Гармония и красота окружающего мира. Эстетика ландшафта и ландшафтное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:26, реферат

Краткое описание

Эстетическое восприятие возникло в процессе многотысячелетнего приспособления человечества (как представителя животных) к среде обитания как оптимальная (и очень сложная) система отношений представителей человеческого рода к визуальным проявлениям явлений (прежде всего) неживой и (вторично) живой природы, закрепившаяся в сфере бессознательного (например, в виде инстинктов). Мозг обращается к бессознательному за информацией о цвете и форме и получает архаичную информацию об их значении в природе. Она никак не интерпретирована, часто не осознается человеком в жизни и сформирована предками за тысячелетия жизни человечества. Проявляется данный механизм на архаичном (инстинкты), древнем (мифологемы) и современном (архетипы и ассоциации) плане бессознательного.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Красота и гармония, как исходные понятия эстетики. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном……4-9

Садово-парковые ландшафты Древнего мира………………………….10-13

История ландшафтного дизайна. Архитектурные формы……………..14-18

Эстетика ландшафта. Ландшафтное искусство…………………………19-28

Заключение……………………………………………………………………...29-30
Иллюстрации………………………………………………………………..…..31-35
Использованная литература……………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по ландшафту.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

 

4. Эстетика ландшафта. Ландшафтное искусство.

 

Эстетика ландшафта – одно из прикладных направлений в ландшафтоведении, которое изучает процесс отражения красоты природной среды в форме чувственного образа (перцепции). Перцепция (чувственное восприятие) влияет на психику и состояние здоровья человека.

Перцепция ландшафта изучает и  оценивает природные комплексы, используемые или потенциально планируемые  к использованию в целях рекреации  и туризма. Поэтому важным моментом в изучении рекреационных характеристик  ПТК является их психолого-эстетическая оценка. В практическом плане это актуально с точки зрения восстановления творческого потенциала человека, которое наилучшим образом происходит в ландшафтах, обладающих высокой эстетической ценностью.

Эстетическая оценка ландшафта  происходит при совместном использовании методов, существующих в психологии, социологии и географии на основе ландшафтного картографирования.

Процесс психологического отражения  природы посредством чувств человека – это сложный процесс взаимодействия человека и ландшафтов. Вследствие этого, внешний облик-пейзаж ландшафта стимулирует у человека множество ассоциаций, эмоций и чувств. Содержание и форма восприятия человеком эстетических свойств ландшафта зависит от его культуры, социального положения и жизненного опыта. Наряду с этим – это процесс, в котором происходят определенные психофизические реакции раздражения: световые, вкусовые, обонятельные, гаммы звуковых импульсов и т.д.

Важным фактором восприятия красоты  ландшафта является понимание человеком  красоты природы. В таких условиях необходимой составляющей восприятия ландшафта становятся такие свойства личности, которые формируются социальной группой, нацией, обществом, представлениями об идеальном ландшафтном пейзаже.

Необходимыми компонентами перцепции  ландшафта являются также характер восприятия и оценки ландшафта в рамках той или иной культуры, которая определяется этнической и географической принадлежностью, исторической эпохой.

Полнота и объективность оценки эстетики ландшафта складываются не только из оценок экспертов и знатоков, но также из оценок различных групп людей. Одним из важнейших моментов выявления полезных свойств ПТК является его комфортность. Процедура оценок эстетики ландшафта состоит из двух групп научно-методологических направлений. Первая группа подходов исследует свойства воздействие природы на характер ее восприятия, выясняет тенденции и развитие структуры ПТК, которые производят наиболее сильное впечатление на человека и, следовательно, могут играть большую роль при принятии решений, в формировании характера и поведения.

Вторая группа предполагает изучение комплекса ценностей различных  социальных групп по отношению к  определенным территориям. Ландшафтоведы  обычно используют физико-географические подходы, а социологи – социально-географические. В результате при оценке эстетических особенностей ПТК ландшафтоведам не хватает психологизма, а социологам – географичности.

В комплексе подходов и показателей  эстетичности ландшафта выделено три основных: пейзажное разнообразие, экзотичность и уникальность. Эти особенности важны при ландшафтном планировании и проектировании. Вместе с тем, в системе этих показателей необходим учет психологических особенностей людей, воспринимающих данные ПТК то есть количественные показатели могут приобретать различные значения для людей разного возраста, воспитания, образовательного уровня. Поэтому эстетическая оценка ПТК, невозможна без  социологических исследований.

Социально-географические исследования представляют собой выявление эстетических свойств ландшафтов через анкетирование  и опрос экспертов. Опрос чаще всего ведется в форме интервью, где используются четыре типа вопросов: открытые, закрытые, с предписанным выбором и градуированием, а также в форме устных текстов, представляющих собой списки прилагательных либо семантически дифференцированных прилагательных, и с помощью шкал позиций.

С целью более полной оценки эстетичности ландшафта физико-географические и  социально-географические методы объединяются. Их сочетание позволяет провести психолого-эстетическую оценку конкретных ПТК. Так, объектом эстетической оценки может служить совокупность ПТК какой-либо территории в пределах видимости с обзорных точек в различных местностях или пейзажи. Учитываются количественные и качественные признаки, имеющие название показателей эстетичности. Для сравнения определяется балл эстетичности. Оценка проводится по каждой местности на основе следующих критериев: общая внушительность пейзажа, выразительность рельефа, пространственное разнообразие, наличие антропогенных объектов и характер сочетания природных аквальных комплексов. С учетом названных критериев, если территория находится в приморской зоне, оценивается характер сочетания природных аквальных комплексов прибрежной части и ПТК пляжей. Если оценивается горная территория, то учитываются сочетания различных форм рельефа, наличие водопадов, выразительность горного рельефа и т.п.

Общая внушительность оценивается  по выделению доминанты в пейзаже  и его многоплановости. Доминанта обозначает объекты, привлекающие внимание наблюдателя, а многоплановость – ряд последовательно сменяемых визуальных планов в парках, лесопарках, отделенных между собой кулисами и воспринимаемых на достаточном расстоянии, то есть наличие цепей гор и островов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя и частично заслоняющих друг друга. Выразительность рельефа оценивается по гористости пейзажа, наличию, например, морских видов и видов скал, обилию полуостровов, прибрежных островов, просматриваемости отмелей. Пространственное разнообразие растительности оценивается по общей лесистости пейзажа и просматриваемости древесных насаждений. Оценка прибрежной части осуществляется по видам берегов, обилию и характеру пляжей. Антропогенная измененность учитывается по наличию антропогенных объектов.

Для подсчета баллов эстетичности составляется таблица с тремя видами оценочных шкал: шкала количественной оценки многоплановости – обилия объектов пейзажей, обилия островов, полуостровов и пляжей; шкала количественной оценки для таких показателей эстетичности, как лесистость и гористость, ишкала, связанная с наличием различных объектов, выделением доминанты, просматриваемости отмелей, древесных насаждений и характером пляжей.

Низкие баллы эстетичности получают местности, которые затронуты средней  степенью эрозионного расчленения, пологими и покатыми разноориентированными склонами с небогатой однообразной степной растительностью. Отдельными местами наблюдаются куртины древесной растительности или криволесья. Другой тип местности с низкими баллами эстетичности: древние речные долины с застроенным днищем, сильно эродированные, под древесной растительностью и разнотравными лугами. Эти местности имеют невысокие показатели эстетичности сочетания природно-аквальных комплексов прибрежной части и природных комплексов пляжей, средние показатели выразительности рельефа в связи с отсутствием видов скал, низким обилием островов и полуостровов и непросматриваемостью отмелей, а также с невысокими показателями общей внушительности пейзажа и сильным антропогенным воздействием.

Средние оценки получили ПТК долин  древних рек с днищами, занятыми заболоченными лугами и разноориентированными склонами различной крутизны и среднерасчлененной эрозионной сетью с фрагментами морских террас под липово-дубовыми лесами с фрагментами злаково-разнотравных лугов. Для данных ПТК характерно оптимальное сочетание луговой и древесной растительности, подчеркнутое хорошей просматриваемостью древесных насаждений. Кроме того, несмотря на довольно низкие показатели внушительности пейзажа и сильную измененность человеком, для данной местности характерны выразительность рельефа и пространственное разнообразие растительности.

Максимальное число баллов получили ПТК низкогорий со склонами различной  крутизны, разноориентированными, слаборасчлененными эрозионной сетью, с обилием участков морской аккумулятивной террасы, под разнотравно-злаковыми лугами и под липово-дубовыми лесами и криволесьями с участками разнотравно-полынных лугов. Эти местности отличаются наибольшей выразительностью пейзажей и рельефа, пространственным разнообразием растительности, высокой эстетичностью сочетания водных поверхностей и ПТК, связанной с наличием обширных участков галечного пляжа.

Дальнейшая процедура эстетической оценки ПТК включает анкетирование  статистически достоверных групп  людей

Привлекательность ландшафта на три  четверти может быть достигнута автоматически, если будет рациональной территориальная структура землепользования, если специализация хозяйства будет определяться рынком, а не директивами. Оставшуюся четверть задачи должны взять на себя архитекторы и художники (ландшафтные дизайнеры), пришедшие на помощь застройщикам и фермерам. Даже выпуск утюгов сегодня немыслим без художественного проектирования. Тем более нельзя отставлять без дизайна ландшафт, которому сама природа назначила стать предметом искусства.

«Эстетической мелиорации» подлежит не только ландшафт, но и сам человек: необходимо переносить центр тяжести эстетического воспитания с потребления отдельных вещей и продуктов профессионального искусства – картин в рамках, спектаклей на сцене и т.п. – на впечатление от всей окружающей среды.

При развитии частной собственности  на землю и ее свободной купли-продажи  красота ландшафта становится ценным капиталом, растущим с каждым годом. Возделанный, ухоженный ландшафт, в  котором проявляются национальные черты и характеристики, фольклорные и сакральные особенности, стоит очень дорого. Но и купят его лишь самые богатые ценители красоты, не столько для себя, сколько для своих гостей. Однако и это не помешает культурному ландшафту быть национальным достоянием, поскольку он принадлежит не только частному владельцу, но и стране, народу.

Научно-технический прогресс рано или поздно приведет к созданию новых  поколений сельскохозяйственных машин  – природосберегающих и не нарушающих эстетику ландшафта; живописность пейзажей станет больше, они подешевеют и станут общедоступными. Механизм усиления красоты ландшафта состоит в использовании его потенциальной рыночной стоимости, основанной на его природном потенциале.

Целесообразным было бы организовать службу эстетического ландшафтного контроля при природоохранных органах и органах культуры. В основу эстетического контроля/мониторинга за ландшафтами могло быть положено нанесение и учет всех достопримечательных объектов природы и культуры, в целом ландшафтов с составлением карт и каталогов, фотоархивов. Этим самым можно создать серьезное препятствие для монополистов-природопользователей, застройщиков и частного капитала.

Большую пользу могло бы принести всестороннее пропагандирование эстетически  выдающихся ландшафтов как памятников природы и культуры. Их в России достаточно, чтобы составить ее славу.

Красоту пейзажей средней полосе России создали речные долины и поймы, лесные поляны и опушки, кустарники и мелколесья у ручьев и оврагов, дороги-аллеи, одичавшие сады и кусты на месте  исчезнувших домов и улиц, храмы, бывшие помещичьи усадьбы и парки. Многие из этих элементов ландшафта считались бесполезными для сельского хозяйства; мелиораторы и строители вели на них подлинное наступление: кустарники искореняли под пашню, поля отделяли от лесов непроходимыми «оборонительными валами» из выкорчеванных машинами корней, овраги засыпали или превращали в свалки.

Малые реки спрямляли, превращали в  канавы или заменяли неряшливыми  прудами и водохранилищами с  непрочными, прорывающимися каждую весну  высокими плотинами и длинными мелководными охвостьями, полными затопленных деревьев. Исчезали пойменные леса и луга, черемуха, соловей. Верховые болота бессмысленно осушались ради выполнения плана по мелиорации. Когда такой план «спускался» на область или район, канавы рыли там, где это удобно мелиораторам. В результате односторонних и близоруких преобразований сельский ландшафт обеднялся, становился однообразнее, а уменьшение разнообразия – верный признак регресса, деградации.

Из ландшафтной экологии известно, что опушки, мелколесья, небольшие западины и карликовые водоемы – не мелочи, а важные органы естественного, да и культурного ландшафта. Разнообразный и привлекательный ландшафт необходим не только ради чистой красоты, имеющей психотерапевтическое и воспитательное значение, не только для отдыха горожан и сельских жителей, но и для нормального функционирования биогеоценозов, а стало быть, и для повышения продуктивности сельского хозяйства и благосостояния людей, на нем живущих.

Например, известно, что большие и слишком ровные поля сильнее выдуваются ветром и хуже дренируются, а пастбищам, скоту и пастухам очень нужна тень от опушек и групп деревьев, помощь гнездящихся там птиц, поедающих мошкару и оводов. Леса и болота запасают и расходуют влагу лучше искусственных водохранилищ.

Исторически сложившийся культурный ландшафт – не склад случайных  вещей, а цельная система, создаваемая  трудом нескольких поколений; красота  в нем свидетельствует о целесообразности. Ландшафт красив, если ему присущи  черты живого организма или биогеоценоза: иерархичность, многоярусность, округленность очертаний, обилие всякого рода ядер, центров, границ, сетей, оболочек, бордюров, переходных зон повышенного биоразнообразия (экотонов), смягчающих контрасты; культурному ландшафту присуще обновление частей, сотрудничество старых и новых элементов. Эти черты сознательно или бессознательно заимствуются у природы художниками, ремесленниками, архитекторами, да и всем этносом в устройстве своего быта, жилищ, усадеб; они автоматически появляются во всем ландшафте при разумном природопользовании. Не только загородная местность, но и старые города живописны, привлекательны, уютны, если обладают вышеперечисленными особенностями.

Живописный пейзаж – не самоцель и не роскошь, а необходимая принадлежность процветающего хозяйства. Красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность для людей, в том числе и духовная; полезность для биосферы, для продолжения жизни на Земле.

Информация о работе Гармония и красота окружающего мира. Эстетика ландшафта и ландшафтное искусство