Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:51, курсовая работа
Целью работы является анализ существующих в науке и практике представлений, сущности отношений возникающих в связи с осуществлением договора перевозки грузов, а так же выработка предположений по совершенствованию гражданско-правового регулирования этой сферы.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1) Проанализировать правовую характеристику договора перевозки грузов.Определить правовую природу данного договора;
2) Выделить и изучить отдельные элементы договора перевозки грузов.Выделить и изучить особенности перевозки грузов раразличными видами транспорта.Выявить особенности юридической ответственности сторон договора;
3) Обосновать и попытаться разрешить проблемные вопросы.
Cодержание………………………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1.Правовое регулирование договора перевозки грузов………………...7
1.1.Источники правового регулирования ………………………………………7
1.2.Правовая природа договора………… …………………………………........9
Глава 2.Обязательства по перевозке грузов ….…………………………....17
2.1. Обязательства по перевозке грузов…………………………..……………17
2.2.Порядок заключения договора перевозки………………………………...21
2.3. Элементы договора грузовой перевозки………………………………….23
Глава 3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза…….30
3.1. Железнодорожная перевозка………………………………………………30
3.2. Автомобильная перевозка………………………………………………….37
Глава4.Ответственность по договору перевозки ………..………………...42
4.1. Условия и виды ответственности…………..……………………………...42
4. 2Претензионный порядок и особенности судебного разрешения споров по договору перевозки……………………………………………………..…...…..49
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников…………………………………………..56
Приложение. …………………………………………………………………….60
Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или получателя взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских перевозках — диспач). В целях предупреждения доступа к грузу и обеспечения его сохранности в процессе перевозки обособленные помещения и емкости (трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.
Внесение провозной платы (фрахта на морском транспорте) и иных платежей является важнейшей обязанностью грузоотправителя. Ее размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством (ст. 790 ГК). Такое исключение сделано в отношении транспорта общего пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа, утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Размер этого тарифа определяют исполнительные федеральные органы и органы управления субъектов Российской Федерации.
Провозная
плата обычно должна быть внесена
грузоотправителем при
Перевозчик
наделен правом удержания груза
(ст. 359, 360 ГК, ст. 95 УВВТ, ст. 154 КТМ и
др.) в целях обеспечения
Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглашением сторон, а затем за плату.
При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевозчик также обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие условия работы в таком случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и пр.).
В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов. Во-первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения. Во-вторых, допускается изменение пункта назначения груза, т. е. его переадресовка. Заявление о переадресовке груза может быть подано грузоотправителем, грузополучателем, а также иными лицами, уполномоченными на то надлежащим образом. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевозчика. Перевозка грузов после переадресовки оформляется новой накладной, составляемой станцией (портом, пристанью) переадресовки. Срок доставки груза при этом меняется. Организация, по заявлению которой произведено изменение грузополучателя или станции (порта) назначения груза, отвечает перед первоначальным адресатом за последствия этих изменений и обязана урегулировать расчеты между отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза (ст 78 КВВТ, ст. 38-39ТУЖД).13
Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции (порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз принимается на ответственное хранение, и его дальнейшая судьба определяется отправителем. Получатель вправе отказаться от получения груза только при том условии, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что возможность его полного или частичного использования исключена (ст. 42ТУЖД, ст. 79КВВТ, ст. 111 ВК, ст. 72 УАТ).
Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием раскредитование документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад получателя, не всегда возникает необходимость в уведомлении последнего о прибытии груза. Нарушение этой обязанности перевозчиком лишает его права взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой перевозочных средств. В предусмотренных законом случаях получатель вправе требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом общей формы, записями в грузосопроводительных документах.
Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины. Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной приемкой. По истечении установленных сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, т.е. грузы, прибывшие без сопроводительных документов.
Глава3.Особенности отдельных видов договора перевозки груза
3.1. Железнодорожная перевозка
Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. Особенности.
В соответствии со статьей 798 Гражданского кодекса (ГК) по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.
В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Существенными условиями договора перевозки грузов являются:
предмет договора;
сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки;
порядок расчетов.
Договор перевозки груза признается заключенным с момента передачи одной стороной (грузоотправителем) соответствующего имущества другой стороне (перевозчику), который выдает грузоотправителю грузовую квитанцию.
Предварительным договором может быть возложена обязанность заключить в будущем основной договор на одну сторону либо на обе. Договоры об организации перевозок всегда являются взаимными.
В соответствии со статьей 784 ГК транспортирование грузов реализовывается на основании договора транспортировки.
Перевозка железнодорожным транспортом.
Форма заявки на транспортировку грузов, правила и распорядок ее оформления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются предписаниями перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Для осуществления транспортировки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель отправляет перевозчику надлежащим образом оформленное и в необходимом количестве экземпляров требование на перевозку грузов.
Данное требование должно содержать следующее:
указание количества вагонов и тонн;
железнодорожные перегоны назначения;
срок действия требования не более чем 45 дней;
другие предусмотренные
правилами транспортирования
Заявки доставляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала транспортирования грузов в искреннем интернациональном информации.
Заключение договора железнодорожной перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной железнодорожной накладной (п. 2 статья 785 ГК).
Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Основанием
заключения договора перевозки груза
железнодорожным транспортом
В заявке указываются следующие данные:
наименование
железной дороги, в пределах деятельности
которой находятся
полное наименование, фактический почтовый адрес и банковские реквизиты грузоотправителя;
порядок подачи вагонов, контейнеров;
номер договора об организации перевозок грузов, если такой договор заключен с железной дорогой;
точное наименование груза, вид груза, масса груза, количество вагонов, контейнеров;
дата регистрации и утверждения заявки, номер заявки и т.д.
В заявке грузоотправитель обязан указать срок действия заявки, причем этот срок не может быть более чем 45 дней.
При систематических перевозках грузов железная дорога и грузоотправитель в соответствии со статьей 798 ГК могут заключить долгосрочный договор об организации перевозок. Заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон. Основная цель подобных договоров на железнодорожном транспорте - урегулировать в ходе выполнения перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период.
Согласно статье 791 ГК договор об организации перевозок на железнодорожном транспорте является самостоятельным основанием возникновения обязательства по предъявлению груза и подаче транспортных средств.
В договоре об организации перевозок не определяются количество груза, который должен быть перевезен в результате одноразовой отправки, сроки подачи транспортных средств и предъявления груза для каждой отправки и т.д. В нем могут быть определены лишь общие объемы груза, подлежащего перевозке в течение обусловленного периода (года, трех или пяти лет и т.п.), и установлены меры ответственности за невыполнение перевозок груза в этом объеме в целом по итогам обусловленного в договоре периода, в связи с тем что грузовладелец и железнодорожный перевозчик достигают соглашения об осуществлении перевозок в течение длительного времени.
Традиционная систематизация правил об ответственности за нарушение обязательств перевозки грузов предполагает выделение двух разделов. Это ответственность за неподачу транспортных средств или непредъявление груза (неиспользование транспортных средств), а также ответственность за несохранность груза и просрочку доставки.
Согласно ГК и УЖТ перевозчик несет ответственность за невыполнение принятой заявки, несохранность груза, просрочку доставки, самовольное использование или задержку вагонов, подачу неочищенных вагонов, повреждение вагонов.
Невыполнение перевозчиком принятой заявки (статья 94 УЖТ) выражается в неподаче под погрузку вагонов (контейнеров) в установленное время или подаче непригодных для перевозок вагонов (контейнеров). Невыполнение или ненадлежащее выполнение перевозчиком условий принятой заявки влечет взыскание штрафа:
0,1 МРОТ за
каждую непогруженную тонну
при перевозках в контейнерах - 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн, 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, 2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн;
неподача рефрижераторных вагонов (транспортеров) влечет наложение на перевозчика штрафа в размере 0,2 МРОТ за каждую непогруженную тонну груза.
Перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, если указанное невыполнение произошло вследствие непреодолимой силы, прекращения (приостановления) погрузки для перевозки в определенном направлении по правилам статьи 29 УЖТ, невнесения грузоотправителем платы за осуществленные перевозки, непредоставления грузоотправителем принадлежащих ему вагонов, задержки грузоотправителем вагонов предыдущей перевозки (статья 117 УЖТ).
Информация о работе Договор перевозки грузов различными видами транспорта