Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:51, курсовая работа
Целью работы является анализ существующих в науке и практике представлений, сущности отношений возникающих в связи с осуществлением договора перевозки грузов, а так же выработка предположений по совершенствованию гражданско-правового регулирования этой сферы.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1) Проанализировать правовую характеристику договора перевозки грузов.Определить правовую природу данного договора;
2) Выделить и изучить отдельные элементы договора перевозки грузов.Выделить и изучить особенности перевозки грузов раразличными видами транспорта.Выявить особенности юридической ответственности сторон договора;
3) Обосновать и попытаться разрешить проблемные вопросы.
Cодержание………………………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1.Правовое регулирование договора перевозки грузов………………...7
1.1.Источники правового регулирования ………………………………………7
1.2.Правовая природа договора………… …………………………………........9
Глава 2.Обязательства по перевозке грузов ….…………………………....17
2.1. Обязательства по перевозке грузов…………………………..……………17
2.2.Порядок заключения договора перевозки………………………………...21
2.3. Элементы договора грузовой перевозки………………………………….23
Глава 3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза…….30
3.1. Железнодорожная перевозка………………………………………………30
3.2. Автомобильная перевозка………………………………………………….37
Глава4.Ответственность по договору перевозки ………..………………...42
4.1. Условия и виды ответственности…………..……………………………...42
4. 2Претензионный порядок и особенности судебного разрешения споров по договору перевозки……………………………………………………..…...…..49
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников…………………………………………..56
Приложение. …………………………………………………………………….60
Размер
ответственности перевозчика
Будучи естественной монополией, железная дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности. Железные дороги выступают в качестве государственных унитарных предприятий (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Управление ими осуществляется исполнительными федеральными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов (ст. 11 указанного Закона). Это определяет специфику договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название — грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что: а) она является обязательной письменной формой договора, б) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений (ст. 39 ТУЖД).14
Договор
считается заключенным с
Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 10 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Дополнительные работы и услуги, железных дорог могут оплачиваться по договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся грузоотправителем на станции отправления. Нарушение этой обязанности влечет взыскание с него штрафа в размере, определенном ТУЖД, а отправление груза до внесения платежей может быть задержано. Кроме того, дорога вообще освобождается от ответственности за неподачу транспортных средств до момента внесения отправителем платежей за предыдущую перевозку8. За сверхнормативное хранение взыскивается пеня. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не установлено договором.
Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий. Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью (ст. 20 ТУЖД), а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки (ст. 39 ТУЖД). При различных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться9.
Если в районе станции назначения груза не окажется получателя, дорога поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза последний как невостребованный передастся для реализации в установленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются получателю при оплате им стоимости груза и отправителю в остальных случаях.
3.2. Автомобильная перевозка.
В соответствии со статьей 798 Гражданского кодекса (ГК) по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.
В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Существенными условиями договора перевозки грузов являются:
предмет договора;
сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки,порядок расчетов.Большинство дел рассматриваемых судами связаны именно с невыплатой денежных сумм,за предоставленную услугу.К примеру можно привести данное судебное решение.16
Общество с ограниченной ответственностью «Том-Авто-Транс» обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский регион» задолженности за оказанные услуги по перевозке груза в размере 18 000 руб., а также расходов на оплату государственной пошлины в размере 2 000 руб.
ООО «Том-Авто-Транс» выполнило свои обязательства надлежащим образом, что подтверждается подписанным между Истцом и Ответчиком Актом № 020 от 27.07.2009г., из которого следует, что услуги по перевозке груза из Томска в Красноярск 19.07.2009г. выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеств у и срокам оказания услуг не имеет (л.д. 17). Между тем, ООО «Сибирский регион» оказанные услуги не оплатило (доказательства иного в материалах дела отсутствуют).
19.10.2009г. Истец обратился к Ответчику с претензией, в которой требовал погасить имеющуюся задолженность в сумме 18 000 руб. (л.д. 18). Истцом был получен ответ ООО «Сибирский регион» на указанную претензию, из которого следует, что Ответчик не оспаривает сумму долга (признает долг), но в связи с финансовыми трудностями не имеет возможности оплатить задолженность, обязуется погасить вышеуказанную задолженность (л.д. 19).Изучив материалы дела и доказательственную базу суд принял решение взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сибирский регион» (ОГРН 1077017024930) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Том-Авто-Транс» 18 000 руб. – задолженности, 2000 руб. - в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, а всего 20 000 руб.
Договор перевозки груза признается заключенным с момента передачи одной стороной (грузоотправителем) соответствующего имущества другой стороне (перевозчику), который выдает грузоотправителю грузовую квитанцию.17
Автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные.
К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города или другого населенного пункта. К пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно. К междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города или другого населенного пункта на расстояние более 50 км, а к международным - перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории РФ.
По договору
перевозки груза
При перевозке грунта в отвалы, снега и других грузов, по которым не ведется складского учета (грузы нетоварного характера), автотранспортные предприятия и организации по условиям договора перевозки могут быть освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателям.
Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок.
Огнеопасные,
взрывчатые, отравляющие, ядовитые, едкие
вещества, а также другие опасные
грузы принимаются к перевозке
автотранспортными
Договоры на перевозки.
Согласно
статье 789 ГК в качестве перевозчика
выступают предприятия
Автотранспортное законодательство предусматривает два вида договоров:
договоры, направленные
на организацию транспортного
договоры перевозки конкретного груза.
Каждый из этих видов договоров определяет свою сферу транспортной деятельности. Годовой договор на автомобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления отношений сторон на первой, организационной, стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза.
В отличие
от них договор перевозки
Годовой
договор на перевозку грузов обеспечивает
выполнение этой работы. В нем также
согласовываются условия, касающиеся
организации взаимоотношений
Сторонами годового договора являются автотранспортные и промышленные предприятия, строительные, сельскохозяйственные, торговые и другие предприятия и организации, указанные в плане перевозок по клиентуре. Годовые договоры подразделяются на два вида: двусторонние и трехсторонние. В двустороннем договоре одной из сторон всегда является автотранспортное предприятие или организация, принимающая на себя обязательство перевозки, другой - грузоотправитель, для которого установлен план перевозок. Грузополучатель в этом случае не участвует в заключении договора и не является, следовательно, его стороной.
При перевозке грузов в контейнерах в договоре должны дополнительно обусловливаться объемы перевозок грузов по каждому типу контейнеров (в том числе раздельно по завозу и вывозу), график завоза порожних и вывоза груженых контейнеров, порядок погрузки и разгрузки контейнеров (со снятием с автомобиля или без снятия их), организация у грузоотправителя обменного пункта контейнеров, порядок его работы, определение количества оборотных контейнеров, порядок оформления документов, сроки оборота контейнеров.
Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние при условии обеспечения сохранности груза оформляются одной товарно-транспортной накладной суммарно на всю работу, которую выполнил водитель автомобиля в процессе смены. При этом оформление промежуточных поездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную поездку.
Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых: первый - остается у грузоотправителя; второй - у водителя; третий - у грузополучателя.
При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона может не выписываться.
Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, учитывающие количество перевозимого груза и время работы автомобиля, а также время простоя по каждой поездке и другие показатели, необходимые для последующего внесения этих данных в товарно-транспортные накладные.
Глава4.Ответственность по договору перевозки.
4.1. Условия и виды ответственности.
Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств. Прежде всего, она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Следовательно по соглашению сторон уровень ответственности перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен.
Информация о работе Договор перевозки грузов различными видами транспорта