Договор финансовой аренды (лизинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условия форми-рования демократического государства в России современные прогрессивные политические лидеры утверждают постулат о необходимости построения гражданского общества, основанного на верховенстве закона.
Для достижения поставленной цели необходима система гарантий от бес-контрольного административного вмешательства в общественные отношения, что подразумевает, прежде всего, реальный режим господства права и обеспе-чение на нормативной основе стабильности во всех сферах, в том числе, в гражданском обороте.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика договора финансовой аренды (лизинга) …...7
1.1. История возникновения договора финансовой аренды (лизинга)………. 7
1.2. Понятие, признаки договора финансовой аренды (лизинга) …………… 17
1.3 Существенные условия договора финансовой аренды (лизинга)………..24
Глава 2. Стороны договора финансовой аренды (лизинга)…………………...30
2.1. Права и обязанности сторон договора финансовой аренды (лизинга)… .30
2.2. Сублизинг…………………………………………………………………… 41
Заключение …………………………………………………………………….... 46
Библиографический список …………………………………………………… 48

Вложенные файлы: 1 файл

ЛИЗИНГ.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Общая характеристика договора финансовой аренды (лизинга) …...7

1.1. История возникновения  договора финансовой аренды (лизинга)………. 7 

1.2. Понятие, признаки  договора финансовой аренды (лизинга) …………… 17  

1.3  Существенные условия  договора финансовой аренды (лизинга)………..24

Глава 2. Стороны договора финансовой аренды (лизинга)…………………...30  

2.1. Права и обязанности  сторон договора финансовой аренды (лизинга)… .30  

2.2. Сублизинг…………………………………………………………………… 41   

Заключение …………………………………………………………………….... 46 

Библиографический список  …………………………………………………… 48 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условия  форми-рования демократического государства  в России современные прогрессивные политические лидеры  утверждают постулат о необходимости построения гражданского общества, основанного на верховенстве закона.   

Для достижения поставленной цели  необходима система гарантий от бес-контрольного административного вмешательства в общественные отношения, что подразумевает, прежде всего,  реальный режим господства права и обеспе-чение  на нормативной основе стабильности во всех сферах, в том числе, в гражданском обороте.

Особое значение приобретает проблема  устойчивости договорных (в том числе лизинговых) отношений, которая может быть достигнута путем четкого и стабильного законодательного регулирования.

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основ-ных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств субъек-тов предпринимательства достигла максимума, что приводит к катастрофичес-ким последствиям для населения. Изношенность основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта приводит к постоянным авариям и как следствие жертвам среди людей. Это происходит по причине недостатка собственных средств  для обновления материально-технической ба-зы у подавляющего большинства отечественных предприятий. 

На практике предприниматели  для обновления  основных средств  и мате-риально – технической  базы, как правило, используют три  основные  источника финансирования своей деятельности: собственный  капитал (уставный капитал юридического лица или личные средства индивидуального предпринимателя); заёмный капитал; доход от ценных бумаг, выпускаемый ими. В последнее время в мировой практике одним из основных способов привлечения средств в экономику стала инвестиционная деятельность.

В странах с развитой экономикой одним из основных видов инвестици-онной деятельности является финансовая аренда (или по другому лизинг, тер-мин, используемый в российском праве и экономике как синоним финансовой аренды). Благодаря финансовой аренде предприниматель вместо того, чтобы брать в заём деньги на покупку оборудования, необходимого для его деятель-ности, в банке под проценты, обращается к инвестору, который закупает это оборудование и отдаёт ему его в аренду. При этом предпринимателю не тре-буется доказывать свою платёжеспособность или думать об обеспечении займа, а инвестор практически финансово не рискует, так как в случае неисполнения предпринимателем обязанности по оплате арендуемого имущества, оно возвра-щается обратно к инвестору, который, продав его или отдав в аренду, вернёт свои затраты.

Для России лизинговая деятельность является новой. До девяностых годов  прошлого века в российском праве  вообще не было понятия «финансовая  аренда». После того, как Россия стала  частью мировой экономики, финансовая аренда (лизинг) появилась и у нас. Благодаря лизингу, у отечественных пред-приятий появилась возможность оперативно восстановить и обновить машины и технику, составляющие их основные средства производства, быстро возвра-тить свои капиталовложения в оборудование. 

Интерес к финансовой аренде (лизингу) в России на протяжении несколь-ких лет продолжает расти. Увеличивается число лизинговых компаний, расши-ряют поле деятельности существующих, выходят на российский рынок зару-бежные лизинговые компании. Регулярно на страницах периодической печати, научных журналов появляются статьи, анализирующие те или иные проблемы лизингового бизнеса. Совершенствуется законодательная, нормативная и мето-дическая база лизинговой деятельности.

Поэтому развитие финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации остаётся актуальной, и потребность в её изучении и применении сохраняется до сих пор. С точки зрения юриста, наиболее интересным в изучении лизинговых правоотношений является исследование правового регулирования договора финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации, который как раз и явля-ется основанием для возникновения лизинговых правоотношений.

К сожалению, юридическому аспекту финансовой аренды (лизинга) в литературе уделено не так уж много внимания. Лизингу посвящено большое количество статей в периодической литературе, но фундаментальных трудов описывающих лизинг как правовой институт довольно мало. Из авторов таких исследований хотелось бы отметить В.В. Витрянского, В.Д. Газмана, В.С. Ема, А.А. Иванова, Е.А. Павлодского, которые оказали нам неоценимую помощь в процессе изучения финансовой аренды (лизинга) и написания настоящей ди-пломной работы.

Объектом исследования является финансовая аренда (лизинг). 

Предмет исследования –  действующее российское законодательство,  регулирующее финансовую аренду (лизинг).   

Цель работы – это  исследование  истории возникновения  и развития фи-нансовой аренды (лизинга) за рубежом  и в Российском государстве; анализ современной законодательной  базы, регулирующей  лизинговые отношения; исследование правоприменительной практики. 

Гипотеза исследования  состоит в том, что изучение, развитие и модерни-зация российского законодательства, регулирующего финансовую аренду (лизинг) будет способствовать  более эффективному обновлению и использо-ванию основных средств производства субъектами различных  форм  собствен-ности.  

В соответствии с целью  ставим перед собой основные задачи:

- раскрыть понятие  и изучить историю развития  законодательства о договоре  финансовой аренды (лизинга);

-  изучить существенные  условия договора финансовой  аренды (лизинга);

- проанализировать права  и обязанности сторон договора  финансовой аренды (лизинга);     

- определить содержание  сублизинга в соответствии с  действующим зако-нодательством.  

Путь (способы) решения основных задач. Методологическую основу исследования составляют  сравнительно – правовой, диалектический, логи-ческий методы, а также формально – юридический  и историко – правовой  анализ.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Изучение, развитие и систематизация  законодательства о финансовой аренде (лизинге) способствует более четкой правовой регламентации лизинговой деятельности, что положительно повлияет на хозяйственную деятельность предприятий, занятых  в мелком, среднем  и крупном  бизнесе и, соответственно, на всю экономику России в целом.  

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика договора финансовой аренды  (лизинга)

 

1.1.  История  возникновения договора финансовой  аренды (лизинга)

 

 История арендных  отношений насчитывает более  4 тысяч лет. Она богата и  разнообразна, как и история самого  человечества. Основы арендных отношений  тех лет имеют  много общего  с тем, что на первый взгляд  кажется нам сегодня новшеством.

Никто в мире не знает точной даты, когда состоялась первая арендная сделка в истории человечества. Тем не менее, первые вещественные свиде-тельства о такой деятельности относятся приблизительно к 2000 г. до н.э.

В ходе раскопок, происходивших  в 1984 г. на месте шумерского города Ур, ученым удалось обнаружить прототипы первых договоров аренды. Это были глиняные таблички, на которых стороны договора фиксировали свои обязательства по передаче на определенный срок в пользование и владение за определенную плату сельскохозяйственного инвентаря, право пользоваться водоемами и т.д. Глиняные таблички рассказали ученым о том, что первыми арендодателями, как правило, были священники, жившие в храмах города Ур.

Учеными найдены свидетельства  о том, что ориентировочно между 400 и 450 г. до н.э. недалеко от Вавилона, в древнем городе Ниппур семьей Мурашу была открыта первая известная в истории человечества арендная компания. Семья Мурашу являлась непревзойденным лидером на рынке арендных услуг в Персидской империи. Она специализировалась на аренде земли, но также предлагала и ряд сопутствующих продуктов: аренду скота, сельскохозяйствен-ной техники и продажу посевных материалов в рассрочку.

Другие древние цивилизации, такие как древнегреческая, римская  и египетская активно практиковали аренду в качестве эффективного и порой единственно доступного способа получить необходимые средства производства и землю для возделывания. В те времена (как, впрочем, и сейчас в России) возможность получить средства производства в пользование и владение являлась далеко не прихотью: аренда оборудования и земли позволяла получать средства для существования целым поселениям.  

Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга  в трактате «Богатство состоит в  пользовании, а не в праве собственности», написанной в 350 г. до н.э.

Английский автор Т.Кларк  утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений  о лизинге в законах Хаммурапи, принятых в 1760 г. до н.э. 

Римская империя также  не осталась в стороне от проблем лизинга – они  нашли своё отражение в институциях Юстиниана. 

Известные  своей  предприимчивостью  и успехами в международной торговле, финикийцы сдавали в аренду морские  суда. Суть сделок по аренде су-дов в  древние времена незначительно  отличается от сделок лизинга сегодняш-него дня. Для максимального удовлетворения потребностей своих клиентов фи-никийцы, помимо сдачи в аренду самих судов, предлагали свои корабельные команды в качестве дополнительной услуги. Именно финикийцы стали  праро-дителями финансовой аренды (лизинга) в отличие от простой аренды. Срок, на который суда передавались в пользование и владение лизингополучателям, был близок к сроку их полезного использования. На лизингополучателей приходи-лась также львиная доля рисков и экономических выгод, связанных с владени-ем и пользованием судами. 

В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми  опера-циями: венецианцы сдавали в  аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем  временам якоря. По окончании плавания «чугунные цен-ности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

В 1066 г. н. э. на Англию было совершено дерзкое и внезапное нападение со стороны норвежского короля и норманнского герцога. За две недели с начала кампании оба флота достигли берегов Англии. Ни норвежский король, ни    норманнннский   герцог  не имели в собственности достаточного количества кораблей, а также не имели средств и времени на постройку своих флотов и единовременного финансирования подобного рода военной кампании. Для тех времен это была серьезная военная операция. Англичане не могли найти друго-го объяснения феномену, кроме как сослаться на божественную природу про-исходившего, а на самом деле все было гораздо проще: оба лидера нашли источник финансирования: они взяли флот, команды и оружие в аренду и успешно реализовали свой "бизнес – план ".

 Англия в законодательном  порядке утвердила совершение  лизинговых сделок еще в 1284 г. По Закону Уэльса предметом  сделки в то время были обо-рудование  для ведения фермерского хозяйства и лошади, которые передава-лись за незначительную плату новому владельцу и одновременно освобождали его от налогов. Положительная сторона таких сделок оказалась довольно при-влекательной для большого количества посредников, поэтому механизм следо-вало ужесточить, в чем и можно убедиться в Законе 1571 г., практически отме-нившем совершение лизинговых сделок1.

В средние века популярной была аренда лошадей, а также оборудования и приспособлений для обработки  сельскохозяйственных угодий. Известен исто-рический факт, что в средние века популярностью пользовалась аренда рыцар-ских доспехов, которые стоили непомерно дорого. Например, в 1248 г. рыцарь Бонфилс Манганелла из Гаэты, собираясь в седьмой крестовый поход, арендо-вал полный комплект рыцарских доспехов. Проценты за аренду составили сумму, примерно равную 25% от продажной стоимости доспехов.

В девятнадцатом веке наблюдается значительный рост арендной деятель-ности в основном за счет увеличения разнообразия предметов  аренды, исполь-зуемых в обществе. Бурное развитие технологий в сельском хозяйстве, на производстве и транспорте сделало аренду очень актуальной и востребованной в предпринимательской среде. Так, например, компании, активно строившие железные дороги, давали право другим компаниям, которые управляли под-вижными составами, пользоваться принадлежавшими им рельсами и шпалами за арендную плату. В свою очередь, подвижные составы передавались транс-портным компаниям также в аренду.

Информация о работе Договор финансовой аренды (лизинга)