Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:51, курсовая работа
Целью работы является анализ существующих в науке и практике представлений, сущности отношений возникающих в связи с осуществлением договора перевозки грузов, а так же выработка предположений по совершенствованию гражданско-правового регулирования этой сферы.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1) Проанализировать правовую характеристику договора перевозки грузов.Определить правовую природу данного договора;
2) Выделить и изучить отдельные элементы договора перевозки грузов.Выделить и изучить особенности перевозки грузов раразличными видами транспорта.Выявить особенности юридической ответственности сторон договора;
3) Обосновать и попытаться разрешить проблемные вопросы.
Cодержание………………………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава1.Правовое регулирование договора перевозки грузов………………...7
1.1.Источники правового регулирования ………………………………………7
1.2.Правовая природа договора………… …………………………………........9
Глава 2.Обязательства по перевозке грузов ….…………………………....17
2.1. Обязательства по перевозке грузов…………………………..……………17
2.2.Порядок заключения договора перевозки………………………………...21
2.3. Элементы договора грузовой перевозки………………………………….23
Глава 3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза…….30
3.1. Железнодорожная перевозка………………………………………………30
3.2. Автомобильная перевозка………………………………………………….37
Глава4.Ответственность по договору перевозки ………..………………...42
4.1. Условия и виды ответственности…………..……………………………...42
4. 2Претензионный порядок и особенности судебного разрешения споров по договору перевозки……………………………………………………..…...…..49
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованных источников…………………………………………..56
Приложение. …………………………………………………………………….60
Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за не совершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих договору перевозки (административный акт при поставках по государственному контракту). По своей природе такая ответственность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке). К их числу относятся: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).
Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматривается как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и перевозчика от ответственности за несовершсние действий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах предпринимательского риска.
Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных условиях. Прежде всего, это касается ответственности перевозчика за несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза — несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о не сохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).
Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвечающих на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.
Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств относятся: а) особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств; б) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке; в) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму, и пр. (ст. 109 ТУЖД, ст. 118 КВТТ) и др.)11.18 При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности.
Одним из признаков ответственности в обязательствах по перевозке грузов является се ограниченный характер. Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК, транспортными уставами и кодексами, а иногда — соглашением сторон (например, в силу п. 1 ст. 794 ГК).19
Объем и
характер ответственности зависят
от содержания нарушенной обязанности.
Ответственность за неподачу транспортных
средств или за их неиспользование
в действующих уставах и
Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утраты или недостачи 1руза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности,— в размере объявленной стоимости груза (п.2 ст. 796 ГК). Для определения стоимости груза применяется несколько способов. Доказательством стоимости груза прежде всего является его цена, указанная в счете продавца или в договоре. В Законе РФ “О федеральном железнодорожном транспорте” указано, что цена, указанная в счете или договоре, определяется с учетом налога на добавленную стоимость и инфляции (п. 3 ст. 20). При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость груза исчисляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 3 ст. 424 ГК). Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если она не входит в стоимость груза.
Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный порчей (гибелью) груза.
От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии.
Общая авария характеризуется, прежде всего, тем, что убытки причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки (отсюда и ее название, ст. 232 КТМ). Эти убытки могут выражаться: а) в уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях форсирования хода судна, получившего повреждение, сжигается часть груза или судовой инвентарь); б) в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т.д. Перечень убытков (расходов), которые считаются общей аварией, является примерным (ст. 286, 287 КТМ), а нормы, регламентирующие ее последствия,— диспозитивными (ст. 285 КТМ). Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков, не являющихся общей аварией, дан в ст. 297 КТМ.
Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки и в том случае ,когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки. Такое распределение, однако не лишает участников общей аварии права на взыскание с ответственного лица понесенных убытков( п.3ст.285КТМ)
4. 2Претензионный порядок
и особенности судебного
Специфика рассмотрения
споров по грузовой перевозке заключается
в наличии особого
Право на предъявление претензии принадлежит: а) отправителю- при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортное средство; б) отправителю и получателю – при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз( грузовую квитанцию, коносамент); в) получателю- при недостачи, порче или повреждении груза, а также в случае просрочки в его доставке против накладной или коносамента; г) отправителю или получателю – при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представит накладную(коносамент).
Претензия с
приложением необходимых
Исковой давностью
согласно ст. 195 ГК РФ признается срок для
защиты права по иску лица, право
которого нарушено. Общий срок исковой
давности в соответствии со ст. 196 ГК
РФ установлен в три года. Пунктом
1 ст. 197 ГК РФ предусматривается, что
для отдельных видов требований
законом могут устанавливаться
специальные сроки исковой
Срок
исковой давности по
Например, по одному из дел, рассмотренных Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в порядке надзора, грузополучатель обратился в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании штрафа за просрочку доставки груза. Решением арбитражного суда в иске было отказано по мотиву пропуска истцом срока исковой давности, при проверке в апелляционной и кассационной инстанциях данное решение было оставлено без изменений.
Как усматривалось из материалов дела, в связи с претензией грузополучателя железной дорогой был дан ответ о том, что содержащиеся в претензии требования признаются, а соответствующая денежная сумма будет перечислена на расчетный счет грузополучателя.
Заключение
Договор перевозки
грузов - один из хозяйственных важнейших
договоров, благодаря которому осуществляется
связь между промышленностью и сельским
хозяйством, промышленностью и торговлей.
Сторонами по договору перевозки груза
являются транспортные организации - перевозчик
и грузоотправитель. Договор перевозки
грузов государственных и общественных
организаций заключается на основании
плана, обязательного для обеих сторон.
Таким образом, договор перевозки грузов
плановый. И перевозчик, и грузоотправитель
имеют права и несут ответственность,
следовательно, договор перевозки двусторонний,
Договор перевозки грузов - реальный, так
как он считается заключенным с момента
сдачи груза транспортной организации
и отметки на перевозочном документе,
сделанной перевозчиком.
На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона.
Прежде, чем говорить о договоре
перевозки, необходимо отрегулировать
закон в той его части, которая
касается именно наказания за неисполнение
обязательств по договору. Договор перевозки
грузов призван обеспечить строго регламентированные
правила перевозки грузов, в связи с
этим требуется его неукоснительное выполнение.
Грузоотправитель и грузополучатель должны
со всей ответственность подходить к выполнению
обязательств по перевозке.
В настоящее время в договоре перевозке грузов существуют некоторые проблемы,которые требуют решения.Так к примеру на автомобильном транспорте :
Информация о работе Договор перевозки грузов различными видами транспорта