Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:50, курсовая работа
Объект исследования: государственная служба в Республике Башкортостан.
Предмет исследования: анализ особенностей функционирования института государственной гражданской службы в Республике Башкортостан.
Цель исследования: комплексное правовое исследование института государственной гражданской службы Республики Башкортостан как способа осуществления государственного управления и перехода общественных отношений на новый улучшенный уровень развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 5
1.1 Понятие бюджетного устройства Республики Башкортостан 5
1.2 Бюджетная классификация Республики Башкортостан 8
1.3 Система органов власти управлением финансовой деятельностью в 000Республике Башкортостан 10
1.4 Нормативно-правовая основа бюджетного законодательства Республики 000Башкортостан 16
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ 18
000БАШКОРТОСТАН 18
2.1 Анализ бюджета Республики Башкортостан 18
2.2 Состояние бюджетной системы Республики Башкортостан 23
2.3 Денежно-кредитная политика, банковская система, страховой и 000валютный рынок в Республике Башкортостан 37
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 000В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 41
3.1 Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики 000Башкортостан 41
3.2 Создание эффективных механизмов исполнения и контроля бюджетной 000политики, системы региональных финансов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Немаловажен вопрос экономии средств бюджета Республики Башкортостан, здесь необходим акцент не только на экономии бюджетных финансов, но и на предупреждении злоупотреблений казенными средствами. В данной связи, в целях предотвращения неэффективного расходования средств бюджета Республики Башкортостан, их экономии целесообразным является принятие республиканского закона, четко определяющего требования к конкурсам, тендерам, условиям и порядку проведения закупок (приобретения) товаров, работ, услуг для государственных нужд [31].
По данным Министерства финансов Республики Башкортостан всего по территории Республики Башкортостан (с учетом поступлений таможенных платежей) за 11 месяцев 2010 года в бюджетную систему Российской Федерации собрано 264 747,4 млн. рублей, что превысило объем поступлений за аналогичный период 2009 года на 61 839,1 млн. рублей или на 30,5%.
Поступления в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за январь-ноябрь текущего года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 56 122,1 млн. рублей или на 45,8%, поступления в консолидированный бюджет Республики Башкортостан увеличились на 5 717,0 млн. рублей или на 7,1%.
Рисунок 2.1 Структура и динамика расходов
консолидированного бюджета Республики
Башкортостан
В основном (88,5%) формирование
доходов бюджетной системы
За 11 месяцев текущего
года исполнение бюджета Республики
Башкортостан по налоговым и неналоговым доходам составило
64 637,4 млн. рублей или 112,2% к годовому плану.
Основными источниками налоговых доходов
являются: налог на прибыль организаций
– 22 302,0 млн. рублей (34,5% от общей суммы налоговых
и неналоговых доходов), налог на доходы
физических лиц – 14 535,5 млн. рублей (22,5%),
акцизы –
10 178,7 млн. рублей (15,8%), налоги на имущество
– 8 551,0 млн. рублей (13,2%). Поступления налога
на прибыль организаций по сравнению с
аналогичным периодом 2009 года снизились
на 1 566,7 млн. рублей или на 6,6%, поступления
акцизов увеличились на 2 154,9 млн. рублей
или на 26,9%, налогов на имущество – на 603,2
млн. рублей или на 7,6% [22].
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, составили 6 653,3 млн. рублей (10,3% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 28,8%.
Безвозмездные поступления составили 23 375,2 млн. рублей или 26,6% от общей суммы доходов.
На среднесрочную перспективу основным приоритетом расходов бюджетов всех уровней также будут являться инвестиции в развитие «человеческого капитала» – почти 65% всех расходов консолидированного бюджета, что в 2009 г. составило около 60 млрд. руб., планируется направить на создание эффективной социальной инфраструктуры, благоприятной окружающей среды, охрану жизни и здоровья граждан, повышение социального благополучия и качества жизни населения (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Структура расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан (млн. руб.)
Наименование показателя |
2009 |
доля в общем объеме |
2010 |
2011 (первонач. Прогноз) |
Расходы всего |
93366,0 |
100,0% |
100 425,9 |
102 504,3 |
Экономическое развитие |
16461,4 |
17,6% |
17624,1 |
18508,2 |
Сфера социальных услуг |
48335,8 |
51,8% |
51551,3 |
55363,2 |
Социальная политика |
11637,8 |
12,5% |
13096,3 |
11648,7 |
Обеспечение безопасности и правоохранительная деятельность |
3944,4 |
4,2% |
4 240,8 |
1487,3 |
Другие направления расходов |
12986,6 |
13,9% |
13913,4 |
15496,9 |
Необходимо отметить, что позитивные сдвиги в реформировании системы региональных финансов не могли бы быть осуществлены без методической поддержки Министерством финансов Российской Федерации нововведений и планомерной работы по формированию действенных механизмов взаимодействия органов власти различного уровня в процессе управления общественными финансами, в том числе направленных на оптимизацию межбюджетных отношений регионов с федеральным центром.
Так, начавшаяся перестройка структуры бюджетных потоков, в первую очередь сокращение общего количества межбюджетных трансфертов (например, за 2007 г. из федерального бюджета в бюджет Республики Башкортостан поступило 65 различных видов трансфертов) путем объединения их по отраслевому принципу, будет способствовать как повышению гибкости и оперативности при их перераспределении на решение приоритетных задач в рамках предварительно определенного блока, так и уменьшению ряда достаточно трудоемких административных функций, причем зачастую исключительно технического характера [33].
Рисунок 2.2 Динамика поступлений доходов в бюджетную систему Российской Федерации на территории Республики Башкортостан по
уровням бюджетов
Расходы бюджета Республики Башкортостан в январе-ноябре 2010 года профинансированы в объеме 79 245,5 млн. рублей, что составило 79,1% к годовому плану, в том числе расходы на оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам составили 23 857,0 млн. рублей или 30,1% от общей суммы расходов, на оплату труда работников республиканских учреждений – 10 941,1 млн. рублей или 13,8%, на приобретение медикаментов, продуктов питания, реализацию мер социальной поддержки граждан, на выплату пособий, доплат к пенсиям и других расходов по социальному обеспечению – 13 737,9 млн. рублей или 17,3%, на медицинское страхование неработающего населения и иные межбюджетные трансферты Республиканскому фонду обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан – 6 227,7 млн. рублей или 7,9%, на оплату коммунальных, транспортных и прочих услуг – 5 480,4 млн. рублей или 6,9%, на финансирование капитальных вложений и дорожного хозяйства направлено 15 379,1 млн. рублей или 19,4% всех расходов бюджета Республики Башкортостан. На вышеуказанные направления расходов приходится 95,4% всех расходов бюджета Республики Башкортостан.
Рисунок 2.3 Структура поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации на территории Республики Башкортостан
в 2009 году
Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов (муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений) за январь-ноябрь 2010 года составили 21 399,7 млн. рублей или 96,3% к годовому плану, в том числе в бюджеты муниципальных районов поступило 8 549,2 млн. рублей, в бюджеты городских округов – 12 850,5 млн. рублей, что составляет соответственно 97,5% и 95,6% к плану на год [42].
Реформирование бюджетной системы и межбюджетных отношений в Башкортостане, прошедшее несколько этапов – от построения отношений на договорной основе до применения программного метода долгосрочного взаимодействия, отражает общие тенденции процесса реформирования финансовой системы страны.
Республика Башкортостан всегда отличалась наивысшим качеством управления финансами и грамотно выстроенной эффективной финансовой системой, поэтому реализация задачи формирования нового бюджетного устройства для Башкортостана в целом была осуществлена в достаточно стабильной обстановке, хотя и эти условия нельзя назвать сколько-нибудь комфортными, тем более тепличными. Реформа осуществлялась в республике на основе последовательно реализуемого весь предшествующий период принципа формирования самостоятельных бюджетов на всех уровнях публичной власти, который основывался ранее на нормах республиканского бюджетного законодательства, а впоследствии – на нормах Бюджетного кодекса РФ.
В настоящее время в Республике функционируют 1020 бюджетов с полностью сформированным бюджетным процессом, что является крупнейшей в стране региональной бюджетной системой. Общее поступление платежей во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды на территории Республики Башкортостан за 2007 г. составило 227,9 млрд. руб. Из общего объема поступлений в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации перечислено 66% (150,4 млрд. руб.), в консолидированный бюджет Республики Башкортостан – 34% (77,5 млрд. руб.). По объему налогов, сборов и иных обязательных платежей, поступивших в федеральный бюджет, республика находится на 8 месте среди субъектов РФ, а по объему доходов консолидированного бюджета за 2007 г. (92 млрд. 579,6 млн. руб.), – на 10 месте в Российской Федерации и на 2 месте – среди субъектов Приволжского федерального округа.
Рисунок 2.4 Бюджетная система Республики Башкортостан
Основными бюджетообразующими налогами консолидированного бюджета Республики Башкортостан являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, а также налоги на имущество, формирующие соответственно 29,8%, 28,7% и 9,7% собственных доходов консолидированного бюджета без учета безвозмездных поступлений. В структуре налоговых доходов 60% всех поступлений составляют налоги с организаций, удельных вес налогов с физических лиц по итогам прошедшего года сложился на уровне 40%.
На исполнение расходных обязательств бюджетов всех уровней в прошедшем году было направлено 91 млрд. 880,1 млн. руб., с ростом на 22,6% к уровню 2006 г. На выплату заработной платы и начислений на оплату труда, на социальные трансферты населению (пособия, доплаты к пенсиям, иные социальные выплаты, стипендии) направлено 45% (40 млрд. 948,1 млн. руб.) расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Значима и инвестиционная составляющая консолидированного бюджета, составившая по итогам 2007 г. 35% расходов [23].
Расходование столь значимых бюджетных ресурсов находится под постоянным контролем, в целях организации которого проводится ежеквартальный мониторинг финансового положения и качества управления финансами 1019 муниципальных образований по 13-ти индикативным показателям, результаты которого широко освещаются.
Наряду с этим проводится и оценка эффективности работы органов местного самоуправления по мобилизации доходов в бюджет, анализ исполнения плана пополнения доходной части местных бюджетов, состояния задолженности, ее структуры и динамики.
Положительные итоги деятельности по обеспечению исполнения бюджетного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления были отмечены и Коллегией Счетной палаты РФ по результатам проверки, проведенной в республике в феврале-марте 2007 г., в ходе которой фактов нецелевого использования бюджетных средств и в целом финансовых нарушений не было установлено. Подобные выводы Счетной палатой РФ были сделаны уже в третий раз, начиная с аналогичных комплексных проверок исполнения бюджетов, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных республике, проведенных в 2002 и 2004 гг.
Результаты управления
общественными финансами
Планомерная работа по мониторингу местных бюджетов проводится в Башкортостане с 2003 г. в рамках осуществляемых Министерством финансов РФ мероприятий по реформированию региональных государственных финансов [46].
Во исполнение Программы реформирования государственных финансов Республики Башкортостан 2003 г. осуществлены мероприятия по рационализации бюджетных расходов, внедрению казначейской системы исполнения бюджета, развитию налоговой и доходной базы, формированию эффективной системы межбюджетных отношений, совершенствованию механизмов управления государственным долгом, инвестиционным процессом и государственной собственностью.
Следующим этапом реализации реформ бюджетного процесса и повышения качества управления государственными финансами Республики Башкортостан стал переход от модели финансового управления «по затратам» к формированию модели финансового управления «по результатам» в рамках Программы реформирования 2005-2007 годов, мероприятия которой были направлены на рост бюджетных доходов, оптимизацию государственного сектора экономики, установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг, внедрение системы оценки эффективности бюджетных расходов, совершенствование государственной инвестиционной политики.
Информация о работе Анализ бюджета (на примере Республики Башкортостан)