Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

Важнейшей составляющей при характеристике правового статуса военнослужащих является проблема ограничения общегражданских прав военнослужащих.

Профессор А.М.Добровольский, обосновывал необходимость ограничения   военнослужащих в политических правах, исходя «из двух оснований: 1) из принципа охраны общегосударственных интересов: обеспечения свободы осуществления выборного права и устранения армии от политической роли в государстве; и 2) из принципа охраны специальных интересов армии и охраны в ней дисциплины и воинского правопорядка»340.

  Другие ученые выступали  с позиции полноправия военнослужащих  с другими гражданами, т.е. распространения  на военнослужащих всех общегражданских  прав и свобод341.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере,  в какой это необходимо в целях  защиты  основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные ограничения могут вводиться не только в отношении всего населения страны, но и в отношении отдельных категорий граждан, например, военнослужащих.

Ограничения военнослужащих в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба,  в том числе и в условиях мирного времени, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы.

  Военнослужащие исполняют военную  службу  в интересах всего общества, в том числе в целях защиты  основ конституционного строя, прав  и законных интересов других  лиц, обороны страны и безопасности  государства. Указанные ограничения  некоторых основных  прав и  свобод устанавливаются Федеральным  законом «О статусе военнослужащих»  и другими законодательными актами  Российской  Федерации.

Проблема ограничения прав и свобод военнослужащих  заключается  в установлении законодателем в соответствии с нормами и принципами Конституции РФ границ и пределов действия прав и свобод.  По  мнению  ряда ученых, вводимые и применяемые органами государственной власти ограничения прав и свобод должны соответствовать принципам и  концептуальным установкам  международной практики и Конституции РФ342. Анализ положений ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод об их соответствии международно-правовым нормам о  необходимых  и допустимых в демократическом обществе ограничениях.

Во Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 29)343 указаны следующие основания и условия возможных ограничений:

1)они могут вводиться только  на  основании  закона (по Конституции  РФ – на основании федерального  закона);

2) они применяются исключительно  с целью соблюдения и уважения  прав и свобод других и постольку, поскольку это совместимо с  природой указанных прав (по Конституции  РФ – в целях защиты прав  и законных интересов других  лиц);

3) они вводятся в интересах  удовлетворения справедливых требований  морали, обеспечения и охраны  государственной безопасности, общественного  благосостояния (по Конституции  РФ – в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства).

Особенности военной службы обусловливают ограничения некоторых прав и свобод военнослужащих, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации. Они распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения, должны вводиться только законом и быть соразмерны охраняемому общественному интересу,  основываться на принципе запрета чрезмерных ограничений прав и свобод  военнослужащих.

П. 7  ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»  установлены  правоограничения (запреты), обусловленные  особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. 

Вопросы ограничения прав государственных служащих довольно подробно освещены в научной литературе. Например, Д.Н. Бахрах называет запреты общеслужебными ограничениями и относит их к обязанностям, запрещающим совершать определенную деятельность, т.е. осуществляемым путем бездействия344.

А.Ф. Ноздрачев отмечает, что запреты носят абсолютный характер, и они не связаны непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. По его мнению, установленные правоограничения в отношении военнослужащих можно рассматривать в двух основных аспектах:

1) несовместимость исполнения военной  службы с другими видами деятельности;

2) обеспечение дисциплинарного  режима на военной службе345.

Не соблюдение военнослужащим указанных  ограничений  может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности; досрочного увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному  п. «б» ч. 2 ст. 49 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (за невыполнение им условий контракта), а при наличии состава преступления  – для привлечения к уголовной ответственности.

А.В. Кудашкин систематизирует запреты и ограничения, действующие в отношении военнослужащих, по четырем направлениям:

а) в политической сфере;

б) в экономической сфере;

в) ограничения свободы слова и печати;

г) в связи с особым характером  военной службы346.

В целях соблюдения  военнослужащими политической нейтральности и ограждения их от влияния политических партий ст. 18 Федерального закона «Об обороне» запрещается ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территориях воинских частей, соединений и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации347. Ст. 45 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» запрещает проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы воинским частям, военным учреждениям и организациям348.

Военнослужащие Российской Федерации могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих»); военнослужащие  не  вправе  использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним (абз. 9 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Сотрудники пограничных органов Федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций. Однако, военнослужащие в Российской Федерации не ограничены как в активном,  так и пассивном избирательном праве. Согласно ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Установленный Федеральным законом «О статусе военнослужащих» запрет военнослужащему заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает одновременно и запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, как служебной, так и трудовой, т.е. они не вправе совмещать военную  службу  с  работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке,  установленном Трудовым кодексом РФ,  в том числе  по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том,  что военнослужащий обязан  посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы. Поскольку состояние на военной службе определяется моментами поступления на военную службу и увольнения с нее,  т.е. является непрерывным, запрет на работу распространяется и на внеслужебное время.

В то же время Закон разрешает военнослужащим заниматься  научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ,  гарантирующей каждому свободу литературного,  художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Единственным условием, предусмотренным Законом, для осуществления вышеуказанных видов деятельности военнослужащим является то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы.

Кроме указанных ограничений Закон в связи с особым характером военной службы устанавливает ограничения в пользовании определенными материальными благами, например, запрещает получать, в какой бы то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги,  подарки,  бесплатное предоставление услуг или по льготным тарифам и т.д.). Военнослужащим запрещается получать гонорары за выступления (лекции и пр.) в порядке осуществления служебной деятельности, хотя бы такого рода выступления и имели научный,  педагогический или иной  творческий характер. В противном случае это означало бы совместительство, что не допускается по Закону.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает некоторые запреты в связи с особым характером военной службы, например, запрет на участие в забастовках. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной  службы  как  средство  урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются (п. 3.ст. 7). Запрет на участие военнослужащих в забастовках проистекает из сущности военной службы как федеральной государственной службы особого вида.

 Таким образом, законодатель  подчеркнул непрерывность состояния  на военной службе в пределах  сроков, установленных Законом, а  также неприемлемость использования  данной формы защиты своих  прав при исполнении   военной  службы.  Данный запрет не противоречит  нормам международного права  и соответствует сложившейся  в  зарубежных  государствах  с  развитой системой демократии  практике ограничения прав военнослужащих  на участие в забастовках349. В то же время законодательством предусмотрены иные формы защиты нарушенных прав военнослужащих: подача специальной (в порядке, установленном гл. 5 ДУ ВС РФ) и общей  жалобы, а также обжалование  действий  и  решений  органов  военного управления и воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры и в суд в порядке,  установленном Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»350.

Кроме прямых запретов законодательными актами предусмотрены ограничения военнослужащих в  некоторых правах и свободах личности. Например:

выезд военнослужащих за пределы гарнизонов,  на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, а за пределы Российской Федерации – в порядке,  установленном законодательством. Уставом Внутренней службы ВС РФ установлено,  что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,  за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу,  осуществляется с разрешения командира воинской части.  Федеральными законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»351  (ст. 19) установлено, что военнослужащие выезжают за пределы РФ при наличии разрешения командования,  оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации352.

Кроме того, в отношении военнослужащих действует еще ряд ограничений:

в случае  служебной необходимости отдельные мероприятия  в соответствии с  перечнем,  утверждаемым руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба,  проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

обучение военнослужащих,  проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального  образования возможно  только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – запрещено.

Правовой статус военнослужащего как специфического субъекта права включает в себя совокупность прав и  свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством Российской Федерации в целях исполнения данной категорий лиц военной службы в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, указанных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

Особенности военной службы обусловливают ограничения некоторых прав и свобод военнослужащих,  гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации.  Они распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения, должны вводиться только законом и быть соразмерны охраняемому общественному интересу,  основываться на принципе запрета чрезмерных ограничений прав и свобод  военнослужащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Конституционно-правовые  основы прохождения военной службы  в Российской Федерации.

 

Военная служба, являясь по определению особым видом федеральной государственной службы353, представляет собой сложный комплексный правовой институт. Провозглашенная Конституцией Российской Федерации, она регулируется нормами как конституционного, так и административного, финансового, уголовного и других отраслей российского права, определяющими ее особенности и отличия от других видов государственной службы.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы