Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования – изучение особенностей российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Задачами работы для достижения данной цели явились:
- анализ основ государственной защиты потребителей;
- изучение правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей;
- рассмотрение судебного и внесудебного способов защиты прав потребителей;
- изучение проблем защиты прав потребителей.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………………………………………………..6
1.1. Характеристика законодательства о защите прав потребителей………6
1.2. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей………….12
1.3. Зарубежный и российский опыт защиты прав потребителей………...26
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ………………………………………..35
2.1. Ответственность продавца (изготовителя) за неисполнение обязательств…………………………………………………………………..35
2.2. Устранение недостатков и сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров…………………………….49
2.3. Замена товара ненадлежащего качества……………………………….63
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………..66
3.1. Внесудебная защита прав потребителей……………………………….66
3.2. Судебная защита прав потребителей…………………………………...74
3.3. Проблемы защиты прав потребителей………………………………....79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...91

Вложенные файлы: 1 файл

3.doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

Порядок определения  цены товара при отказе от исполнения договора купли-продажи установлен пунктом 4 статьи 24 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».63 Редакция этого пункта полностью соответствует пункту 4 статьи 504 Гражданского кодекса Российской Федерации и устанавливает право потребителя требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если оно добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения. 64 Как известно, при расторжении договора по требованию продавца потребитель возвращает некачественный товар, а продавец обязан возвратить потребителю уплаченную сумму. Установленная норма направлена на то, чтобы потребитель реально мог приобрести аналогичный товар при повышении цены на него. Продавец же не вправе требовать уменьшения возвращаемой суммы, если цена на товар понизилась.

Потребитель вправе предъявить одно из вышеуказанных требований к  продавцу или изготовителю в отношении  недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока  или срока годности, установленных  изготовителем (статья 19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). 65

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки  или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные  требования, если недостатки товаров  обнаружены в разумный срок, но в  пределах двух лет со дня передачи их потребителю. Договором могут быть установлены более длительные сроки.

При продаже товаров  по образцам, по почте эти сроки  исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если день доставки определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли — продажи.

В том случае, если гарантийный  срок составляет менее двух лет и  недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель  вправе предъявить продавцу (изготовителю) одно из вышеуказанных требований, если докажет, что:

  • недостатки товара возникли до его передачи потребителю;
  • недостатки возникли по причинам, возникшим до передачи товара потребителю.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении таких недостатков, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен.

Потребителю требуется  доказать, что существенные недостатки возникли до передачи товара потребителю  или по причинам, возникшим до этого  момента.

В том случае, если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю следующие требования: безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • вернуть товар изготовителю в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и потребовать возврата уплаченной суммы. 66

Если покупатель обнаружил  в приобретенном товаре недостатки, последние должны быть незамедлительно  устранены изготовителем (продавцом). При необходимости проверки качества товара — в течение двадцати дней. Если необходимый товар отсутствует на складе, то срок продлевается до одного месяца.

Для удовлетворения отдельных  требований потребителя установлен срок, равный десяти дням с момента предъявления соответствующего требования.

Подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что предприниматель освобождается от ответственности за недостатки товара, если сможет доказать, что они появились вследствие непреодолимой силы (стихийных бедствий, военных действий и т.п.) или нарушений самим потребителем правил пользования изделием.

 

2. 3. Замена товара ненадлежащего качества

 

В соответствии со статьей 21 Законом российской Федерации «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель), обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. 67

Если потребитель предъявляет  требование о замене товара в связи  с недостатком в основном товаре, замене подлежит товар в целом, т.е. совокупность составных частей, составляющих товар, а также его принадлежности.

Если потребитель предъявил  продавцу (изготовителю) требование о замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены поставки товаров вследствие непреодолимой силы, то такое обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить следующее требование:

- безвозмездного устранения  недостатков товара или возмещения  расходов на их исправление  потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар  аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой  же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом  покупной цены;

- отказа от исполнения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Обязанность доказывания  невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может  отвечать продавец (изготовитель), а  также принятия последним всех необходимых  мер для выполнения требований потребителя лежит на продавце (изготовителе).

Согласно пункту 3 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. 68

При замене товара ненадлежащего  качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю.

Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены (или требования о соразмерном уменьшении цены), а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара (решения о соразмерном уменьшении цены).

При отказе от исполнения договора купли-продажи потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

Акцентируем внимание: что согласно статье 24 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли-продажи возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита, а также, возмещается плата за предоставление кредита. 69

 

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

3.1. Внесудебная защита прав потребителей

 

 

  Закон  Российской Федерации «О защите прав потребителей» кроме судебной защиты предусматривает и внесудебную защиту потребителями своих нарушенных прав. Согласно статье 42.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»  высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры. 70

Кроме органов исполнительной власти права потребителей могут  защищать и органы местного самоуправления. В целях защиты прав потребителей и в соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

- рассматривать жалобы  потребителей, консультировать их  по вопросам защиты прав потребителей;

- обращаться в суды  в защиту прав потребителей (неопределенного  круга потребителей);

- при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).71

Органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны  предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах  и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг  (пункт 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации). 72

Органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления обязаны  контролировать соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. 73

Обращение в данные органы за защитой своих нарушенных прав потребитель может осуществить  путем письменного обращения  или на личном приеме.

В настоящее время  порядок работы с обращениями  граждан и организаций определен в Постановлении Правительства РФ от 28 июля 2005г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти». И хотя данный нормативный акт относится к обращениям в федеральные органы исполнительной власти, его положения относительно порядка работы с обращениями граждан по аналогии можно применять и при обращениях в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и при обращениях в органы местного самоуправления. 74

21 апреля 2006 года Государственной  Думой Российской Федерации принят Федеральный закон от 02 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который призван регулировать эту область правоотношений граждан и государства, в том числе при реализации гражданами своих законных прав как потребителей. 75

Личный прием граждан  в федеральных органах исполнительной власти проводится их руководителями и уполномоченными должностными лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для  приема днях и часах доводится до сведения граждан.

В случае если во время  приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации  направляется на рассмотрение в соответствующие  структурные подразделения федерального органа исполнительной власти. Если же поставленные гражданином во время приема вопросы не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, ему разъясняется порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.

Срок рассмотрения обращений граждан составляет тридцати дней от даты поступления. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Не рассматриваются: анонимные обращения (без подписи автора, указания фамилии и почтового адреса для ответа), обращения, не поддающиеся прочтению, содержащие нецензурные выражения, а также дубликатные обращения (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные гражданином в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ). В случае поступления дубликатных обращений могут направляться уведомления о ранее данных ответах или копии этих ответов. 76

Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его  применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.

Если поставленные в  обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти направляют такие обращения в пятидневный срок по принадлежности и информируют об этом заявителей.

Информация о работе Защита прав потребителей