Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:05, курсовая работа
В январе 1992 года правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов. Был введен новый порядок внешэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. В условия так называемой «шоковой терапии» появилась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда. В данном случае это представление связывалось с реализацией стандартной классической стабилизационной программы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ГЛАВА 2. ПРАВО НА КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ
2.1. Качество товаров
2.2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ГЛАВА 2. ПРАВО НА КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ
2.1. Качество товаров
2.2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Темой моей выпускной квалификационной работы является «Защита прав потребителей при продаже товаров». Эта тема на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных, в силу качественного изменения статуса участников рыночных отношений.
В январе 1992 года правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов. Был введен новый порядок внешэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. В условия так называемой «шоковой терапии» появилась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда. В данном случае это представление связывалось с реализацией стандартной классической стабилизационной программы. Почему классической? Да потому, что была положена в основу экономических реформ во многих странах мира, успешно осуществивших переход от тоталитарных систем к рыночному хозяйству. В соответствии с ней, в переходный период отпускались цены, вводилась свободная торговля, осуществлялась приватизация, т.е. большая часть государственной собственности продавалась частным лицам, что является одним из основополагающих качественного изменения статуса участников рыночных отношений.
Как следствие вышеперечисленного, вся политика сводилась к увеличению заработной платы и инфляции. Постепенно начался приток в страну импортных товаров, т.е. потребители получили более широкий доступ к товарам, как отечественного производства, так и импортного. А, если появились новые товары, то стали появляться новые предприятия, а, следовательно, - и рост оказываемых услуг.
Современная экономическая ситуация способствует развитию производства товаров также и российских производителей. Потребителями указанного многообразия товаров являются рядовые граждане, обращающиеся к хозяйственным субъектам за удовлетворением своих нужд. Именно это и призван регулировать Закон РФ «О защите прав потребителей».
Последние изменения в Закон были внесены 21 декабря 2004 г. Предыдущие, ранее действовавшие варианты Закона, несмотря на свою явную революционность и прогрессивность, был недостаточно удачной, логичной и завершенной попыткой создать фактически на пустом месте российское законодательство о защите прав потребителей.
Практика применения прежнего Закона высветила слабые стороны и настоятельно поставила вопрос о необходимости его совершенствования. Новая редакция Закона, вобравшая в себя пожелания и опыт его внедрения, явилась большим достижением отечественного правотворчества, т.е. новая редакция Закона уточнила и конкретизировала основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений.
Новая редакция Закона, помимо нововведений и изменений, уже не содержит довольно большого количества норм и положений, которые не несут функциональной нагрузки, декларативны, утратили или изначально не имели практического применения.
В связи с этим представляется актуальным решение вопроса защиты прав потребителей товаров в РФ на основе анализа действующего законодательства и судебной практики в области указанной проблематики. В результате такого исследования, следует определить какими правами наделены граждане по установленному законодательству при приобретении ими товаров, и каковы средства и способы защиты таких прав.
Базой проведения моих длительных исследований стали такие нормативные правовые акты, как:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ. Часть первая (с изм. от 21.07.2005 г.).
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. №14-ФЗ. Часть вторая (с изм. от 18.07.2005 г.).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 22.07.2005 г.).
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. от 21.12.2004 г.).
- Закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. от 09.05.2005 г.).
Законодательство о защите прав потребителей, кроме законодательных актов, включает в себя целый комплекс подзаконных нормативных актов. Это правила, отражающие отраслевые особенности различных видов деятельности, которые нецелесообразно регулировать на законодательном уровне, к которым можно отнести разнообразные инструкции, положения, постановления, распоряжения.
- Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изм. от 01.02.2005 г.).
Исследование, предпринятое при создании выпускной квалификационной работы, принесло мне большую пользу и определенный опыт в моей профессиональной деятельности.
Глава 1. Правовое регулирование ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Экономические трудности середины 80-х годов привели к тому, что из лексикона практически исчезло слово «купить». Потребление представляло собой одну сплошную и непрерывную трудность, выражаемую лишь одним роковым вопросом: где достать?
Немного позже пришли рыночные реформы, вслед за ними – законы, защищающие интересы потребителей. Казалось бы, все проблемы решены, ведь появились справедливые законы, предоставляющие потребителям реальную возможность защитить себя от произвола производителей и продавцов. Однако жизнь показала, что закон – ничто, если его никто не применяет.
Источники
Кроме понятия «закон» есть более широкое понятие: «законодательство о защите прав потребителей», которое включает в себя систему правовых норм, содержащихся в разных нормативно-правовых актах, основным из которых является Закон «О защите прав потребителей»:
Конституция Российской Федерации – согласно ст. 20, 30, 37, 41, 42, 43 граждане имеют право на жизнь, объединение в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и т.д.; при нарушении этих прав каждый гражданин может обратиться в суд;
Гражданский кодекс РФ – в первой части говориться о предприятиях, юридических лицах, статусе гражданина, собственности, сделках, отражены вопросы чести и достоинства; во второй части регулируются предпринимательские отношения, имущественные отношения граждан;
Кодекс РФ об административных правонарушениях – ст. 14.2, 14.4-14.8, 14.15, 14.16 определяют административную ответственность работников торговли за нарушение правил продажи товаров, обман потребителей, за осуществление деятельности без государственной регистрации или лицензии и т.д;
Закон «О техническом регулировании» - регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении как обязательных, так и на добровольной основе, требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; оценке соответствия;
Закон РФ «О рекламе» - регулирует отношения, возникающие в процессе размещения и распространения рекламы на рынках товаров РФ, определяет основные требования к качеству рекламы и порядку ее размещения;
Правила продажи отдельных видов
товаров - регулируют отношения между
покупателями и продавцами при продаже
отдельных видов
и множество других законов и
подзаконных нормативно-
Предписания, указанные в правовых документах, осуществляется при применении и толковании норм о защите прав потребителей в судебной практике, складывающейся в области разрешения споров с участием потребителей.
Однако знание общих положений потребительского законодательства и особенно Закона «О защите прав потребителей» очень полезно даже с психологической точки зрения, вступая в отношения с представителями бизнеса или государства, оказываясь в состоянии конфликта с ними, мы должны осознавать, что нас поддерживает закон, что у нас есть определенные права. Тогда мы непременно почувствуем себя значительно увереннее и, как следствие, наше поведение будет существенно отличаться от поведения человека, который никогда не слышал ни о своих правах, ни о законе, их защищающем.
Основы правового регулирования
Около 45 лет назад, 15 марта 1962 г., президент США Джон Кеннеди произнес речь, в которой провозгласил четыре основных права потребителей:
- право на выбор;
- право на безопасность;
- право быть выслушанным;
- право на информацию.
А много
позже, 9 апреля 1985 года при принятии
резолюции Генеральной
- право на удовлетворение основных нужд означает право на основные (базовые) товары и услуги, обеспечивающие выживание, - на адекватную пищу, одежду, кров, санитарные условия, здравоохранение, образование;
-
право на безопасность
-
право на информированность
- право выбора означает право иметь доступ к разнообразию товаров и услуг, продаваемых по конкретным ценам, а в случае монопольной торговли – иметь при справедливой цене гарантию удовлетворительного качества;
-
право быть выслушанным означае
-
право на возмещение означает
право на удовлетворение
-
право на потребительское
-
право на здоровую окружающую
среду означает право на
Эти права были признаны и Международной организацией Союзов потребителей[1], они же, практически все, нашли свое отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».
В отличие от продавцов-профессионалов потребитель всегда дилетант. Нетрудно предугадать, чем заканчивается столкновение профессионала и дилетанта. Именно поэтому недостаточно дать потребителю права, необходимо научить его этими правами пользоваться. Врачи говорят: «Нельзя вылечить больного, если он сам этого не хочет». Точно так же нельзя защитить потребителя, который делает все, чтобы защита стала невозможной.
Потребитель – не специалист, а это означает, что во взаимоотношениях с продавцом, изготовителем, исполнителем его должны защищать закон и профессионалы. Однако потребители все-таки не стадо баранов, за которых все решают и делают другие. На каждом из нас лежит определенная доля ответственности за то, что с нами происходит, и от поведения потребителя порой зависит, смогут ли профессионалы его защищать.
В 1992 году в России был принят Закон «О защите прав потребителей», который довольно быстро завоевал популярность и стал одним из самых применяемых в России. Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны. Наряду с расширением прав потребителей, устанавливается ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Вносятся существенные изменения в представления о некоторых вопросах, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Тысячи потребителей с помощью этого закона сумели защитить свои права.
Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ.
Информация о работе Защита прав потребителей при покупке товаров