяют те, которые связаны:

а) с продвижением по службе (карьерой);

б) государственным материальным обеспечением, отдыхом;

в) правом на защиту;

г) льготами;

д) поощрением329.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» называет следующие, связанные с продвижением по службе (карьерой), права:

занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;

повышение профессиональной  квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.

Подгруппа прав военнослужащих на материальное обеспечение и отдых включает в себя права на:

денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, надбавок (например, за выслугу лет) и других дополнительных денежных выплат;

ежегодный основной отпуск продолжительностью в зависимости от срока военной службы в льготном исчислении, который по желанию военнослужащего может быть представлен по частям. Военнослужащие имеют право так же на дополнительные отпуска: учебные, творческие, по личным обстоятельствам, по болезни, а военнослужащие-женщины на отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком;

медицинское обслуживание военнослужащих, в том числе после выхода его на пенсию;

пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы, а в некоторых случаях и после увольнения с военной службы в соответствии с законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»330;

обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу во время прохождения службы.

Военнослужащим пограничных органов Федеральной службы безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет может засчитываться стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Время выполнения военнослужащими пограничной службы Федеральной службы безопасности специальных заданий в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии, присвоения воинского звания и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Для защиты своих прав и законных интересов военнослужащий может использовать право на обращение с жалобой в порядке подчиненности к вышестоящему должностному лицу или в военный суд для разрешения споров, связанных с военной службой331.

Особой разновидностью общих прав военнослужащих является право на поощрения, которые являются мощными стимулами в служебной деятельности военнослужащих. Правом на поощрение обладают не все военнослужащие, а только те, которые нормативными правовыми актами уполномочены их применять, т. е. командиры и начальники.

Кроме прав, важной составляющей правового статуса военнослужащих являются их обязанности.

Под юридической обязанностью понимают установленную законом меру должного общественно необходимого поведения332. П.В. Витрук под юридической обязанностью понимает социально возможную  необходимость определенного  поведения  личности, установленную государством333. По мнению Г.В. Мальцева, «юридическая обязанность есть не только должное, но и возможное в человеческом поведении»334.

Под обязанностями военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо исполнения военной службы.

 В целях исполнения  военной службы на военнослужащих  возлагаются повышенные по сравнению  с другими гражданами обязанности, некоторые из которых являются  общими для всех военнослужащих, их исполнение не регламентировано  какими-либо временными рамками, например, исполнение должностных  или специальных обязанностей.

Общие обязанности военнослужащих Российской Федерации перечислены в ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и конкретизированы в Военной присяге335,  Уставе Внутренней службы ВС РФ и других воинских уставах.

Конституция Российской Федерации закрепила важнейшее, исходное для всего текущего законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Слово «долг» подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества.  В таком закреплении понятия «защита Отечества» используются две категории: правовая (нормативная, юридическая) – как обязанность,  и моральная (нравственная) – как долг.

Употребление в Конституции РФ категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг – не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Отечества закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации этой конституционной обязанности разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.)336. В том числе, как справедливо отмечает В.Г.  Стрекозов,   граждане обязаны не только защищать свою Родину в условиях войны, но и своим повседневным, самоотверженным трудом крепить оборонное могущество Родины, быть готовыми в любой момент выступить на ее защиту337.

Обязанность граждан защищать Отечество, с одной стороны, включает юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой – подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству.

 Требование строго соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы Российской Федерации, положения общевоинских уставов  Вооруженных Сил Российской Федерации, беспрекословно выполнять приказы  командиров - есть ни что иное, как одна из граней законности (являющейся важнейшим принципом  государственной и общественной  жизни, в том числе военной  службы).

 Суть этого требования заключается  в точном, неуклонном и единообразном  исполнении (соблюдении) законов и  других нормативных правовых  актов всеми органами военного  управления, должностными лицами  и отдельными военнослужащими. Характерными  чертами законности являются  единство, всеобщность и обязательность  ее требований, которые обеспечиваются тем, что принимаемые законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15).

К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированным. Для военнослужащих характерна, прежде всего, дисциплина воинская,  которая определяется  Дисциплинарным Уставом ВС РФ, как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников (ст.1).

Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение – суть воинской дисциплины. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (ст. 30) закрепляет, например, что «обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением» 338.

В процессе  военной службы не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям. На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, устанавливаемыми федеральными законами (ч.4 ст.55 Конституции РФ). Законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами339.

Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст. 20 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными с  той лишь разницей, что по конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.

Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) в поддержании порядка и дисциплины. Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику (ст. 16 УВС ВС РФ).

Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Они обязаны знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст. 19 УВС ВС РФ).

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы