Защита прав потребителей при покупке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

В январе 1992 года правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов. Был введен новый порядок внешэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. В условия так называемой «шоковой терапии» появилась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда. В данном случае это представление связывалось с реализацией стандартной классической стабилизационной программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ГЛАВА 2. ПРАВО НА КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ

2.1. Качество товаров

2.2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества

2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГП.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

Одновременно с этим следует  отметить, что в судебной практике встречаются случаи, когда судьи оставляют без движения иски потребителей по мотиву неоплаты их государственной пошлиной[29].

 

Ст. 12 предусматривает ответственность  изготовителя (продавца) за ненадлежащую информацию о товаре.

 

Закон «О защите прав потребителей» вводит критерий оценки необходимого объема и достоверности информации (ст. 10). Этим критерием служит наличие возможности у потребителя правильного выбора товара. Именно этот критерий достаточно часто ложится в основу судебных решений по делам о защите прав потребителей.

 

Рассмотрим пример:

 

В России большое распространение  получила продажа так называемых трансгенных продуктов. Генетические модификации могут придать дополнительные полезные свойства многим товарам (например, увеличить срок годности, снизить их стоимость, защитить от быстрой потери влаги и т.д.). Однако дискуссии о том, наносят ли такие продукты существенный вред здоровью, еще продолжаются. В любом случае покупатель вправе решить, хочет ли он приобрести товары, полученные при помощи генной инженерии, или нет.

 

На сегодняшний день, даже тщательно  изучив упаковку, потребитель не может  быть уверен, что продукт натуральный. Ведь информацию о том, что продукты являются трансгенными, фирмы должны указывать, только если доля генно-модифицированных организмов в них превышает 0,9 процента.

 

Какая же ответственность будет  грозить фирме, не проинформировавшей потребителя. Согласно статье 12 Закона № 2300-1, покупатель вправе потребовать  от организации возместить все убытки, связанные с использованием товара (в т.ч. вред здоровью). Если генные продукты безвредны, потребителю будет трудно доказать размер ущерба. Однако нельзя забывать, что клиент вправе требовать от фирмы возместить моральный вред, а эти суммы законом не лимитированы (ст. 15 Закона № 2300-1)[30].

 

Статья 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»  устанавливает обязательные требования к содержанию информации о товаре, которая должна включать срок его  годности, а также сведения о необходимых  действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанного срока представляет опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становится непригодным для использования по назначению. Данная информация должна доводиться до сведения потребителей на этикетках продуктов питания.

 

На мой взгляд, при реализации продуктов питания с истекшим сроком годности продавцы не совершают  обмана покупателей путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара. Они ни устно, ни письменно не передают покупателям заведомо искаженной информации об истекших сроках годности продуктов. На этикетках реализуемых продуктов питания в доступном для понимания виде доводится информация для потребителей о сроках годности товаров, как того требует ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей». И ни один из нормативных актов не возлагает на продавцов обязанности дополнительно сообщать покупателю информацию, которая уже содержится на этикетке товара.

 

 

Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей

 

Равная и реальная защита интересов  потребителей повсеместно на территории РФ может быть обеспечена только развитой и крепкой системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии всех составляющих ее ветвей и разграничении и конкретизации их задач, полномочий, сфер действия.

 

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной  службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор), в соответствии с которым служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

 

Роспотребнадзор (его территориальные  органы) вправе:

 

- направлять в лицензирующий  орган материалы о нарушении  прав потребителей для рассмотрения  вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

 

- направлять в органы прокуратуры  и другие правоохранительные  органы по подведомственности  материалы для решения вопросов  о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей;

 

- обращаться в суд с заявлениями  в защиту прав потребителей, законных  интересов неопределенного круга  потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.

 

Роспотребнадзор (его территориальные  органы) может быть привлечен судом  к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или  по инициативе лиц, участвующих в  деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей[31].

 

Большая работа по рассмотрению жалоб  потребителей, их консультированию, оказанию практической помощи потребителям в  восстановлении их нарушенных прав, в  том числе и в судебном порядке, проводится органами местного самоуправления.

 

В связи с тем, что именно органы местного самоуправления решают вопросы  местного значения, они могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю.[32]

 

Сформировавшаяся система государственной  защиты прав потребителей не всегда позволяет  эффективно организовывать работу в  сфере обеспечения безопасности и качества продукции. Большой вклад  в реализацию потребительской политики вносят общественные объединения потребителей (союзы, ассоциации, общества) потребителей, действующие на национальном уровне, уровне субъектов РФ, а также в муниципальных образованиях.

 

Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (городские, районный, областные и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной техники России; клуб потребителей «Привереда» и др.) Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей). Такие общественные объединения наделены правами (ст. 45 Закона):

 

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, соответствия потребительских свойств товаров информации о них;

 

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях и направлять их для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления;

 

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения  о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву с внутреннего рынка товаров, не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям и др.

 

Одним из распространенных мероприятий  по защите прав потребителей является «контрольная закупка», основная цель которой - проверить, как работает продавец: пробивает ли он чеки, не допускает ли обмера, обвеса или обсчета покупателей.

 

На сегодняшний день проводить  контрольные закупки вправе только представители Госторгинспекции. Сотрудники милиции этого права были лишены Законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ. На практике обычно организовываются совместные рейды, с привлечением в качестве помощников правоохранительных органов. Несмотря на проведенную административную реформу, регулирующий действия Госторгинспекции по проверкам, документ, на основании которого они проводятся, остался прежним - это постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 866 «О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ».

 

Если в ходе контрольной закупки  или дальнейшей проверки торговой деятельности индивидуального предпринимателя  выявились нарушения, инспектор  составляет протокол об административном правонарушении. Затем руководитель территориального органа Госторгинспекции, в соответствии с порядком рассмотрения дел об административных правонарушениях, рассматривает дело предпринимателя и решает, штрафовать его или нет.

 

Так, если протокол подписал продавец, когда самого индивидуального предпринимателя на торговой точке не было, то суд может признать данный факт существенным и отменить на этом основании решение контролирующего органа. Однако на составление протокола инспекторам отведено двое суток, поэтому в таких ситуациях опытные инспекторы в акте проверки делают запись: «Протокол составить немедленно после выявления нарушения не представляется возможным из-за отсутствия индивидуального предпринимателя/руководителя организации или его законного представителя». Если этой записи нет, то предприниматель сможет избежать уплаты штрафа, если арбитражный суд примет его сторону, поскольку, согласно п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол нужно составить сразу же после того, как выявлено нарушение. Если же такая запись сделана, то предпринимателю придется явиться в инспекцию, чтобы подписать этот документ через два дня после составления акта проверки. Некоторые предприниматели полагают, что штрафа можно избежать, попросту не явившись в назначенный срок в инспекцию. Это не так. Если не прийти в инспекцию, будет назначено административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ), которое может растянуться еще на месяц. За это время инспекция направит дело в МВД для поиска и принудительного доставления должника. В итоге подписать протокол все же придется. Однако предприниматель может подписать протокол (или акт проверки) с оговоркой: «С протоколом (или актом) не согласен».

 

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин[33].

 

Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей.

 

По сообщению Роспотребнадзора, ежегодно 15 марта под эгидой Всемирной  организации союзов потребителей (CI) отмечается Всемирный день защиты прав потребителей![34].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

В результате проведенного исследования можно отметить, что на сегодняшний  день тема «Защита прав потребителя  при продаже товаров» является одной  из наиболее значимых в силу осуществления  сильной потребительской политики, реформирования рыночных отношений, потому как в связи с этим возникла острая необходимость наведения порядка в части полного и достоверного информирования потребителей о товарах, их изготовителях, продавцах (как отечественных, так и зарубежных); необходимость в упорядочении государственной политики, обеспечении безопасности и качества товаров, работ, услуг.

 

Объектом исследования можно выделить:

 

- отношения, возникающие между  потребителем и изготовителем,  исполнителем, продавцом при продаже  товаров;

 

- установление прав потребителей  на приобретение товаров надлежащего  качества и безопасных для  жизни и здоровья потребителей;

 

- получение информации о товарах  и об их изготовителе (продавце);

 

- государственная и общественная  защита интересов потребителей и определение механизма реализации этих прав.

 

В настоящее время в РФ сформирована комплексная система норм и правил, направленная на защиту прав потребителей. Она призвана защищать интересы лиц, которые, не обладая специальными познаниями и возможностями в области прав, приобретают товары и услуги у профессионально подготовленных участников рынка, как предпринимателей.

 

Законодательство в области  защиты прав потребителей включает в  себя нормы разных законных и подзаконных  нормативных актов, основным из которых является Федеральный закон «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения с участием потребителей, определяет права потребителей и механизм их реализации.

 

В сравнении с прежним законом  новая редакция Закона уточнила и  конкретизировала основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений.

 

В Законе «О защите прав потребителей»  уделяется большое внимание установлению и реализации таких прав, как:

 

- право на удовлетворение основных нужд;

 

- право на безопасность;

 

- право на информацию;

 

- право выбора;

 

- право быть выслушанным;

 

- право на возмещение;

 

- право на потребительское просвещение;

 

- право на здоровую окружающую  среду.

 

Закон осуществляет защиту путем установления указанных прав потребителей и обязанностей продавцов, изготовителей, а также путем установления норм, регулирующих вопросы права потребителей при их нарушении и ответственность.

 

Дополнительной гарантией соблюдения прав потребителей является также то, что защита прав потребителя осуществляется не только конкретным лицом, чьи потребительские права нарушены, но и государственными и общественными организациями. Так, ФЗ «О защите прав потребителей» установил в этой области специальные полномочия для Федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, иных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, осуществляющие контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, за качеством и безопасностью товаров.

Информация о работе Защита прав потребителей при покупке товаров