Договор финансовой аренды (лизинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условия форми-рования демократического государства в России современные прогрессивные политические лидеры утверждают постулат о необходимости построения гражданского общества, основанного на верховенстве закона.
Для достижения поставленной цели необходима система гарантий от бес-контрольного административного вмешательства в общественные отношения, что подразумевает, прежде всего, реальный режим господства права и обеспе-чение на нормативной основе стабильности во всех сферах, в том числе, в гражданском обороте.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика договора финансовой аренды (лизинга) …...7
1.1. История возникновения договора финансовой аренды (лизинга)………. 7
1.2. Понятие, признаки договора финансовой аренды (лизинга) …………… 17
1.3 Существенные условия договора финансовой аренды (лизинга)………..24
Глава 2. Стороны договора финансовой аренды (лизинга)…………………...30
2.1. Права и обязанности сторон договора финансовой аренды (лизинга)… .30
2.2. Сублизинг…………………………………………………………………… 41
Заключение …………………………………………………………………….... 46
Библиографический список …………………………………………………… 48

Вложенные файлы: 1 файл

ЛИЗИНГ.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

 Консервативная Англия  обратилась вновь к операциям лизинга в начале 19 века. Основной причиной было зарождение промышленности, поэтому пе-речень товаров, сдаваемых на условиях лизинга, значительно расширился. К се-редине столетия развитие каменноугольных бассейнов и строительство шахт потребовало от владельцев месторождений решения проблемы транспортиров-ки грунта, угля, оборудования. Цена на вагоны была достаточной высокой, при-обретение их в пользование едва покрывало расходы по добыче угля, поэтому необходимо было решить проблему транспортировки, не прибегая к существен-ным затратам. Оборудование для перевозки стали приобретать у фирм - посред-  ников  за невысокую плату, которые покупали вагоны у производителей и сда-вали их на условиях лизинга. Эффект не замедлил сказаться,  некоторые компа-нии росли только на сделках по сдаче железнодорожных вагонов, которые пользователь имел право выкупить после окончания срока договора по остаточ-ной стоимости2.

  Введение в экономический  лексикон термина «лизинг»  (от англ. to lease  брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. 

С развитием автомобилестроения аренда стала частью жизни общества в США и странах Западной Европы. Первые сделки по передаче автотранспорт-ных средств в аренду зафиксированы в 1918 г. Тем не менее, отцом современ-ного авто-лизинга считается продавец автомобилей из Чикаго Золли Фрэнк, первым предложивший в начале 40-х годов XX века уже не аренду отдельных транспортных единиц, а долгосрочный лизинг целого парка автомобилей.

 Бурное строительство  железных дорог дало большой  импульс для разви-тия аренды  как отрасли в США. Вместе  с бумом строительства железных  дорог начали образовываться так называемые "трасты оборудования" (equipment trusts), которые занимались привлечением средств вкладчиков и инвестировали эти средства в покупку подвижных составов и сопутствующего оборудования. Эти составы и оборудование, в свою очередь, сдавались в аренду корабельным компаниям, а также железнодорожным предприятиям, перевозчикам грузов и пассажиров. Частным вкладчикам на руки выдавались специальные свидетель-ства, на основании которых они могли получить обратно вложенные деньги и проценты на них. 

Доступность и выгодность лизинговых сделок заставили обратиться к ним снова в нашем столетии, во второй половине. Оформив сделку с железнодорож-ными вагонами по договору лизинга, предприниматель Генри Шонфенльд  сдал оборудование, не прибегая к его продаже. В 1952 году в истории США возник-ла первая лизинговая компания «U.S.Leasing», обязанная своим появлением господину Босху, который арендовал машины для перевозки продуктов своей фирмы, чем профинансировал получение оборудования. Убедившись в выгод-ности такой сделки, он создал компанию по закупке машин и передаче их дру-гим фирмам с капиталом в 20 тысяч долларов. В течение первых двух лет ком-пания арендовала машин более чем на 3 млн. долларов. Оборот фирмы превы-шал капитал более чем в 150 раз. Выходом стало создание новой фирмы с капи-талом в 400 тысяч долларов, через пять лет объем лизинговых операций соста-вил 300 млн. долларов. Выгодность таких сделок была достаточно очевидна, появились последователи, внедрившие процесс проведения лизинговых опера-ций в другие области применения. В частности, для создания филиалов своих компаний на зарубежных рынках3.

Примером образования  сети филиалов лизинговых компаний можно  счи-тать компанию «United States Leasing Corporation», которая открыла дочернее подразделение  в Канаде (1959 год), а затем и в Англии (1960 год)  на базе тор-говой кредитной компании «Mercantile Credit Company», которая затем была переименована в «Mercantile Leasing Company». Деятельность вновь созданной компании была достаточно успешной, вследствие чего в первой половине 60-х годов к лизинговой деятельности обратилось большинство финансовых компа-ний и банков Англии. В 1961 году общий оборот лизинговых фирм Англии составил более 285 млн. долларов.

Вместе с техническим  прогрессом в ХХ веке аренда становилась еще более актуальной. Теперь новым толчком в ее развитии стал повышенный интерес самих производителей оборудования к аренде как к инструменту продаж. Уже в начале века производители оборудования поняли, что единовременно изыскать необходимые средства для приобретения дорогостоящего оборудования очень трудно, а в большинстве случаев просто невозможно. Значительная часть производителей оборудования рассматривали аренду, при которой право собственности в течение срока договора остается за арендодателем, как способ сохранить право собственности и над технологией, легшей в основу производ-ства оборудования.

В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной  техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела  Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly before buy" ("летать, прежде чем покупать")

Действительно, вся история  развития лизинговой отрасли на Западе демонстрирует, что ускоренная амортизация в целях налогообложения является одним из главных признаков, отличающим обычную аренду от лизинга. Аренда в совокупности с ускоренной амортизацией позволяет лизинговым компаниям условно "передавать" выгоду от ускоренной амортизации арендаторам, что выражается в уменьшении стоимости финансовой аренды4.

Настоящая революция  в арендных отношениях произошла  в Америке в начале 50-х гг. XX в., когда в аренду стали массово  сдавать средства производ-ства, технологическое  оборудование, машины, механизмы, суда и т.д. 

Правительство США оперативно разработало и реализовало государствен-ную  программу его стимулирования. В  настоящее время доля лизинга  в инве-стициях США составляет 25%. По утверждению В. Хойера, первым акционер-ным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 г. в Сан-Франциско известная амери-канская компания «United States Leasing Corporation» (позднее – «United States Leasing International»). Лизинговые операции довольно быстро пересекали границы США. Следовательно, появилась необходимость развития междуна-родного лизинга и открытия филиалов в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.).

За короткий период лизинг в США превратился в один из важнейших инструментов финансирования экономической жизни в целом и воспринимался не только как форма реализации готовой продукции, но и как противовес обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках. Коммерческие банки США начали принимать непосредственное участие в лизинговых опе-рациях в начале 60 - х гг. XX в., что дало новый толчок к их развитию. Банкам было разрешено учреждать дочерние филиалы для сдачи в аренду оборудова-ния, а затем и недвижимости.

На западноевропейском рынке первые лизинговые компании были заре-гистрированы в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в., но их быстрому развитию препятствовала неопределенность их статуса с правовой точки зрения. 

Вследствие правового  закрепления лизинга в странах  Западной Европы в 60-х – 70-х гг. XX в. значение лизинга в области планирования и финансиро-вания возросло.

Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 г. Она называ-лась SEPAFITES (с 1962 г. – Locafrance) и занималась лизингом промышлен-ного оборудования. Первое соглашение компания подписала 22 февраля 1961 г., то есть на 5 лет раньше, чем был принят Закон о лизинге (1966 г.). 

В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса  стала компа-ния “Mercantile Leasing Corporation”  учрежденная  в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими темпами. 

В Германии лизинговая компания «Locallease Mietfmanzierung GmbH» с уставным капиталом  в 1 млн. марок была учреждена в 1962 г. Необходимо отметить, что в германскую ассоциацию лизинговых компаний входят компа-нии, образованные и до 1962 г., но ранее они не занимались лизинговыми      операциями. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в Германии составляет 15%.

В начале 60-х гг. XX в. лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском  континенте. В Японии за 1981–1990 гг. объем  этих сделок имел шестикратный рост и достиг 64 млрд. долларов. Характерно, что в эти годы ни одна отрасль японской экономики не имела такой динамики роста. Япония через лизинг решает, в числе прочих задач, проблемы торгово-политического и валютного характера. Так, в 80-е гг. прошлого века японские лизинговые компании при поддержке государственных органов приобрели в США и Западной Европе множество реактивных пассажирских лайнеров и сдали их в аренду западноевропейским фирмам. Как мы видим, наряду с коммерческими задачами лизинг сыграл роль сокращения дисбаланса в торговле с США и Западной Европой, который создавал для Японии трудности торгово – поли-тического  характера и сдерживал ее экспорт. Одновременно японская сторона решила для себя проблему освобождения от избыточных запасов иностранной валюты. 

По оценкам экспертов, в середине 90-х годов лизинговые компании действовали в 80 странах  мира, сфера их деятельности распространялась на 150 заграничных филиалов в странах  «третьего мира». Это явление  можно вполне обоснованно объяснить мобильностью лизинговых компаний и их филиалов, комплексностью предоставляемых наборов услуг по внедрению уникальных видов техники и технологий, приборов, сырья и материалов, введением производственных мощностей для производства различных видов продукции, в частности, экспериментального характера5.

В России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в  международной торговле. Лизинг рассматривался совет-скими внешнеторговыми организациями  прежде всего как одна из форм прио-бретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универ-сальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно – строи-тельное, кузнечно – прессовое, энергетические оборудование, а также ремонт-ные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использо-ванием специальной формы кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.

 Лишь в первой  половине 90-х годов при активном участии банковского капитала стали появляться первые российские лизинговые компании. В основном это были отраслевые лизинговые компании, такие как Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоминструмент, Росагроснаб. Эти компании в большей мере финансировались за счёт бюджетных средств. 

 В 1994 году лизинговые  компании России для защиты  своих интересов и представления  их в органах государственной  власти, международных организаций  объединились в Российскую Ассоциацию  лизинговых компаний (Рослизинг). Цель  Ассоциации - координация деятельности организаций, входящих в её состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав её членов. Членами ассоциации стали ведущие компании в Москве, Приморье, Сибири, на Урале и Поволжье6.

Однако специального законодательства о лизинге в России в это время ещё не было. Лизинговая деятельность осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативно-правовых актов. Активная нормотворческая деятельность начинается лишь в сентябре 1994 года – с Указа Президента Российской Федерации №1929 от 17 сентября 1994 года «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло 29 июня 1995 года постановление №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», в котором утвердило Временное положение о лизинге и Постановление №1133 от 20 ноября 1995 года «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формировании финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», благодаря которому лизинговые платежи по лизинговым операциям стали включаться в себестоимость продукции (работ, услуг).

 После введение  в действие второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, где параграф 6 Главы 34 (ст.ст. 665-670) посвящён финансовой аренде (лизингу), лизинговая деятельность стала регулироваться, наконец, на законодательном уровне7. Более подробно лизинг регламентируется специальным Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)», который был принят в 1998 году после присоединения Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА О международном финансовом лизинге.

Помимо федеральных  законов, международных договоров, ратифициро-ванных Россией, а также нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (федеральных органов исполнительной власти), издающиеся на основании и во исполнение федераль-ного законодательства, лизинговые правоотношения в соответствии со ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации больше ни чем не регулируются.

После введения в действие Гражданского кодекса и Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)»  постановления Правительства и  указы Президента Российской Федерации  о лизинге сохранили своё действие лишь в части, не противоречащей этим законодательным актам. А в настоящее время практически все они уже не действуют.

До 2002 года Федеральный  Закон №164-ФЗ назывался «О лизинге», а 29 января 2002 года Федеральным Законом  №10-ФЗ в него были внесены сущест-венные изменения, в том числе и в название: теперь он называется «О финан-совой аренде (лизинге)». Это было сделано с целью унификации российского законодательства о лизинговой деятельности.

Итак, российское законодательство о лизинге (финансовой аренде) имеет относительно стройную систему, и в нём отсутствуют противоречия одних за-конов другим (как это было до 2002 года, когда положения Федерального Зако-на «О лизинге» входили в противоречие с Гражданским кодексом). Благодаря этим поправкам законодателя, в российском праве исчезла неопределённость в регламентации лизинга, и у предпринимателей стало больше возможностей использовать лизинг в своей коммерческой деятельности8.

 

1.2.  Понятие, признаки договора финансовой  аренды (лизинга)

 

Прежде чем обратиться к легальному определению понятия  договора рассмотрим, что следует  понимать под лизингом.

Термин «лизинг», –  английского  происхождения (leasing). В  свою очередь, слово «leasing» образовано от английского lease – сдавать  и брать в аренду.

Понятие «лизинг» – как  верно отмечает В.В. Витрянский, –  как   в законо-дательстве, так  и в научной литературе используется как многоаспектное поня-тие, имеющее  различные значения.

Информация о работе Договор финансовой аренды (лизинга)