Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:51, курсовая работа
Целью работы является анализ существующих в науке и практике представлений, сущности отношений возникающих в связи с осуществлением договора перевозки грузов, а так же выработка предположений по совершенствованию гражданско-правового регулирования этой сферы.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1) Проанализировать правовую характеристику договора перевозки грузов.Определить правовую природу данного договора;
2) Выделить и изучить отдельные элементы договора перевозки грузов.Выделить и изучить особенности перевозки грузов раразличными видами транспорта.Выявить особенности юридической ответственности сторон договора;
3) Обосновать и попытаться разрешить проблемные вопросы.
Cодержание………………………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1.Правовое регулирование договора перевозки грузов………………...7
1.1.Источники правового регулирования ………………………………………7
1.2.Правовая природа договора………… …………………………………........9
Глава 2.Обязательства по перевозке грузов ….…………………………....17
2.1. Обязательства по перевозке грузов…………………………..……………17
2.2.Порядок заключения договора перевозки………………………………...21
2.3. Элементы договора грузовой перевозки………………………………….23
Глава 3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза…….30
3.1. Железнодорожная перевозка………………………………………………30
3.2. Автомобильная перевозка………………………………………………….37
Глава4.Ответственность по договору перевозки ………..………………...42
4.1. Условия и виды ответственности…………..……………………………...42
4. 2Претензионный порядок и особенности судебного разрешения споров по договору перевозки……………………………………………………..…...…..49
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников…………………………………………..56
Приложение. …………………………………………………………………….60
Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл.40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.
Несмотря на то, что в российском гражданском праве проблеме правовой природы данного вида договора посвящена обширная литература, данный вопрос остается пока дискуссионным. Однако, несмотря на кажущуюся изученность этой проблемы, необходимо обратиться к рассмотрению юридической природы указанного договора, поскольку правильное определение правовой природы договора перевозки имеет известную ценность «...с позиций дальнейшего совершенствования и унификации транспортного законодательства».
В системе договоров, регулирующих перевозку грузов, договору перевозки грузов отводится функция «основной транспортной операции», а многие российские ученые данному договору отводят особую роль, или называют «стержневым обязательством на транспорте», а зачастую этот договор именуется как договор перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов) или разовым договором.
Путинский
Б.И., например, рассматривая систему
договоров перевозки, отмечает, что
«особый и самостоятельный
Цивилисты, выделяющие категории транспортных договоров и обязательств полагают, что «обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств». Иную точку зрения имеет В.В.Витрянский, который пишет: «...система правового регулирования отношений, связанных с перевозками грузов, традиционно исходит из необходимости урегулирования наиболее детальным образом обязательств, грузоотправителей и перевозчиков, вытекающих именно из договора перевозки конкретного груза. Этим и определяется значение указанного договора». С мнением В.В.Витрянского о приоритетности долгосрочного договора об организации перевозок можно согласиться лишь отчасти, о чем будет сказано нами ниже.
Из определения договора перевозки груза следует, что этот договор является возмездным, «поскольку за перевозку уплачивается вознаграждение» и взаимным, «поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести провозную плату, но имеет право на перевозку сданного груза». Он является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке.
Договор перевозки грузов транспортом общего пользования признается публичным (ст.789 ГК, ст.426 ГК). Для признания договора грузовой перевозки публичным договором требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки автомобильным транспортом общего пользования обязательство доставить вверенный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обладать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять перевозки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерческая организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, подлежащий обязательному опубликованию.
Исследуя далее правовую природу указанного договора, необходимо заметить, что, по справедливому замечанию О.С.Иоффе, сложнее решается вопрос о его консенсуальности или реальности. Эту специфику также отмечал Г.С.Гуревич .
Вместе с тем, исходя из определения договора перевозки груза, можно предположить, что он сконструирован по модели реального договора. На данное обстоятельство обращали внимание многие ученые. Так, В.Т.Смирнов писал: «Договоры перевозки груза являются реальными. Для их заключения недостаточно соглашения перевозчика и грузоотправителя, необходима еще и передача груза перевозчику, поскольку он обязан доставить «вверенный» ему груз. Однако в некоторых случаях заключаются консенсуальные договоры перевозки груза. Так, консенсуальными являются договоры морской перевозки груза в форме чартера». А.Л.Маковский указывает: «Основным квалифицирующим признаком договора перевозки грузов является принимаемая на себя перевозчиком возмездно обязанность доставить груз другого лица из одного пункта в другой и там выдать этот груз управомоченному на его получение лицу. В этом основное содержание договора перевозки груза, дающее возможность отграничить его от других договоров, заключаемых в целях транспортировки груза: а) от навигационных, годовых и специальных договоров, не возлагающих на перевозчика обязанность перевозки конкретного груза, а определяющих условия перевозки в течение некоторого периода времени, навигации года и т.п.; б) от договора фрахтования судна на время (тайм-чартер), по которому фрахтовщик обязуется за вознаграждение предоставить другой стороне во временное пользование морское судно; в) от договора буксировки судна, так как объектом этого договора не является транспортировка груза.
Поскольку эти договоры не являются договорами перевозки груза, на них не распространяются нормы гл. 9 Основ». А.Л.Маковский в другой работе, в которой рассматриваются морские грузовые перевозки, писал: «Так как транспорт не создает вещественной продукции, а лишь перемещает уже созданные продукты, то выполнение перевозчиком своей обязанности по перевозке зависит от предъявления другой стороной отправителем грузов, требующих перевозки. Пока перевозчик не получил соответствующий груз, он не может гарантировать выполнение своей основной обязанности: доставить груз в место назначения. Поэтому договор перевозки по общему правилу является реальным договором: он признается заключенным лишь после передачи отправителем перевозчику груза».
В.В.Витрянский по этому аспекту пишет: «...представляется, что квалификация так называемых организационных договоров перевозки: годовых на автомобильном, специальных на воздушном и навигационных на речном транспорте - не имеет отношения к проблеме квалификации договора перевозки в качестве реального либо консенсуального договора, во всяком случае в том понимании, которое следует из ст.72 Основ гражданского законодательства. В этой статье законодатель дал определение договора перевозки, конкретной партии груза, оставив за пределами его предмета обязанности сторон по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Такой договор, поскольку он считается заключенным в момент передачи груза перевозчику, по общему правилу является реальным договором».
Далее он указывает: «Однако в некоторых случаях (например, по договору разового заказа на автомобильном транспорте) первоначально, до вручения груза перевозчику, на стороне последнего возникают обязанности по подаче транспортного средства под погрузку. Указанные обязанности перевозчика не могут быть исключены из содержания договора, и по существу соответствующие действия перевозчика входят в состав предмета договора перевозки, а следовательно, сам договор перевозки должен считаться заключенным ранее момента вручения перевозчику груза, подлежащего перевозке».
О таких правоотношениях, когда обязанность транспортных организаций по подаче грузоотправителю подвижного состава возникает еще до момента вручения груза перевозчику писали М.Е.Ходунов, О.С.Иоффе.
Так, М.Е.Ходунов отмечал: «Если перевозка не включена в план, то обязанность заключить договор возникает с момента акцепта перевозчиком внеплановой или сверхплановой заявки отправителя. В этом случае перевозка осуществляется в порядке одностороннего планирования, обязательного только для перевозчика в пределах предоставленного для этой цели лимита перевозочных средств».3
О.С.Иоффе указывал: «Если эта обязанность возникает из плана и уточняющих его актов (например, заявок грузоотправителя), она предшествует договору и на построение последнего как реального влияния не оказывает. Но такая же обязанность по неплановым отношениям может возникнуть из договора, когда, например, морское пароходство соглашается предоставить грузоотправителю для заполнения его грузом определенное судно (часть судна) или когда автотранспортное предприятие принимает заказ грузоотправителя на подачу определенного количества автомобилей к обусловленному сроку для перевозки определенного груза. Нельзя поэтому не признать, что неплановые договоры грузовых перевозок строятся как консенсуальные, если уже в силу соглашения сторон одна из них обязуется предоставить перевозочные средства, а другая - сдать груз для перевозки. Все прочие неплановые перевозки грузов оформляются реальными договорами».4 С мнением указанных ученых категорически не соглашалась А.Н.Романович,5 которая отрицала гражданско-правовой характер действий по подаче заявки на погрузку груза вне или сверх плана и придававшая ей характер административного правоотношения.
С нашей точки
зрения, взгляды О.С.Иоффе, М.Е.Ходунова
по правовой природе заявок грузоотправителей
на осуществление внеплановых
Заметим, что ряд ученых (А.Л.Маковский, О.С.Иоффе) рассматривали согласование и уточнение плана перевозок через механизм подачи грузоотправителями заявки на выделение подвижного состава на основе месячного плана грузовых перевозок и принятие ее транспортной организацией не гражданско-правовым обязательством, а административно-правовым актом.
По этому
аспекту представляет теоретический
и практический интерес точка
зрения В.В.Витрянского, который пишет:
«Обязанность исполнять плановые задания
(заметим, публично-правовая обязанность)
предполагала согласование сторонами
конкретных условий подачи транспортных
средств перевозчиком и предъявление
грузоотправителем
С этим суждением нельзя не согласиться, а В.В.Витрянский еще раз подтверждает правильность суждения Г.С.Гуревича по правовой природе заявки и ее роли.
Здесь уместно заметить, что по указанному аспекту в науке господствует концепция, по которой договор грузовой перевозки является реальным, кроме договора морской перевозки - чартера. Ряд ученых отстаивают концепцию, согласно которой к числу консенсуальных договоров перевозки относятся, кроме чартера (применяемого на морском транспорте), и договор автомобильной перевозки. М.К.Александров-Дольник, М.А.Тарасов отстаивали реальный характер всех договоров о грузовых перевозках. Между тем некоторые дореволюционные (например, П.П.Цитович, Н.Плавтов) и советские цивилисты (А.Г.Гусаков, Г.С.Гуревич) полагали, что договор перевозки грузов является всегда консенсуальным.
В пользу концепции о консенсуальном характере договора грузовой перевозки А.Г.Гусаков указывал: «Без соглашения, как основы договора, не может возникнуть никакого отношения по перевозке с автомобильной дорогой....Передача отправителем предмета перевозки и принятие его автомобильной дорогой всегда и неизменно сопровождает соглашение сторон относительно содержания договора.... Без передачи и принятия груза не может возникнуть договор автомобильной перевозки, но этого недостаточно для того, чтобы совершение договора считалось завершенным. Поэтому договор автомобильной перевозки не может быть отнесен к группе т.н. реальных договоров».
Г.С.Гуревич, доказывая консенсуальный характер указанного договора, писал: «В литературе отмечалось, что решение этого вопроса (о консенсуальности или реальности) зависит от форм планирования перевозок грузов, от степени его детализации». Причем подчеркивалось, что в тех случаях, когда плановое задание детально определяет отношения сторон по подаче перевозочных средств и их загрузке, то отправителю и перевозчику «6...не о чем договариваться... в период, предшествующий перевозке, договор признается заключенным в момент сдачи груза транспорту и, следовательно, является реальным договором. В тех же случаях, когда планирование не носит столь детального характера, договоры перевозки являются консенсуальными соглашениями».
Обычно в качестве реальных называют договоры перевозки на железнодорожном и водном транспорте, а в качестве консенсуальных - на автомобильном и воздушном транспорте.
Глава 2.Обязательства по перевозке грузов
2.1.Обязательства по перевозке грузов
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании экономики преобладали административные начала, подавляющая часть перевозок планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок. В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой характер.7
По общему
правилу, закрепленному в ст. 784 ГК,
перевозка грузов, пассажиров и багажа
осуществляется на основании договора
перевозки. Заключение договора перевозки
груза требует наличия
Информация о работе Договор перевозки грузов различными видами транспорта