Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:04, дипломная работа
Цель дипломного исследования – изучение особенностей российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Задачами работы для достижения данной цели явились:
- анализ основ государственной защиты потребителей;
- изучение правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей;
- рассмотрение судебного и внесудебного способов защиты прав потребителей;
- изучение проблем защиты прав потребителей.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………………………………………………..6
1.1. Характеристика законодательства о защите прав потребителей………6
1.2. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей………….12
1.3. Зарубежный и российский опыт защиты прав потребителей………...26
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ………………………………………..35
2.1. Ответственность продавца (изготовителя) за неисполнение обязательств…………………………………………………………………..35
2.2. Устранение недостатков и сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров…………………………….49
2.3. Замена товара ненадлежащего качества……………………………….63
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………..66
3.1. Внесудебная защита прав потребителей……………………………….66
3.2. Судебная защита прав потребителей…………………………………...74
3.3. Проблемы защиты прав потребителей………………………………....79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...91
Аналогичные правила появились в законодательстве других европейских стран. Австралия, ФРГ, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швейцария наделили суды специальной компетенцией по вынесению решений о запрете использования недобросовестных стандартных условий не только для конкретного договора, но и в других договорах. Истцами по таким искам обычно выступают организации потребителей - союзы, ассоциации, общества, действующие в интересах неопределенного круга потребителей.
Во Франции в 1993 году принят новый закон о защите прав потребителей N 93-949 от 26 июля 1993 года, имеющий характер общего закона в этой области и получивший вследствие этого название Кодекса потребителей*.
В Англии такого рода нормы включены в Закон о справедливой торговле 1973 года и в Закон о несправедливых договорных условиях 1977 года. В Соединенных Штатах Америки в 1975 году был принят Федеральный закон о простых договорных условиях. Его также называют Законом Могнусона-Мосса. Указанный акт закрепил в интересах потребителей определенный минимум договорных гарантий. В частности, согласно § 108 (в) этого закона, продавец не может предусмотреть в стандартных договорах, которые он использует в своей практике, оговорку, исключающую гарантии пригодности товара для продажи. Он вправе лишь ограничить продолжительность действия такой гарантии.
С целью более эффективной защиты прав потребителей федеральными органами исполнительной власти США, в частности Федеральной торговой комиссией (ФТК), разрабатываются специальные правила, касающиеся отдельных видов услуг, таких, как ритуальные услуги, услуги оздоровительных и иных организаций. На основе таких правил штаты развивают свое собственное законодательство. В области прав потребителей путь разработки специального законодательства в США признается наиболее эффективны
В Финляндии целая серия
Сам факт указанных реформ весьма знаменателен.
Западный законодатель после долгих десятилетий
замалчивания или попросту игнорирования
существования отношений финансовой зависимости
между сторонами в договорных отношениях
вынужден был признать наличие экономического
неравенства в самой распространенной
категории договоров: соглашениях между
потребителями и профессиональными коммерсантами
- крупными компаниями. Основное содержание
законодательных новелл сводится к тому,
чтобы с помощью правовых средств постараться
как-то смягчить остроту этого неравноправного
положения сторон в договоре, предоставить
рядовым потребителям дополнительные
права и гарантии, возложить на коммерсантов
определенные обязанности, ограничить
свободу компаний в определении содержания
стандартных договоров, в том числе запретить
включение в эти договоры положений, наиболее
открыто и грубо ущемляющих интересы потребителей,
наконец, предоставить потребителям более
простые, дешевые, а посему и доступные
процессуальные средства защиты своих
прав.
Новые законодательные акты распространяют
свое действие либо на типовые, стандартные
контракты, либо на договоры, в которых
профессиональному коммерсанту противостоит
потребитель.
Западное право при определении лица,
которое можно считать потребителем, исходит
обычно из двух критериев: во-первых, потребитель
не является предпринимателем, т.е. профессиональным
коммерсантом, оперирующим с товарами
или услугами; во-вторых, он приобретает
вещь или услугу для удовлетворения своих
частных потребностей. Финский законодатель
рассматривает в качестве потребителя
частное лицо, которое приобретает вещь,
товар или услугу для своей семьи. Сходные
определения содержатся и в законодательстве
(судебной практике) других западных стран.
После развала СССР на его территории
появилось множество
Закон Республики Беларусь от 19.10.1993 N 2572-XII «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан - потребителей товаров и распространяется на отношения их с предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также гражданами-предпринимателями.
Статьей 4 закона предусмотрено, что любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов; надлежащие качество товаров; безопасность товаров; полную и достоверную информацию о товарах; возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества; обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов; создание общественных объединений потребителей.
Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрена большая степень ответственности.
Право требовать возмещения вреда, причиненного товаром ненадлежащего качества, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с изготовителем, исполнителем или продавцом.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он наступил в течение предусмотренного нормативно-технической документацией срока службы, а при отсутствии такового - в течение десяти лет с момента изготовления товара, если договором между изготовителем (продавцом) и потребителем не установлены более длительные сроки.
Требование о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, наступившего в течение гарантийных сроков или сроков годности, а при их отсутствии гарантийных сроков, подлежит возмещению изготовителем (исполнителем) этого товара.
Продавец, изготовитель, исполнитель освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения товара, в том числе и когда вред возник в период эксплуатации товара по истечении установленных сроков его службы.
Порядок возмещения морального вреда регулирует статья 15 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит денежному возмещению тем, кто причинил ущерб, при наличии его вины. При наличии спора размер денежного возмещения ущерба определяется судом. При нарушении иных прав потребителя на предприятиях сферы торгового и других видов обслуживания продавец (исполнитель) несет ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правами, установленными законодательством Республики Беларусь, признаются недействительными на основании статьи 17. Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, ему был причинен ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Закон Украины от 15.12.1993 N 3682-XII с изменениями и дополнениями от 18.06.1997 «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителями товаров (работ, услуг) и изготовителями, исполнителями, продавцами в условиях разных форм собственности, устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав.
Потребители, которые находятся на территории Украины, во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых нужд, имеют право на основании статьи 3 Закона Украины «О защите прав потребителей» на:
В российском законодательстве нет статьи, которая говорила бы о правовой защите служебных лиц, а в украинском законодательстве существует статья 10, которая говорит, что служебное лицо государственного органа по делам защиты прав потребителей при выполнении своих служебных обязанностей находится под защитой закона. Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества служебного лица государственного органа по делам защиты прав потребителей и членов его семьи от преступных посягательств и других противозаконных действий. Все служебные лица государственных органов по делам защиты прав потребителей подлежат государственному обязательному страхованию за счет средств государственного бюджета. Оскорбление служебного лица государственного органа по делам защиты прав потребителей, а также сопротивление, угроза, насилие и другие действия, которые препятствуют выполнению возложенных на него задач, влекут за собой установленную законом ответственность.
В случае увечья или инвалидности, произошедших в связи с выполнением служебных обязанностей, лицо государственного органа по делам защиты прав потребителей получает компенсацию в размере от годового до пятигодового денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности, а в случае его гибели по указанной причине семье погибшего выплачивается одноразовая помощь в размере десятилетнего денежного содержания по последней должности.
Убытки, причиненные имуществу служебного лица, его семье в связи с выполнением им служебных обязанностей, компенсируются в полном объеме за счет средств государственного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Служебные лица государственных
органов по делам защиты прав потребителей
имеют право бесплатно
На наш взгляд, введение подобной статьи
в российское законодательство, позволило
бы стимулировать работу должностных
лиц, которые обязаны следить за соблюдением
прав потребителей на территории Российской
Федерации.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную федеральными законами и договором.
Если потребителю не
предоставлена возможность
Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации о работе (услуге), несет ответственность, предусмотренную Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» за недостатки услуги (работы), возникшие после ее принятия потребителем вследствие отсутствия у него такой информации.
В случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:
а) безвозмездного устранения недостатков;
б) соответствующего уменьшения установленной за работу цены;
в) безвозмездного повторного выполнения работы;
г) возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или существенные отступления от условий договора.32
Потребитель вправе потребовать
также полного возмещения убытков,
причиненных ему в связи с
недостатками выполненной работы (оказанной
услуги). Убытки возмещаются в сроки,
установленные для удовлетворен