Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

13) использовать беспрепятственно  в служебных целях средства  связи, а при отражении вооруженных  вторжений на территорию Российской  Федерации, воспрепятствовании незаконным  массовым пресечениям Государственной  границы. проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых  в совершении правонарушений, - транспортные  средства, принадлежащие предприятиям (независимо от форм собственности), учреждениям, организациям, общественным  объединениям, и в необходимых  случаях - гражданам, с возмещением  владельцам, по их требованию, в  установленном законом порядке  расходов либо причиненного ущерба. Исключение составляют средства  связи и транспорт, принадлежащие  дипломатическим, консульским и  иным представительствам иностранных  государств, международным организациям, и транспортные средства специального  назначения;

14) запрашивать и получать безвозмездно  от государственных органов, предприятий  и их объединений, учреждений, организаций  и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на пограничные  органы и пограничные войска, за исключением случаев, когда  законом установлен специальный  порядок получения информации, а  также получать и использовать  дактилоскопическую информацию, содержащуюся  в информационных массивах органов  внутренних дел и федеральных  органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15) вести необходимые для осуществления  контроля за поддержанием режима  Государственной границы, пограничного  режима и режима в пунктах  пропуска через Государственную  границу регистрацию лиц и  учеты фактических данных, статистику  и использовать для этих целей  информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному  закону. Пограничные органы ежеквартально  и по итогам года издают  справочную информацию о количестве  лиц, пересекших Государственную  границу, в том числе с указанием  гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда  в Российскую Федерацию и выезда  из Российской Федерации иностранных  граждан и граждан Российской  Федерации, а также лиц без  гражданства, совместно с таможенными  органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу;

16) вносить в государственные  органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные  объединения представления об  устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по  делам о которых отнесено к  ведению пограничных органов  и пограничных войск;

17) привлекать к решению задач  в сфере защиты Государственной  границы в пределах приграничной  территории на добровольных началах  граждан в составе общественных  объединений, в качестве внештатных  сотрудников пограничных органов  и в иных формах, а также  поощрять граждан, отличившихся  при защите Государственной границы;

18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую  силу и служебных собак в  порядке и случаях, предусмотренных  настоящим Законом;

19) во внутренних морских водах  и в территориальном море Российской  Федерации, российской части вод  пограничных рек, озер и иных  водоемов по отношению к российским  и иностранным судам, кроме того:

предложить судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в эти воды;

предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания;

остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. По результатам осмотра судна ему может быть разрешено продолжать плавание (пребывание) в водах Российской Федерации с соблюдением установленных правил или предложено покинуть воды Российской Федерации, или оно может быть задержано согласно требованиям настоящего Закона;

снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

преследовать и задерживать за пределами территориальных вод Российской Федерации судно, нарушившее международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или в прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно.

20) осуществлять меры по обеспечению  собственной безопасности пограничных  органов и пограничных войск  в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности";

21) в соответствии с законодательством  Российской Федерации налагать  штраф за незаконный провоз  лиц через Государственную границу.

 

Анализируя законодательство, регламентирующее правовое положение военнослужащих А.В. Кудашкин, например, подразделяет права военнослужащих на общие и должностные325. К общим правам он относит:

хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;

продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа службы, уровня квалификации;

переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

пенсионное обеспечение с учетом стажа военной службы и т.д.

Указанные обязанности и права присущи всем военнослужащим независимо от ведомственной принадлежности и занимаемой должности. Именно общие права и обязанности военнослужащих составляют ядро, или основное содержание специального правового статуса военнослужащих.

Кроме того, каждый военнослужащий также имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями   или   письменными   приказами   прямых начальников. Соответствующие указанным обязанностям должностные права призваны создать военнослужащему надлежащие условия для их выполнения. Должностные обязанности и права составляют содержание должностного статуса конкретного военнослужащего.

Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих". Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На должностных лиц органов пограничной службы ФСБ России, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.

Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудников пограничных органов Федеральной службы безопасности и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При исполнении сотрудником пограничных органов Федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда.

Анализ Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона «О статусе военнослужащих» и иных законов позволяет выделить особенности правового положения отдельных групп, видов, категорий военнослужащих.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (п.2 ст.2) прохождение военной службы осуществляется:

гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

       иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Объем их прав, обусловленных  военной службой и связанных с государственным материальным обеспечением, значительно различается, что объясняется различием сущностного содержания этих двух видов исполнения военной службы.

Таким образом, каждый из военнослужащих обладает определенным, отличным от других правовым положением.

Н.В. Артамонов в структуре специального правового статуса военнослужащих выделяет следующие части: общую, относящуюся к правовому статусу гражданина вообще, специальную (совокупность общих военно-служебных прав и обязанностей), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих) и, наконец, единичную, включающую в себя особенности правового положения данного военнослужащего326.

В то же время, содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина составляют права, свободы, обязанности и гарантии, закрепленные Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами. Основу  конституционно-правового статуса составляют основные (конституционные) права, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ.

В то же время основные права, свободы и обязанности развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве: федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, а так же подзаконных нормативных правовых актах – Указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, ведомственных нормативных правовых актах.

 

 

III. СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

 

Применительно к специфическим субъектам права, например, военнослужащим, конституционно-правовой статус конкретизируется в их специальном правовом статусе.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина распространяется на военнослужащих с учетом возможностей его реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, что влечет за собой некоторые ограничения в конституционных правах и свободах.

Конституций Российской Федерации закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства. В  то же время она является основой для правового регулирования вопросов, касающихся юридического закрепления конституционно - правового статуса военнослужащих, в том числе ограничений их прав и свобод как человека и гражданина.

Став военнослужащим, лицо приобретает общие, специальные и должностные обязанности и соответствующие им права. Отдельные группы военнослужащих, например, относящиеся к различным составам военнослужащих, а так же исполняющие в соответствии с законом военную службу не только в пограничной службе ФСБ России, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в силу специфики стоящих перед ними целей и задач, предопределяющих специфические направления деятельности, наделяются законом особыми полномочиями, отличными от полномочий военнослужащих других организаций и органов.

Так, например, Федеральным законом «О федеральной службе безопасности» (ст. 12) предусмотрены следующие обязанности органов Федеральной службы безопасности327:

выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а так же отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы