Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение системы социальной защиты инвалидов в нашей стране и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ИНВАЛИДОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………………...…...8
1.1. История становления социальной защиты в отечественной истории..….8
1.2.Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов………….....14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ…………..…………………………….....29
2.1. Понятие инвалидности, её виды…………………………………………...29
2.2.Социальные, медико-социальные и управленческие аспекты защиты
инвалидов……………………………………………………………………32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ …………………………………………...42
3.1 Понятие, структура органов социальной защиты инвалидов.……………42
3.2 Реабилитация как основное направление социальной защиты
инвалидов…………………………………………………………………….53
3.3 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов………………..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………………..74
Курсовая работа
по истории социальной работы
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Работу выполнила
К защите допущен «__»________200_г.
Защита состоялась «__»________200_г. к.ф.н., доцент
Отметка «_____________» Петрова Г.А.
Члены комиссии: _________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ИНВАЛИДОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………………...…...8
1.1. История становления социальной защиты в отечественной истории..….8
1.2.Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов………….....14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО
ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ…………..……………………
2.1. Понятие инвалидности, её виды…………………………………………...29
2.2.Социальные, медико-социальные и управленческие аспекты защиты
инвалидов………………………………………………………
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ …………………………………………...42
3.1 Понятие, структура органов социальной защиты инвалидов.……………42
3.2 Реабилитация как основное направление социальной защиты
инвалидов………………………………………………………
3.3 Роль социальных работников
в реабилитации инвалидов………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Законом СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Инвалидность - это беда, о которой особенно не задумываешься, пока она не коснётся тебя лично. Любой из нас не застрахован от нелепых случайностей, травм, болезней. Это испытание жизни. Потеря своих физических возможностей. Полная или частичная зависимость от окружающих людей и перевод стрелок жизни на иной путь. Порой это тяжёлое испытание растягивается на долгие годы и на всю жизнь.
В условиях перехода к рыночной экономике одним из приоритетов социальной политики является социальная защита инвалидов.
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
"Инвалид, - говорится в
Законе "О социальной защите
инвалидов в Российской
"Ограничение
Масштабность проблемы и
необходимость ее приоритетного
решения подтверждает как мировая,
так и отечественная
Вот почему государство, обеспечивая
социальную защищенность инвалидов, призвано
создавать им необходимые условия
для индивидуального развития, реализации
творческих и производственных возможностей
и способностей путем учета их
потребностей в соответствующих
государственных программах, предоставления
социальной помощи в предусмотренных
законодательством видах в
В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тыс. инвалидов заняты трудовой деятельностью, как мы уже отмечали, это негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности.
Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.
Основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий, как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
Актуальность проведения исследований проблемы социальной защиты инвалидов обусловлена следующими факторами:
В перспективе в Российской Федерации ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении. Сегодня в Российской Федерации свыше 10 млн. человек официально признаны инвалидами.
Несмотря на рост числа инвалидов в России недостаточно учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи.
Одной из важнейших проблем инвалидов является их занятость. Только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест для инвалидов.
Инвалид в России сталкивается также с такими проблема как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможностью продолжить обучение и другое.
Все вышеперечисленное подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы, вынесенной в качестве темы настоящей курсовой работы.
В основном все аспекты
социальной защиты инвалидов рассмотрены
в Федеральном Законе "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации"
(№ 181-ФЗ от 24.11.95 г) и Федеральном
Законе "О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов"
(№ 122-ФЗ от 2.7 95 г), а также ряде Указов
Президента РФ, в том числе Указ
"О мерах по формированию доступной
для инвалидов среды
Цель исследования - рассмотреть технологию социальной работы с инвалидами.
Исходя из степени разработанности изучаемой проблемы, в работе решались следующие задачи:
Цель курсовой работы - изучение системы социальной защиты инвалидов в нашей стране и за рубежом.
Объектом исследования является одна из самых социально незащищенных категорий населения, а именно инвалиды.
Предмет исследования – становление механизмов социальных, медико-социальных и управленческих аспектов защиты инвалидов.
Гипотеза - повышение уровня и улучшение качества жизни является фактором снижения социальной напряженности, укрепления социальной безопасности России.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1.рассмотреть исторические аспекты социальной защиты инвалидов;
2.изучить зарубежный опыт социальной защиты инвалидов;
3.проанализировать основные аспекты социальной работы по защите инвалидов;
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что её результаты должны показать реальную обстановку, сложившуюся в нашей стране по данной проблеме, а также существующую за рубежом.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ИНВАЛИДОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Потребность в социальной помощи и защите, а в связи с этим и в людях, профессионально или на общественных началах занимающихся этим делом, была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры и в той или иной степени удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации.
До начала правления Петра 1 социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви. История говорит больше всего о милостыне и о богадельнях (т.е. богоугодных заведениях для призрения и содержания лиц, неспособных к труду), реже упоминается о выкупе пленных, о госпиталях и школах. Ещё в 996 году великий князь Владимир, проявляющий большую милость по отношению к сиротам, поручил попечение и надзор за оставшимися без родителей детьми духовенству. С этого времени государство, и церковь развивали систему призрения сирот, бедных и убогих. Но все эти меры носили эпизодический характер.
В середине XVI в. впервые формулируется идея оказания помощи нуждающимся, и создаются реальные предпосылки для формирования системы государственного призрения. В 1551 году Стоглавый собор Русской православной церкви постановил просить, чтобы "благочестивый царь" повелел "всех прокаженных и престарелых описати по всем градам" и в них "устроити богадельни", поместив в последние "не могущих нигде главы преклонити".
Постепенно в системе органов государственного управлении выделяются специализированные структуры, оказывающие помощь нуждающимся. При царе Михаиле Федоровиче все дела, относящиеся к призрению бедных, были сосредоточены в патриаршем приказе, который одновременно осуществлял контроль за содержанием богаделен, сиротских домов и других благотворительных учреждений; выделяя для этих целей остатки от патриарших и монастырских доходов. Вопросами оказания медицинской помощи ведал в то время особый аптекарский приказ. К этому периоду времени относятся первые попытки законодательного оформления остальных программ. При царе Алексее Михайловиче в 1650 году была издана Кормчая книга; имевшая законодательную силу и поручавшая церкви и духовенству заботиться о вдовах и сиротах.
К концу XVI в. на Руси исторически
сложились и развивались три
основные направления
Значительный вклад в создание системы государственного призрения внес Пётр I. К числу его многочисленных заслуг перед Россией надо отнести и то, что он впервые признал обязанность государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. Уже к 1718 году только в Москве было устроено более 90 богаделен, в которых проживало до 4500 нищих, слабых и увечных, получавших содержание от казны.
Вопросами государственного призрения были посвящены многие указы Петра 1, Так, указ 1712 года обязывал организовывать во всех губерниях сети госпиталей "для самых увечных" и "зело престарелых" людей. Их постройка и содержание поручались магистратам.
Указ 1715 года предписывал создавать при церквах в Москве и других городах специальные госпитали для "зазорных младенцев" (незаконнорожденных).