Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:05, курсовая работа
В январе 1992 года правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов. Был введен новый порядок внешэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. В условия так называемой «шоковой терапии» появилась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда. В данном случае это представление связывалось с реализацией стандартной классической стабилизационной программы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ГЛАВА 2. ПРАВО НА КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ
2.1. Качество товаров
2.2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Так, например: Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2005 г. № 163 производителям и импортерам до 31 декабря 2005 г. рекомендуется использование при выпуске и импорте табачных изделий упаковки (пачки) с указанием основной предупредительной надписи «Минздрав России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью» и дополнительных надписей о вреде курения табака: «Курение - причина раковых заболеваний», «Курение - причина смертельных заболеваний», «Оградите детей от табачного дыма», «Курение табака вызывает никотиновую зависимость», «Курение - причина заболеваний сердца»[5].
Информация об изготовителе (продавце).
Приобретая товар, потребитель вправе получить следующую информацию:
1) сведения об изготовителе (продавце);
2) режим работы изготовителя (продавца);
3) реализуемые товары.
Устанавливаются также требования к самой информации: она должна быть предоставлена в необходимом объеме и быть достоверной, и способ доведения данной информации до потребителя - в наглядной и доступной форме при заключении договоров купли-продажи на русском языке и по усмотрению изготовителя (продавца) на иных языках народов РФ.
О языках, используемых в сфере обслуживания и в коммерческой деятельности Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» в ст. 22 говорит следующее: «Отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».[6]
Обязанность изготовителя (продавца)
своевременно предоставлять потребителю
информацию о товарах, надо воспринимать
исходя из предположения об отсутствии
у потребителя специальных
Следует также отметить, что несоблюдение
правил о предоставлении информации
в необходимом объеме на русском
языке, даже если она имеется на иностранном
языке, следует воспринимать как
непредставление такой
Изготовитель (продавец) обязан предоставить потребителю следующую информацию:
1) фирменное наименование своей организации;
2) место ее нахождения (юридический адрес);
3) режим работы;
4) информацию о лицензии и
(или) свидетельстве о
«C 30 марта 2005 года продавцы вдобавок к перечисленным реквизитам должны сообщать потребителю наименование и адрес импортера. Такая информация понадобится покупателю, если он решит подать на него в суд»[7].
Информация по п.п. 1-3 располагается в конкретно указанном месте - на вывеске. В торговле вывеска является основным средством индивидуализации продавца и основным источником, откуда потребитель может почерпнуть о нем информацию.
Рассмотрим вопрос: чем же вывеска отличается от рекламы?
Вывеска - это информация о предприятии (название, адрес, профиль и т. д.), размещенная перед входом в здание. Задача такой информации - сообщать неограниченному кругу лиц о том, что данная организация находится именно в этом, а не в каком-либо другом месте.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», рекламой может быть признана только та информация, которая формирует и поддерживает интерес к предприятию и его товарам в целях их реализации[8].
Вывеска может содержать наименование организации и иную идентифицирующую информацию: режим работы, адрес, профиль деятельности, наименование учредителей, товарные знаки и др. Также вполне допустимо указание на вывеске группы реализуемых товаров или услуг без выделения их каких-либо особых положительных качеств. Например, указание на вывеске такой информации, как «Продукты питания» или «Мебель», не является рекламой, поскольку такая информация является идентифицирующей и относится к профилю деятельности предприятия.
Но когда вывеска содержит дополнительную информацию, призванную вызывать интерес потребителей товаров и услуг, то это уже реклама. Например, вывески, содержащие выражения «Самые лучшие и надежные компьютеры» или «Самый широкий выбор качественных сыров», безусловно, будут являться рекламой. В таких случаях не избежать налогообложения.
Важно, чтобы вывеска находилась по местонахождению организации, на здании или в пределах помещений, занимаемых предприятием. При необходимости предприятие может разместить несколько вывесок, поскольку действующее законодательство не предусматривает на этот счет каких-либо ограничений[9].
Но бывают и такие ситуации:
ООО «Ньюс Аутдор» размещало наружную рекламу - отдельно стоящие двусторонние щиты с рекламой алкогольной продукции «MARTEL. Искусство выбирать лучшее», «Cognac COURVOISIER. Клуб любителей настоящего коньяка», «Johni Walker. Red Label», «THE CHIVAS REGAL» на улице Миклухо-Маклая, на пересечении Ленинградского шоссе и улицы Правобережная, на Каширском шоссе. Это территории, прилегающие к магазинам «Рамстор».
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
Реклама алкогольной продукции размещалась ООО «Ньюс Аутдор» на рекламных щитах на улице, а не в помещении, что определяло ее воздействие на неопределенный круг лиц, не являющихся потребителями данной рекламы и потенциальными покупателями алкогольной продукции, в том числе и на несовершеннолетних. Таким образом, ООО «Ньюс Аутдор» нарушило рекламное законодательство в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Реклама, размещаемая этим рекламораспространителем, является ненадлежащей и противоречит принятым в Российской Федерации подходам к нравственно-этическому воспитанию подрастающего поколения, установленным статьей 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статьей 2 ФЗ «О рекламе», пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[10].
Информация о товаре.
Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Объем обязательной информации о товаре определен в ст. 10 Закона «О защите прав потребителя».
Если приобретаемый
Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).
При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
сертификат или декларация о соответствии;
копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший)[11].
Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
При продаже товаров покупателю
предоставляется возможность
Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.
Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.
В Закон включены положения, обеспечивающие защиту прав потребителей при осуществлении продажи товаров дистанционным способом, то есть в случаях, когда потребитель заключает договоры на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным в фотографиях, по радио, по телевидению, через Интернет или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара. Установлены дополнительные гарантии соблюдения прав потребителей при осуществлении таких продаж, специальные требования к информации о товаре и способу ее предоставления и др.[12] Например, при заказе товаров через различные «магазины на диване», «интернет-магазины» люди не видят их заранее. Многие боятся приобретать товары таким образом. Вдруг вещь только в каталоге или на экране компьютера выглядит привлекательной, а на самом деле вовсе не стоит тех денег, которые за нее просит продавец? Но теперь покупателя так просто не проведешь. Статья 26.1 Закона обязывает фирму-продавца еще до заключения договора с клиентом предоставить ему информацию об основных потребительских свойствах товара, своем адресе, месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца и изготовителя, о цене и об условиях приобретения товара. Также потребителю нужно сообщить сведения о доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке на товар, порядке его оплаты и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Кроме того, фирма должна сообщить покупателю о порядке и сроках возврата товара. Потребитель вправе отказаться от покупки в любое время до его передачи, а после передачи - в течение семи дней.
Но стоит иметь в виду, что если информация о порядке и сроках возврата не была предоставлена клиенту в письменной форме в момент доставки, он вправе отказаться от покупки в течение трех месяцев с момента передачи товара.
При отказе потребителя от покупки продавец должен вернуть ему деньги, за исключением расходов на доставку возвращенного товара. Причем деньги нужно отдать не позднее чем через десять дней с момента получения требования о возврате[13].
2.2 Последствия продажи товара ненадлежащего качества
Именно с понятием надлежащего качества товара связаны понятия недостатков и существенных недостатков товара, а следовательно, и возникновение правовых последствий в случае несоблюдения требований к качеству.
Недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Таким образом, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков.
Несоответствие товара обязательным требованиям может быть установлено независимой товарной экспертизой. Несоответствие товара условиям договора также можно установить с помощью экспертов, а если несоответствие очевидно, в проведении экспертизы нет необходимости. Трудности могут возникнуть только в части установления условий заключенного договора. Ситуация, когда условия договора купли-продажи оговариваются устно, очень распространена. В этом случае потребитель не лишен возможности доказывать с помощью свидетельских показаний, какие именно условия договора были установлены при его заключении, на это прямо указывает ст. 493 ГК РФ.
Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Таким образом, если товар имеет хотя бы один из выше перечисленных признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар – имеющим существенный недостаток.
Факт невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием.
Для подтверждения факта проявления
недостатка вновь после его устранения
достаточно справки или квитанции
об устранении этого недостатка ранее,
а также подтверждения
Информация о работе Защита прав потребителей при покупке товаров