Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:05, курсовая работа
В январе 1992 года правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов. Был введен новый порядок внешэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. В условия так называемой «шоковой терапии» появилась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда. В данном случае это представление связывалось с реализацией стандартной классической стабилизационной программы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ГЛАВА 2. ПРАВО НА КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НЕСОБЛЮДЕНИЯ
2.1. Качество товаров
2.2. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
2.3. Ответственность за нарушение прав потребителей
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одновременно с этим следует отметить, что в судебной практике встречаются случаи, когда судьи оставляют без движения иски потребителей по мотиву неоплаты их государственной пошлиной[29].
Ст. 12 предусматривает
Закон «О защите прав потребителей» вводит критерий оценки необходимого объема и достоверности информации (ст. 10). Этим критерием служит наличие возможности у потребителя правильного выбора товара. Именно этот критерий достаточно часто ложится в основу судебных решений по делам о защите прав потребителей.
Рассмотрим пример:
В России большое распространение
получила продажа так называемых
трансгенных продуктов. Генетические
модификации могут придать
На сегодняшний день, даже тщательно изучив упаковку, потребитель не может быть уверен, что продукт натуральный. Ведь информацию о том, что продукты являются трансгенными, фирмы должны указывать, только если доля генно-модифицированных организмов в них превышает 0,9 процента.
Какая же ответственность будет грозить фирме, не проинформировавшей потребителя. Согласно статье 12 Закона № 2300-1, покупатель вправе потребовать от организации возместить все убытки, связанные с использованием товара (в т.ч. вред здоровью). Если генные продукты безвредны, потребителю будет трудно доказать размер ущерба. Однако нельзя забывать, что клиент вправе требовать от фирмы возместить моральный вред, а эти суммы законом не лимитированы (ст. 15 Закона № 2300-1)[30].
Статья 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает обязательные требования к содержанию информации о товаре, которая должна включать срок его годности, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанного срока представляет опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становится непригодным для использования по назначению. Данная информация должна доводиться до сведения потребителей на этикетках продуктов питания.
На мой взгляд, при реализации продуктов питания с истекшим сроком годности продавцы не совершают обмана покупателей путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара. Они ни устно, ни письменно не передают покупателям заведомо искаженной информации об истекших сроках годности продуктов. На этикетках реализуемых продуктов питания в доступном для понимания виде доводится информация для потребителей о сроках годности товаров, как того требует ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей». И ни один из нормативных актов не возлагает на продавцов обязанности дополнительно сообщать покупателю информацию, которая уже содержится на этикетке товара.
Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей
Равная и реальная защита интересов потребителей повсеместно на территории РФ может быть обеспечена только развитой и крепкой системой защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии всех составляющих ее ветвей и разграничении и конкретизации их задач, полномочий, сфер действия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор), в соответствии с которым служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Роспотребнадзор (его территориальные органы) вправе:
- направлять в лицензирующий
орган материалы о нарушении
прав потребителей для
- направлять в органы
- обращаться в суд с
Роспотребнадзор (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей[31].
Большая работа по рассмотрению жалоб потребителей, их консультированию, оказанию практической помощи потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и в судебном порядке, проводится органами местного самоуправления.
В связи с тем, что именно органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, они могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю.[32]
Сформировавшаяся система
Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (городские, районный, областные и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной техники России; клуб потребителей «Привереда» и др.) Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей). Такие общественные объединения наделены правами (ст. 45 Закона):
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, соответствия потребительских свойств товаров информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях и направлять их для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву с внутреннего рынка товаров, не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям и др.
Одним из распространенных мероприятий по защите прав потребителей является «контрольная закупка», основная цель которой - проверить, как работает продавец: пробивает ли он чеки, не допускает ли обмера, обвеса или обсчета покупателей.
На сегодняшний день проводить
контрольные закупки вправе только
представители Госторгинспекции
Если в ходе контрольной закупки
или дальнейшей проверки торговой деятельности
индивидуального
Так, если протокол подписал продавец, когда самого индивидуального предпринимателя на торговой точке не было, то суд может признать данный факт существенным и отменить на этом основании решение контролирующего органа. Однако на составление протокола инспекторам отведено двое суток, поэтому в таких ситуациях опытные инспекторы в акте проверки делают запись: «Протокол составить немедленно после выявления нарушения не представляется возможным из-за отсутствия индивидуального предпринимателя/руководителя организации или его законного представителя». Если этой записи нет, то предприниматель сможет избежать уплаты штрафа, если арбитражный суд примет его сторону, поскольку, согласно п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол нужно составить сразу же после того, как выявлено нарушение. Если же такая запись сделана, то предпринимателю придется явиться в инспекцию, чтобы подписать этот документ через два дня после составления акта проверки. Некоторые предприниматели полагают, что штрафа можно избежать, попросту не явившись в назначенный срок в инспекцию. Это не так. Если не прийти в инспекцию, будет назначено административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ), которое может растянуться еще на месяц. За это время инспекция направит дело в МВД для поиска и принудительного доставления должника. В итоге подписать протокол все же придется. Однако предприниматель может подписать протокол (или акт проверки) с оговоркой: «С протоколом (или актом) не согласен».
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие
предпринимательскую
Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей.
По сообщению Роспотребнадзора, ежегодно 15 марта под эгидой Всемирной организации союзов потребителей (CI) отмечается Всемирный день защиты прав потребителей![34].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно отметить, что на сегодняшний день тема «Защита прав потребителя при продаже товаров» является одной из наиболее значимых в силу осуществления сильной потребительской политики, реформирования рыночных отношений, потому как в связи с этим возникла острая необходимость наведения порядка в части полного и достоверного информирования потребителей о товарах, их изготовителях, продавцах (как отечественных, так и зарубежных); необходимость в упорядочении государственной политики, обеспечении безопасности и качества товаров, работ, услуг.
Объектом исследования можно выделить:
- отношения, возникающие между потребителем и изготовителем, исполнителем, продавцом при продаже товаров;
- установление прав
- получение информации о
- государственная и
В настоящее время в РФ сформирована комплексная система норм и правил, направленная на защиту прав потребителей. Она призвана защищать интересы лиц, которые, не обладая специальными познаниями и возможностями в области прав, приобретают товары и услуги у профессионально подготовленных участников рынка, как предпринимателей.
Законодательство в области защиты прав потребителей включает в себя нормы разных законных и подзаконных нормативных актов, основным из которых является Федеральный закон «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения с участием потребителей, определяет права потребителей и механизм их реализации.
В сравнении с прежним законом новая редакция Закона уточнила и конкретизировала основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений.
В Законе «О защите прав потребителей» уделяется большое внимание установлению и реализации таких прав, как:
- право на удовлетворение основн
- право на безопасность;
- право на информацию;
- право выбора;
- право быть выслушанным;
- право на возмещение;
- право на потребительское
- право на здоровую окружающую среду.
Закон осуществляет защиту путем установления указанных прав потребителей и обязанностей продавцов, изготовителей, а также путем установления норм, регулирующих вопросы права потребителей при их нарушении и ответственность.
Дополнительной гарантией
Информация о работе Защита прав потребителей при покупке товаров