Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:04, дипломная работа
Цель дипломного исследования – изучение особенностей российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Задачами работы для достижения данной цели явились:
- анализ основ государственной защиты потребителей;
- изучение правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей;
- рассмотрение судебного и внесудебного способов защиты прав потребителей;
- изучение проблем защиты прав потребителей.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………………………………………………..6
1.1. Характеристика законодательства о защите прав потребителей………6
1.2. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей………….12
1.3. Зарубежный и российский опыт защиты прав потребителей………...26
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ………………………………………..35
2.1. Ответственность продавца (изготовителя) за неисполнение обязательств…………………………………………………………………..35
2.2. Устранение недостатков и сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров…………………………….49
2.3. Замена товара ненадлежащего качества……………………………….63
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………..66
3.1. Внесудебная защита прав потребителей……………………………….66
3.2. Судебная защита прав потребителей…………………………………...74
3.3. Проблемы защиты прав потребителей………………………………....79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...91
На практике нередки ситуации, когда истец предъявляет свои требования сразу к нескольким ответчикам. Если ответчики проживают или находятся на одной территории, проблем с выбором суда нет. Закон говорит, что в такой ситуации иск нужно подать по месту нахождения одного или нескольких ответчиков. Выбор при этом остается за истцом.
Стороны гражданского спора могут заключить соглашение о выборе.
Стороны также могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Подсудность, установленная статьями 26, 27 и 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть изменена соглашением сторон.84
Та же статья 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» гласит о том, что, потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2007г. № 24 определено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом (исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование.
Принимая решение о взыскании штрафа, суд в резолютивной части решения указывает о перечислении пятидесяти процентов суммы этого штрафа в пользу общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), предъявившего иск в интересах потребителя, либо органа местного самоуправления, если иск в интересах потребителя был заявлен этим органом.85
Приведем примеры рассмотрения дел о защите прав потребителей на примере муниципального образования города Владивостока.
Потребитель С. 22.01.2008 обратилась в отдел защиты прав потребителей администрации города Владивостока с просьбой оказать содействие в составлении претензии к ООО «Сфера-Сервис» с требованием устранения недостатков в работе по установке счетчика горячего водоснабжения, а также возмещения убытков, возникших вследствие некачественно выполненной работы. ООО «Сфера-Сервис» отказалось удовлетворить требования потребителя С. в досудебном порядке, в результате чего потребителю была оказана помощь в составлении искового заявления в суд. Фрунзенский районный суд города Владивостока решением № 2-2525/08 от 01.06.2008г. решил: требования потребителя С. удовлетворить, обязать ООО «Сфера-Сервис» устранить недостатки путем установление счетчика горячей воды за счет ООО «Сфера-Сервис», взыскать с ООО «Сфера-Сервис» в пользу потребителя С. 41 068 рублей, также взыскать с ООО «Сфера-Сервис» штраф в доход государства в сумме 20 534 рубля.
Потребитель Х. 25.07.2008г. обратилась в отдел защиты прав потребителей с просьбой оказать содействие в расторжении договора купли-продажи и возврате денег за товар, не соответствующий образцу (дверное полотно) к магазину «Уют». Предприятие также отказалось удовлетворить требование потребителя в досудебном порядке. Мировой судья судебного участка № 16 города Владивостока Ерохина О.М. решением № 2 – 1180/08г. от 17.12.2008г. решил: требования потребителя Х. удовлетворить, расторгнуть договор купли-продажи между магазином «Уют» и потребителем Х., взыскать с магазина «Уют» в пользу потребителя Х. 7 910 рублей, взыскать с магазина «Уют» штраф в муниципальный бюджет в сумме 3 955 рублей.
3.1. Проблемы защиты прав потребителей.
В нашей стране пока отсутствует полноценная система защиты прав потребителей. К сожалению, был утерян большой опыт по защите прав потребителей, накопленный в свое время антимонопольным ведомством. В период административной реформы функции по контролю за законодательством в сфере защиты прав потребителей были переданы в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). С годами специалисты данной службы приобрели должный опыт, но время было упущено.
В связи с принятием Закона российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.200г. № 131-ФЗ и внесением изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, исчез очень важный уровень защиты потребителей – муниципальный. 86 В целом на местах потребителем никто практически не занимается, а ведь именно службы защиты прав потребителей органов местного самоуправления могут и должны обеспечить оперативную защиту интересов потребителя по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю.
В системе защиты прав потребителей главным является сам Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», который обоснованно считают жестким. Но дело в том, что чем жестче закон, тем чаще его стараются обойти. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» постоянно отстает от реалий жизни, в нем наблюдается смешение различных по характеру правовых норм, а внесенные в него поправки от 25.10.2007г. привели к полной теоретической неразберихе. Например, введя изменения в статью 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», авторы поправок запутали ситуацию окончательно, предоставив каждому желающему самостоятельно решать, что такое «технически сложный товар». В самом Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» об этом не сказано, а перечень таких товаров, утвержденный Правительством Российской Федерации, пока не существует. 87
Как следствие этого, многие судьи, а чаще всего мировые, которые и так-то слабо разбираются в потребительском праве, без особого энтузиазма применяют на практике положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Следующая проблема состоит в том, что выиграв дело после многомесячных судебных разбирательств, потребитель должен получить свои деньги по решению суда. При этом ответчик может легко не исполнить решение суда. Для этого особенно и придумывать ничего не стоит. Любой юрист, сталкивающийся хоть раз с такой ситуацией, легко подскажет пути отхода. Налицо явный пробел в законодательстве. А пока многие должники- предприниматели при желании исчезают и от службы судебных приставов, и от потребителей.
Одним из очевидных препятствий развития общественных организаций защиты прав потребителей является то, что в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» поверхностно прописаны нормы института общественной защиты потребителей. Согласно статье 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» общественным организациям дано право проверять соблюдение прав потребителей в различных коммерческих структурах малого и среднего бизнеса, что вызывает постоянное раздражение последних. Действиями общественных организаций по проведению проверок подрывается сама идея общественного контроля за соблюдением прав потребителей.
Но если говорить в общем, то потребительское движение в защиту прав потребителей в нашей стране больше стоит, чем движется. Куда оно пойдет, если пойдет вообще, во многом зависит от политики государства в целом по вопросам защиты прав потребителей. В последнее десятилетие настойчиво высказывается мнение о необходимости проведения в России целостной потребительской политики, которую возможно проводить через специальную Целевую государственную программу. 88
Результаты работы в
области защиты прав потребителей позволяют
констатировать, что происходит качественно
новый поворот в сторону
Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия добротной законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в выработке и реализации согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях.
Позитивное влияние на эти процессы, несомненно, оказала расширяющаяся практика создания и реализации в субъектах Российской Федерации региональных программ по защите прав потребителей.
Все большую
актуальность приобретают проблемы
взаимной коррекции
Оценивая достигнутый
уровень работы по защите прав потребителей,
можно сделать вывод о том,
что она и в перспективе
будет увеличиваться
Среди них определены следующие основные направления:
1. Обновленное
потребительское
- расширения и развития системы превентивных, в том числе программных, мер в сфере защиты прав потребителей;
- усиления координации
работы по выработке единых
позиций в реализации
- повышения роли
2. Создание необходимых
условий для развития и
3. Предстоит
решить проблемы, связанные
с непротиворечивым
В ближайшие годы предстоит перейти на новый этап консолидации государственных и общественных структур в реализации прогрессивной потребительской политики, в том числе и в сфере услуг, создание общественных объединений профессиональных защитников прав потребителей.
5. С целью накопления
практики применения
1. Нормативно-правовые акты и нормативные документы